Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/10.9.2009/

Святой преподобный Саввв Крыпецкий



     На родине Великой Княгини Ольги, в псковской земле, расположился монастырь Иоанна Богослова. В этом 1997 году , 28 августа 10 сентября но новому стилю празднуется 502-летняя годовщина основателя и небесного покровителя этого монастыря - преподобного Саввы Крыпецкого. Обитель эта в течение многих веков была духов- ным оплотом северо-западных пределов великого христианского государства.

     К сожалению, в 1995 г. 500-летний юбилей богоизбранного молитвенника и чудотворца Саввы Крыпецкого остался без внимания.

     


     Евфросин Псковский, Иоанн Богослов, Савва арх.Сербский и Савва Крыпецкий

     Крыпецкий Иоанно - Богословский мужской монастырь, находится во Псковской епархии, в 25 километрах от Пскова. Основатель обители - Савва пришёл в Псков со Св. Афонской горы или из Сербии, принес с собой образ Иоанна Богослова, написанный на кипарисовой доске, и Сербское евангелие 15 века, которое ныне сберегается в Древнехранилище Псковского музея. Вначале Савва поселился в Снетогорском монастыре, близ г. Пскова, там был принят игуменом и братией. Но близость этой обители от города и стремление к пустынножительству побудили Савву покинуть Снетогорский монастырь и перейти в Елизаровский, к Преподобному Евфросину, у которого он пробыл несколько лет. Но и на реке Толбе Савва пробыл недолго, его тянуло в более пустынные места, желая ещё строжайшего уединения, одинокой жизни и подвижничества Савва выпросил у Евфросина благословение на пустынножительство. С благословения Ефросина он отправился в урочище Крыпецы ("крыпа" значит "лодка, рыбачий челнок"), место, не очень далекое от Пскова (22 км. по прямой), но глухое и труднодоступное даже сегодня. Это небольшая песчаная возвышенность, остров среди непролазных лесных болот, где жили только дикие звери, около озера, обильного рыбой.

     Там, на камне Савва поставил себе малую хижину и там жил в посте и молитве. Нелегко ему приходилось в глухом лесу, среди топких болот, зверья и комарья. Возделывал землю, чтобы от своих трудов питаться, а не от чужих. Вскоре к нему стали стекаться на жительство ученики, привлекаемые молвою о святой его жизни.

     В 1487 году был официально основан мужской монастырь "на вече". Ему дана была крепостная грамота на землю с уставом монастырского строения. Первый храм монастыря был деревянным.

     Не желая сам начальствовать, блаженный старец в обители своей поставил Игумена по имени Кассиана, и устроил общежительство, не дозволяя никому из братии считать что - либо своим, хотя бы кто и пожертвовал из имения своего при вступлении в монастырь. В келии у самого Саввы ничего не было, кроме иконы Спасителя и Божией Матери, убогой мантии да ветхой рогожки, на которой он ложился для короткого отдыха. Крыпецкий отшельник, как описывает его житие, был велик ростом, с бородой седою, как снег, густою и не очень длинною. Преставился преподобный Савва 28 августа 1495 года. Ученики с великим плачем погребли Савву на правой стороне построенной им деревянной церкви Св. Иоанна Богослова.

     Спустя 50 лет по смерти Саввы его житие писал монах Василий из Крыпецкого монастыря. Василий (в иноках Варлаам) (XVI в.) — псковский священник, автор житий, служб святым и других произведений. Писательская деятельность В. падает на 40—60-е гг. XVI в.

     В музее Паганкины палаты сегодня находится Сербское Евангелие, принадлежавшее Савве и икона к. 16 века с изображением Саввы Крыпецкого, с клеймами вокруг, где изображены сцены его жизни. В житии преподобного Саввы записано 20 чудес.

     Мощи святого были обретены вскоре после его смерти, когда по усмотрению Божиему игумен Феоктист возводил вместо деревянной церкви Иоанна Богослова храм каменный и предполагал устроить старцу гробницу. При разборке старых строений и осмотре захоронений мощи преподобного, к сожалению, обнаружены не были, отчего нашла на всех великая скорбь.

