Главная страница

Песни родной Сербии

.......................

/6.6.2011/

Новый праздник для косовских детей

Настало время отчитаться за очередную акцию по помощи детям Косово и Метохии. Я уже писала, что в результате продажи изделий, созданных рукодельницами Космета, на Православной ярмарке и в других местах, мы собрали достаточно средств на оплату поездки школьников из села Осояне в Сремски Карловцы, Нови-Сад и на Фрушку гору. Поездка состоялась 13-16 мая. Все хлопоты по ее организации, как всегда, легли на плечи Сережи Попова и Деяна Джурджева – руководителей общества «Косовски божур». Все прошло прекрасно, дети были очень довольны. Единственно, программу пришлось чуть-чуть сократить по сравнению с прежними подобными поездками – все-таки приехали довольно маленькие школьники, с 3 по 7-й класс, они не могли выдержать такого количества новых впечатлений, да и погода не всегда к ним благоволила.

Хочу от себя поблагодарить всех, кто так или иначе внес свой вклад в это нужное дело.

Предоставляю читателям рассказ Сережи Попова о приезде гостей из Осояне:

После почти годового перерыва дети нашего южного края вновь были нашими гостями в Сремских Карловцах. За этот год произошло много всего, что повлияло на работу нашего Общества «Косовски божур», а также на (не)издание журнала. Но об этом – в другой раз и в другом месте. Важно то, что наша акция прошла успешно, в первую очередь за счет усилий наших друзей из России, связанных с сайтом senica.ru. Говоря конкретнее, эту поездку инициировала Ольга Серебровская, собрав вместе с другими людьми доброй воли средства для оплаты проезда и проживания детей. Поскольку жителей села Осояне мы давно знаем и с ними налажена хорошая связь, то нам удалось быстро обговорить все детали путешествия. Вскоре мы получили список из двадцати школьников в возрасте от 9 до 13 лет, и все было готово к поездке. Как и ранее, планировалось, что дети будут жить здесь в семьях. Я хотел бы отметить, что действительно многие люди из Карловцев хотели принять гостей из Метохии, так что организация прошла без проблем. Дети под руководством учителей Далибора Грковича и Срджана Петровича, выехали утром в пятницу 13 мая, и были в Карловцах около 18 часов. Хозяева уже ждали в актовом зале Карловацкой гимназии. За короткое время дети познакомились со своими хозяевами, были распределены по семьям и отправились отдохнуть после долгого пути.

На следующий день, в субботу, около 9 утра мы отправились знакомиться с Нови-Садом, начав, как обычно, с крепости. Сначала дети посетили музей, хранящий следы минувших времен, о которых с воодушевлением рассказывал Деян Джурджев, преподаватель истории в Карловацкой гимназии. Обойдя крепость и полюбовавшись видами на Дунай и Нови-Сад, мы погуляли по центру Нови-Сада и посетили музей Воеводины. Там мы встретили нашего старого друга Дариуша, который познакомил детей с действительно очень богатой экспозицией музея. Посмотрев музей, мы встретились с вероучительницей Еленой и ее учениками (вероучители из Нови-Сада прослышали про приезд детей и захотели внести свой вклад в программу), и все вместе посидели в кафе в центре города, где дети познакомились друг с другом и немного отдохнули (день был очень жаркий). Вскоре после этого мы уже сидели в ресторане «Спенс» и обедали. Конечно, после столь долгой ходьбы дети мечтали лишь об отдыхе, поэтому мы вернулись в Карловцы, где уже ждали хозяева. На оставшуюся часть дня ничего специально не планировалось, но большинство из нас снова встретились в начале вечера на площади в центре города, которая, как обычно, была полна народу.

Воскресенье мы начали с Божественной литургии в Горней церкви в Карловцах. После легкого завтрака мы направились в сторону Фрушкой горы, первым пунктом назначения был монастырь Крушедол. Проводил экскурсию Деян Джурджев. Он рассказал много интересных подробностей из богатой истории этого монастыря. В монастыре Гргетег сестры приготовили небольшое угощение для детей, и были очень тронуты их пением косовских песен. После посещения Ново-Хоповo школьники явно устали, так что вместо запланированной экскурсии по Старо-Хоповo отправились прямо на обед. Дети быстро опустошили тарелки, и сразу же продолжили игры вокруг ресторана, расположенного на краю леса.

Возвращение в Карловцы, небольшой отдых, и вечером снова встреча в гимназии. Единственная ее цель – общение. Началась встреча с выступления учителя Далибора, который коротко рассказал о селе Осояне и пригласил жителей Карловцев в гости. Дети спели несколько песен, и это, вероятно, был самый волнующий момент встречи. После небольшого угощения дошла очередь и до игр. Да каких игр! Об этом, как и в предыдущие годы, позаботились наши русские друзья (из Москвы, Мурманска и других городов), прислав большое количество интересных творческих игр и игрушек. Ими занялись практически все – и дети, и взрослые. Что это была за мастерская, лучше всего показывают фотографии. После этого дети кратко описали свои впечатления от поездки. Двухчасовая встреча подходила к концу, и пора было отдыхать, потому что на завтра был запланирован заезд в Белград и посещение зоопарка.

В понедельник рано утром погода преподнесла нам сюрприз – вместо вчерашнего солнца дул холодный ветер и шел дождь – то меньше, то сильнее. Решив, что это не лучшее время для посещения зоопарка, мы отменили запланированную совместную поездку в Белград и простились с нашими гостями. Во второй половине дня они сообщили, что благополучно прибыли домой.

Я хочу поблагодарить прежде всего Ольгу и друзей с senica.ru, без которых поездка не была бы возможна, а также всех русских друзей, которые передали для детей посылки с игрушками. Благодарность выражаем и семьям, которые принимали детей в Карловцах, а также вероучителям из Нови-Сада. Главную же благодарность я хотел бы выразить детям многострадальной Метохии. Они стойко переносят трудности, выпавшие на их долю, находя силы на песни, танцы, смех, и надеются, что завтра будет лучше, чем сегодня.

Из сочинений, посвященных поездке:

«Я прекрасно провел время в Сремских Карловцах. И прекрасно провел время в семье Галич. Мы ездили в монастыри Фрушка-Горы и в Нови-Сад. Было много красивых девочек. Мы смотрели музеи, церкви. Фотографировались в центре города. Ходили на Дунай и т.д.»

«В Сремских Карловцах было прекрасно, а больше всего мне понравилось, когда мы гуляли по Нови-Саду и видели много всего, и познакомились со многими друзьями. Мы ходили в парк, там было замечательно. Я каталась на велосипеде и на роликах, играла с другими детьми. Мы ходили в два музея и видели много красивых вещей. Лучше не буду говорить, что еще видела, иначе никогда не закончу.»

«Поездка в Сремски Карловцы была большим событием для нас. В моей памяти останутся люди, которые сердечно заботились о нас и предлагали нам то, чего нет у нас дома – свободу.»

Остальные фотографии можно посмотреть здесь: