Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/22.3.2011/

Умер последний командир королевской подлодки



     

     Последний командир подводной лодки «Небойша» Иван Мишкович умер в Белграде на 92-м году жизни. С его уходом окончательно завершилась история о первой и последней сербской подводной лодке, приобретенной Королевством Сербов, Хорватов и Словенцев в Великобритании в 1928 году. Иван Мишкович был одним из первых членов экипажа подлодки и ее последним командиром, когда она вошла в состав Югославской Армии ФНРЮ.

     

     Королевское верховное командование приобрело в Англии две современные подлодки – «Небойша» и «Храбри» и направило туда на обучение экипажи. После успешного курса обучения, первых плаваний и погружений сербские подлодки пришли в Котор 8 апреля 1928 года.

     

     - Встреча подлодок была потрясающей. Первым поприветствовал подводников гидросамолет, а затем и весь королевский флот…

     Позднее Королевство СХС приобрело еще две подлодки, так что во Вторую Мировую Войну флот вошел с четырьмя подлодками, способными погружаться на глубину до 50 метров. Из четырех королевских подводных лодок Вторую Мировую пережил лишь «Небойша».

     

     17 апреля 1941 года лодка вышла из Котора в Грецию, во время войны некоторое время «Небойша» плавал под югославским флагом и под командованием британского флота, после того как подлодка получила повреждения в начале 1942 года ее использовали в порту Мальты для обучения противолодочных кораблей и самолетов союзников. В мае 1942 года Иван Мишкович был официально назначен командиром «Небойши» с задачей хранить подлодку.

     

     Большая часть команды «Небойши» была распушена или переведена на другие корабли. Единственным югославским офицером, оставшимся на подлодке в порту Валета на Мальте, что является условием для того, чтобы на корабле оставался югославский флаг, был капитан Иван Мишкович.

     

     - Подлодку «Небойша» перевели из Мальты в Барии, а в конце августа 1945 доставили в Сплит. В 1946 году был проведен ее ремонт и она была включена в состав Югославского военного флота под названием «Тара» «801», одно время она базировалась в Сплите, а напоследок ее перевели в Пулу, где она использовалась для обучения подводников.

     

     Капитан первого ранга Иван Мишкович женился на француженке, родившей ему первого сына, но в 1946 году лишился чина.

     

     Для коммунистических властей мой отец был подозрителен и в 1946 году он был арестован как королевский офицер. В тюрьме он находился три месяца и был лишен чина капитана первого ранга и понижен в правах. Чтобы мы выжили отец завершил курсы по экономике и работал экономистом. Однако, в душе Иван Мишкович по-прежнему оставался подводником и командиром «Небойши», - рассказывает его второй сын Петар, родившийся в 1950 году.

     

     - Мой отец был реабилитирован через 60 лет, когда Сербия в 2004 году вручила ему орден за Заслуги перед народом. Сейчас потомок последнего командира подлодки пишет книгу, а РТС готовит телепередачу о «Небойше» и моем отце, - рассказывает Петар Мишкович, с которым мы связались по телефону в Париже, куда он приехал за братом Мишелем, оба они завтра, в среду приедут в Белград на похороны отца.

     

     Когда в 1955 году подлодка «Небойша» была выведена из состава флота и разделана на металлолом, ее командир Иван Мишкович был лишь никому не известным экономистом в Белграде. Он был единственным сербским офицером, который стал командиром и королевской и партизанской подлодки. Со смертью Ивана Мишковича, последнего командира сербской подводной лодки история о «Небойше» стала легендой.

     

    Перевод - Српска.Ру 




 

Loading...

Косовский фронт