Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/3.8.2011/

Желько Цвиянович : Андерс Брейвик - европейское 11 сентября



     

     Европа, которая не хочет меняться по сути, сама породила Андерса Брейвика

     

     Мнимые восторги, по поводу сербов, выраженные массовым убийцей из Осло, Андерсом Брейвиком, вызвали бурную реакцию на общественной сцене в Сербии. Она достигла такой силы, что одна из газет поместила статью под заголовком «Умалишенные борются за права сербов!»

     

     У 32-летнего Брейвика, в прошедшие выходные убившего в Осло 76 норвежцев, найден составленный им манифест на 1 500 страницах, где он провозгласил себя антиисламским христианским фундаменталистом, и восхвалял борьбу сербов в войнах 90-х годов.

     

     Брейвик указал, что натовские бомбардировки Сербии в 1999 году были направлены против «наших братьев сербов», стремившихся изгнать ислам путем депортации албанцев обратно в Албанию. Кроме того, Брейвик написал, что ему хотелось бы познакомиться с арестованным лидером боснийских сербов Радованом Караджичем, который «своими усилиями освободить Сербию от ислама навсегда запомнится как честный воин-крестоносец и европейский военный герой».

     

     Сербская антинациональная интеллигенция опасается того, что манифест Брейвика покажет, что его на преступление вдохновили войны, которые вели сербы. Она также опасается за международную репутацию сегодняшней Сербии, лидеры которой, стремясь к членству в ЕС, от этих войн отказываются.

     

     Один из лидеров неправительственного сектора, Миленко Дерета, заявил, что Брейвика вдохновили не все сербы, а лишь «политика группы» Слободана Милошевича, демонизированного Западом сербского лидера 90-х годов. «Пора наконец как следует разобраться, что это была за политика», самокритично призывает Дерета.

     

     Воин Димитриевич, один из самых влиятельных интеллектуалов антинационального неправительственного сектора, выступил еще более радикально. Он заявил, что устроенная Брейвиком кровавая баня стала на деле «успехом медийной войны, которая велась во времена Милошевича». «Брейвик может иметь последователей в Сербии», добавил Димитриевич.

     

     Эти интеллектуалы, чьё кредо состоит в отказе от всех национальных интересов Сербии ради вхождения в ЕС, в приступе экстремальной самокритики забыли что-то очень важное. А именно, Брейвик вспомнил не только сербов. В своем манифесте он поддержал Израиль, христиан в Армении и консервативных хинду. Кроме них, он выразил восторг по поводу создания христианских государств в Южной Нигерии и Судане, и превозносил русских, таиландцев, филиппинцев и китайцев как борцов против джихада.

     

     Нигде, кроме Сербии, интеллектуалы не посчитали нужным откреститься от преступления Брейвика, а тем более проявлять самокритичность по отношению к собственным странам. Данный приступ самокритики многие объясняют тем, что западные страны вот уже 20 лет финансируют неправительственные организации и близкие им СМИ в Сербии, цель которых обвинить сербов в войнах 90-х годов.

     

     Эта кампания демонизации сербов, начатая в 90-е годы, снова активизировалась в последние четыре года, в течение которых США и наиболее влиятельные страны ЕС пытаются заставить сербское правительство принять независимость Косово. Речь идет о сербском крае, преимущественно населенном мусульманскими албанцами, который отделился от Сербии во время натовских бомбардировок 1999.

     

     С тех пор нарастает нажим западных стран на Сербию принять независимость Косова, провозглашенную вопреки положениям международного права. Но нельзя сказать, что мотивом для антисербской кампании в немногочисленных, зато весьма влиятельных прозападных кругах в Сербии, являются только деньги с Запада. Речь идет о двадцатилетней индоктринации сербов, интеллектуальные круги которых провинциализируются, убежденные, что сербы должны совсем повернуться к Западу, раздробляющему их территорию.

     

     В то время, когда Сербия воевала за свою косовскую территорию в течение 90-х, и после развала Югославии помогала сербскому народу, оставшемуся в других республиках, на Западе ее обвиняли в национализме почти нацистского типа.

     

     Но два выше упомянутых интеллектуала, признанные западным общественным мнением и в 90-е, и сегодня, и тогда и сейчас упустили указать, что «националистическая» Сербия, наряду с Черногорией, осталась единственным мультиэтническим государством на территории бывшей Югославии. В состав ее правительства сегодня входят два этнических мусульманина, причем один из них, согласно исследованиям общественного мнения, относится к числу самых популярных среди сербов министров.

     

     Дерета и Димитриевич не сказали также, что Милошевич, будучи левым и атеистом, не мог вести в Косове религиозную войну против мусульман; он вел ее против сецессионистских сил, наряду со странами Запада поддерживаемых и Албанией. Они забыли сказать, что Брейвик мог восторгаться не Сербией 90-х годов, а её свирепым образом, создаваемым на Западе, и поддерживаемым прозападными неправительственными организациями в Сербии. Поэтому Брейвик - детище не «сербской пропаганды времён Милошевича», как утверждает Димитриевич, а результат западной антисербской пропаганды того времени, которую в Сербии как раз представляет господин Димитриевич. К созданию подобного образа Сербии в 90-е годы приложили усилия и влиятельные философы Бернар-Анри Леви и Алэн Финкелькраут, историки Ноэль Малькольм, Тимоти Гартон Эш, а также целая плеяда журналистов, извещавших о войнах в бывшей Югославии.

