Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/16.9.2009/

Крепость ни на небе, ни на земле



     Повесть о старинном каменном городе-крепости, по которой известный курорт получил свое название, соткана из малодостоверных исторических сведений и множества преданий, привлекающих внимание из-за уникального местоположения города…

     

     Нет достоверных сведений о том, или эти грациозные птицы высокого полета сперва угнездились в народной песне, или они предпочли прежде подарить свое имя неприступным кручам, которые человек средневековья считал наиболее безопасными и построил на них каменную крепость на полпути между небом и землей. Достоверно только одно: никому точно не известно, когда возник город-крепость, расположенный на отвесной скале над рекой Моравицей. Между тем, известно, что первые достоверные свидетельства об этом городе относятся к 1413 году, к тому времени, когда деспот Стефан Лазаревич пытался оружием, подкупами, всевозможными дипломатическими ухищрениями, переговорами с турками, которые никак не желали упустить свою выгоду, продлить жизнь Сербии. Известно также, что он возведен на остатках неизвестного укрепления, которые, по мнению археологов, существовало с 4 по 7 век.

     

     

     Исторических свидетельств о жизни Сокограда немного. Город, выстроенный из камня, два километра вверх по течению Моравицы от всем известного в наше время курорта Сокобаня. Турки окончательно завоевали его в 1459 году, когда Сербия перестала существовать как государство. Затем в нем точили и применяли для боя свое оружие австрийцы, причем довольно долго: от 1690 до 1737 года. В 1808 в крепость Сокоград прибыл своевольный и косматый гайдук Велько. Кажется, что правители Сокограда чередовались по времена года, и это – история наш (не)подкупный свидетель – вполне обычно для здешних краев.

     Известно, что Сокоград, как средневековая крепость, воздвигнут на остатках прежних укреплений, впрочем, как и многие здания в этих краях. Известно, что в средневековье – период между древним и новым временем – это был большой город с необычайно крепкими стенами и неровным фундаментом, на который повлиял горный рельеф. Город состоял из двух частей: нижней, до которой было легче добраться, служившей окрестному населению для защиты от врагов, и верхней, где укрывались вельможи и которая представляла собой самое надежное убежище перед лицом наступающей опасности.

     

     Руины старинной крепости, по предположениям археологов, указывают на то, что в Верхний город можно было войти через большой донжон, или дозорную башню. На другой стороне крепости, обращенной к горам, была выстроена высокая оборонительная стена с отверстиями для пушек. Под стеной, в нижней части крепости, и в те смутные времена бурлила жизнь, о чем свидетельствуют цистерны для воды, вмурованные в каменную стену. В середине прошлого века прилежный исследователь нашей древности Александр Дероко отмечал, что он обнаружил и керамические трубы для подвода дождевой воды… Следовало быть готовыми к вооруженным нападениям.

     Сокоград народ называл и Соколац, Соколник, а также Соколица. Сохранилось несколько красивых легенд. Наверное, самая драматичная из них – легенда о Лептерии, как сегодня называется красивейшая часть близлежащей Сокобани.

     Согласно этой легенде, у правителя Сокограда, имя которого осталось неизвестным, была красавица-дочь Лептерия. В нее влюбился Жупан, сын правителя ближнего города Врмачки Град. Конечно, это была большая любовь, но их родители, враждовавшие из-за спорных владений, никогда не дали бы согласие на брак. Тогда молодые договорились, что Жупан с дружиной подъедет к стенам Сокограда, а Лептерия украдкой выйдет через тайный ход. С самого начала вся затея походила на сказку, но отец девушки быстро обнаружил, что она сбежала, и послал за беглецами погоню. Он так разозлился, что приказал воинам убить ее, когда догонят. Лептерия погибла от мечей отцовских воинов, а безутешный Жупан в отчаянии прыгнул в самый глубокий омут реки Моравицы. Место, где погибла девушка, и сейчас называется Лептерия, а омут – Жупан.