     В память святого Георгия служил Литургию монах Исаия. Придя в свою келью отдохнуть, видит он сон, будто находят братья некий гроб дубовый. Вскрывают его, но захоронения не познают и вновь его закрывают. И тут восстал некий старец чудный и указав себе на грудь, сказал: «Я многогрешный Савва, начальник обители сей, перенесший много напастей для Господа. Пришло время, так угодно Богу, быть известными мощам моим."

     И пришедшим игумену с братией подает святой на вкушение три ягоды прекрасных, как символ плодов духовных во имя Отца, Сына и Святаго Духа. чтобы Спаситель услышал молитвы христианские и во веки не оскудела обитель сия.

     Многие притекающие с верою к святым мощам старца получали исцеления не только от душевных, но и от телесных недугов: беснования, глубокой язвы, горячки, скорченных конечностей, головной и зубной боли.

     Описание Его чудесных исцелений представляет из себя простую запись исцелений, происходивших от мощей старца.

     Из чудес, описанных в житии Саввы, особенно знаменательны - следующие.

     Однажды разбойники прошли ночью к обители, чтобы ограбить её. Начальник их один подошёл к обители, но увидел множество людей, ходящих по монастырю с фонарями. Испуганные разбойники обратились в бегство. Им казалось, что за ними гонится множество народа, под предводительством седого старца. На другой день, узнав с удивлением, что в обители никого чужих не было, разбойники раскаялись, а атаман их постригся в обители Преподобного Саввы.

     Один богатый купец псковский по имени Клементий Титов, имевший большую веру к чудотворцу, во время морового поветрия опустошившего Псков, заболел и находился при смерти от глубокой язвы, которая открылась в гортани и душила его. Но когда игумен Иосиф отслужил о нём молебен Преподобному Савве, и прислал ему немного земли с могилы Саввы, то он вкусив её вместе со Св. водою, вскоре выздоровел.

     


     Много и иных чудес записано иноками в обители Преподобного Саввы. В 1581 году, когда Стефан Баторий осаждал Псков, один из вражеских отрядов, грабивших в окрестностях города, решил поживиться за счёт Крыпецкого монастыря. В лесу поймали крестьянина, мучили его и спрашивали: кто в монастыре. Крестьянин сказал, что в монастыре нет никого, монахи из него ушли. Однако, приблизившись к обители враги там увидели русский отряд, от которого они в страхе разбежались. Для того чтобы спастись от позора, они потом уверяли, что в монастыре стоит великая рать Московская. Позже стало известно, что во время нашествия на Псков поляков монахи всех монастырей бежали в город, а в Крыпецах остался один только инок Иоанн. Он рассказывал в последствии, что враги несколько раз подступали к монастырю в намерении зажечь его, но были удерживаемы какой - то невидимой силой. Когда Король удостоверился, что в обители никого не было, то он понял, что сам Бог хранит святое место, и не только запретил войскам своим приближаться к обители, но отпустил пленников, которые придя во Псков рассказали о чудесном событии. Таким образом, в 1581 году обитель была сохранена от разорения.

     К началу XX века Крыпецкий монастырь был одним из богатейших в России. в нём состояло 40 монахов, 21 послушник, а монастырские земельные угодия включали 3602 десятины земли.В 1918 году монастырь закрыт, в 1922 из обители вывезены все ценности (многие из них бесследно исчезли), в 1923 прекращены богослужения в соборе.В 1955-56 годах в храме св. Саввы Сербского расположились скотный двор и конюшня. В мае 1958 году над могилой св. Корнилия был сооружён деревянный храм с иконостасом, куполом и крестом (в сентябре того же года разобран и сожжён). В конце 1950-х монастырю угрожало полное уничтожение (его решено взорвать), однако усилиями учёных-энтузиастов решение было отменено). 30 августа 1960 года постановлением Совета Министров РСФСР ансабль Крыпецкого монастыря объявлен памятником республиканского значения и с тех пор находится под охраной государства.[2]В 1991 году монастырь передан Русской православной церкви. На территории Крыпецкого монастыря проведены реставрационные работы, некоторые полуразрушенные постройки разобраны. На февраль 2009 года в обители проживает 70 человек (монахов и послушников).