     

     Если Брейвика могла мотивировать не Сербия, а ужасающий её образ, скроенный на Западе, то спрашивается - что же в этом чудовищном образе ему могло понравиться? При вероятной психопатологической черте его характера, Брейвик, входящий в норвежскую элиту и, несомненно, достаточно образованный и информированный, представляет драматический и трагический финал серьезной тенденции в кризисной Европе. Поэтому его мотивы не следует искать только в его психологии, как и в случае террористов 11-го сентября 2001 года.

     

     Итак, преступление Брейвика следует рассматривать в более широком контексте, чем собственно норвежские обстоятельства. Даже можно сказать, что речь идет о своеобразном «европейском преступлении». При этом следует учитывать исторический факт, что Европа является единственной территорией, на которой высокая степень цивилизационных достижений (письменность, технология и т.п.) зачастую оказывалась недостаточной для предотвращения развития грубых исторических сценариев.

     

     Нацизм возник не на «примитивных» Балканах, а в сердце европейской Германии, коммунизм также родился в немецкой философской мысли. Многие критики нынешней Европы согласятся с тем, что она со своим кризисом борется путем постепенного отказа от демократии, погружаясь в бюрократизм. А по природе вещей, любой бюрократизм порождает авторитаризм.

     

     Европой сегодня правят политики, очень далекие от своих великих предшественников. Ее возглавляет Херман ван Ромпей, анонимный бельгийский христианский демократ, не избранный, а назначенный на эту должность. Иностранными делами и обороной ЕС ведает англичанка Кэтрин Эштон, которую никогда в жизни не избирали ни на одну должность. Из-за неимения легитимности, ее противники говорят, что она на такой высокой должности оказалась лишь благодаря тому, что вышла замуж за друга Тони Блэра.

     

     В состав интеллектуальной верхушки сегодняшней проевропейской интеллигенции входит, например, Тимоти Гартон Эш. Он весьма охотно занимается вопросами устранения с политической сцены исламофобных европейских правых, типа голландского политика Гирта Вилдерса, разумеется так, чтобы это не выходило за рамки демократии. На вопрос, зачем его вообще устранять, Гартон Эш наверняка ответил бы - затем, что он не один из нас. И это становится ключевым вопросом сегодняшнего западного мира - как нам сделать зло и убрать тех, кто нам мешает, и чтобы это не выглядело авторитаризмом.

     

     Такую идею Гартон Эша невозможно защищать никаким аппаратом мышления, но бомбами вполне возможно.

     

     И тут у нас имеется философ, любящий бомбы. Разве самолюбивый еврофанатичный маоист Бернар-Анри Леви сегодня в Ливии не поднимает воинствующий дух галлов, измеряя демократический потенциал мира потенциалом американских ракет.

     

     Когда Европой правили Де Голль и Адэнауэр, а думали о ней Марло и Камю, демократия имела недостатки, но принимала решения. При власти слабых, демократия уступила место бюрократии. Проблема в том, что бюрократизм трудности не преодолевает а убирает, наподобие того как и Гартону Эшу хотелось бы убрать Вилдерса. Бюрократизм является лишь иным именем для исключения Другого из любого политического дискурса.

     

     Но накопившиеся проблемы не решаются в местах где Другой исключен из диалога. Нет решения там, где демократия измеряется количеством американских снарядов. Она невозможна там, где любое интеллектуальное превосходство уступает административному превосходству выхолощенных заурядных защитников системы.

     

     Тот, кто отклоняет решения, кто стремится устранить Вилдерса, тот и получит Брейвика. И уже получил его, так как Брейвик не поднял руку, требуя предоставить ему слово, а добился этого с автоматом в руках.

     

     Поэтому случай «Брейвик» не что иное, как европейское 11 сентября, день, когда демократия умерла и в собственном доме. Пока Брейвик убивал, демократия в Европе перестала быть одной из конфликтующих сторон.

     

     С этого дня конфликтующими сторонами стали бюрократизм и авторитаризм. Это преступление произошло в системе, переставшей производить ценности и что-либо иное, кроме засилья параграфов и трюков, пресекающих любой сдвиг. Данная бюрократизированная система, в центре которой отказ от сдвигов, столкнулась с суровым насилием. А насилие по своей природе и есть сдвиг. Но какой?

     

     Поэтому для Европы уже поздно. Бюрократы из Брюсселя верят в то, что континент убивают финансовые дефициты. Ошибочно, Европу убивают грандиозная безыдейность и исключение всего того, что несет решение, но не приходит из мира бюрократии, в котором решения в природе нет.

     

     Европа в которой думают Анри Леви и Гартон Эш - это Европа без идеи. Это Европа, которую никакому планшетному суперпоезду не предохранить от срыва в варварство.

     

     Перевод с сербского Савы Росич

     

     Источник: http://www.standard.rs/vesti/49-kolumne/7961-eljko-cvijanovi-zato-je-anders-brejvik-evropski-0911-i-srpski-naravno-.html

     

     


Комментарии (2)