     

     Другая легенда повествует о падении Сокограда и в ней говорится, что даже после долгой осады туркам не удалось его завоевать. Крепкая и почти неприступная твердыня успешно противостояла осаде, потому что обитатели крепости вовремя запасли достаточно еды и даже провели в крепость воду. Далее народный сказитель рассказывает, что нападающие обратились за помощью к юродивой женщине-знахарке. За приличное вознаграждение она велела им найти коня, девять дней не давать ему воды и после пустить его обойти вокруг городской стены. Где конь начнет копать копытом, там проложены водопроводные трубы, которые легко перерубить.

     Одновременно, хотя сказитель и не объясняет эту странную игру главной героини своей легенды, женщина послала сообщить правителю города, что его ждет, и посоветовала подковать коней задом наперед и через тайный ход покинуть крепость. Так и было сделано. На следующее утро турки очень перепугались, увидев следы копыт и подумав, что к осажденным тайно прибыло подкрепление. Когда после долгого совещания они все-таки решили войти в город, из-за стен которого уже не доносились голоса защитников крепости, их поразила пустота…

     Третья легенда связана с возникновением курорта Сокобаня, и по сей день ее здесь часто и с удовольствием рассказывают. Мы приводим ее здесь, потому что она тесно связана с историей многострадального Сокограда. Легенда гласит:

     

     Когда-то давным-давно могущественный вельможа, правитель твердыни Сокограда, ехал верхом по долине между горами. Вдруг небо над Озреном потемнело, сверкнула молния с вершины Оштра Чука, грянул гром и содрогнулась вся земля до Шилька на горе Ртань. Испуганный конь взвился на дыбы. Всадник упал и потерял сознание. Когда правитель Сокограда пришел в себя, ему показалось, что все кости у него переломаны. Он не мог подняться на ноги, лежал беспомощно и ждал смерти. Внезапно он услышал журчанье воды. Медленно, стискивая зубы от боли, он подполз к воде, чтобы утолить жажду перед уходом на тот свет.

     Легенда гласит: когда он глотнул воды из доселе неизвестного ему источника, в голове его тут же просветлело. А когда он опустил в воду руку, она вновь обрела силу и он, как был в господской одежде, свалился в источник. В тот же миг к нему вернулось здоровье, и он возвратился в свою крепость. Вернувшись, он сразу же приказал возвести над источником навес. С тех пор слухи о целебной воде в долине между горными цепями Озрен и Ртань уже никто не мог удержать, а много десятилетий спустя к ним присоединилось двустишие Бранислава Нушича, которое до сих пор как любимое изречение повторяют местные жители и их многочисленные гости: Сокобаня, Сокоград – приходишь стар, уходишь млад!

     Сербские средневековые города-крепости – в наши дни лишь немые каменные свидетели прошлого, хранящего еще много загадок – как утверждает упомянутый Александр Дероко, пришли в упадок не потому, что их правители больше не могли удерживать власть, как это было на Западе, а из-за турецкого завоевания. Турки сохранили некоторые старинные города с целью обеспечения безопасности передвижения и контроля над завоеванными территориями, в то время как другие города были или разрушены в ходе завоевания, или просто покинуты. А потом окрестные жители решили, что это удобное место, где можно бесплатно брать камень…

     

     По всей вероятности, Сокоград разделил судьбу старинных городов, которые в новое время никому не были нужны, кроме как, разумеется, окрестному населению как источник материала для строительства домов и водяных мельниц… Но все же есть надежда, что в скором времени Сокограду над Сокобаней будет возвращен первоначальный облик. Об этом свидетельствует и проект архитектора из Сокобани Вукашина Милетича, который несколько лет назад был признан наилучшим и есть надежда, что вскоре он воплотится в жизнь.

     Между тем соколы стали редкостью как вблизи Сокограда, так и над Сокобаней: сейчас они гнездятся только в местных рекламных проспектах, легендах, песнях и топонимах старинных поселений. Может быть, им не хватает руки с рукавицей для соколиной охоты – любимого развлечения средневековых вельмож – или голуби в наше время стали более дружелюбными, свободно слетая на плечи гостей и местных жителей.