Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/21.1.2014/

Крест над Заглавком

           В 2013 году исполнилось 20 лет со времени битвы на высоте Заглавак, произошедшей на территории восточной Боснии 12 апреля 1993 года. В том тяжелом бою подразделения Армии Республики Сербской и русских добровольцев, контролировавшие высоту, выдержали тяжелейший обстрел и отбили атаки превосходящих сил боснийских мятежников. Православное воинство понесло потери убитыми и ранеными.      …В апреле 2013 года Республику Сербскую посетила группа русских ветеранов-добровольцев, принимавших участие в Отечественных войнах сербского народа 1991-1999 г.г.,. В Вышеграде они приняли участие в памятных мероприятиях, посвященных 20-й годовщине сражения. Двое непосредственных участников битвы на Заглаваке – Александр Кравченко и Владимир Сидоров – посетили место боя и поднялись на высоту, где два десятилетия назад сражались и погибали сербские и русские воины. Вновь пережив воспоминания о бое, ветераны-добровольцы приняли решение увековечить место боя в соответствии с русской воинской традицией – установить православный поклонный крест. Эта идея была поддержана членами семей погибших воинов.      Отмечать места сражений специальными памятными сооружениями – обычай древний. У православных народов принято ставить кресты, чтобы совершать молитвенное поминание павших воинов и увековечить их образы в памяти потомков. Крестами отмечены обелиски на Косовом поле, на месте Бородинского сражения, на Куликовом поле. Крест как символ победы над смертью дает христианам возможность прибывать в молитвенном и духовном единстве с теми, кто пал на поле брани.      Апрельская битва 1993 года на высоте Заглавак - сражение сравнительно небольшого масштаба, но при этом является глубоко символичным: два братских православных народа – сербы и русские - плечом к плечу отбивали здесь атаки мусульманских боевиков, поддерживаемых Западом. Бой явил собой яркий пример славянского боевого братства.       Вскоре после боя мусульманские вооруженные формирования были изгнаны из этой части Боснии. Сегодня высота Заглавак по-прежнему гордо возвышается над долиной Дрины, и эта местность – внутренняя территория Республики Сербской, вражеские силы никогда более сюда не возвращались. Так пусть же станет на вершине Заглавка православный крест! Его установка будет не только данью памяти погибшим, но и символом победы сербско-русского православного воинства над вековым врагом.      Предполагаемое время установки креста: 12 августа 2014 года (в день памяти сербских добровольцев, за свободу братского русского народа живот свой положивших - http://www.srpska.ru/article.php?nid=20872&sq=19&crypt=).      … В настоящее время движением «Косовский фронт», русскими добровольцами-ветеранами сформирован комитет по организации установки креста на высоте Заглавак. Мы призываем всех людей доброй воли, всех православных патриотов, всех, кому небезразличны судьбы православия в Сербии, рассматривать установку креста на Заглавке как благое всенародное дело и, при наличии возможности, принять в нем посильное участие. Участие может выразиться      1) в присоединении к комитету по установке креста над Заглавком (только для организаций!). Для этого необходимо направить уведомление по телефону +7-915-323-21-86 или по адресу электронной почты: osds@mail.r. Список участников комитета будет регулярно обновляться и пополняться.      2) в участии в разработке эскизов памятного креста и надписи на нём. Эскизы и варианты надписей можно присылать по электронной почте osds@mail.r, предлагать в официальную группу акции в социальной сети ВКонтакте - http://vk.com/club52605920      3) в участии в сборе средств на сооружение креста. Пожертвования можно передать лично в руки представителям «Косовского Фронта» (справки по телефону +7-915-32-32-186,), либо внести деньги в любом отделении Сбербанка России на карту 676280389534169037 ,       а также можно перевести деньги через систему Яндекс- деньги Номер счета 41001239985740 или через платежную систему WEB Money на кошелек R145362116134Просим обязательно уведомлять о переводах по телефону или по электронной почте : osds@mail.ru и указывать, что средства переведены на акцию «Крест над Заглавком». В противном случае средства будут направлены на акцию «Косовский щит».       Отчёт о ходе поступлений пожертвований и их реализации в рамках Акции «Крест над Заглавком» - http://kosovo-front.ru/?view=19481003     


 



                                                    


 


 


   Поклонные кресты         


    Издавна сложилась традиция устанавливать монументальные кресты вне храма на земле. Они изготавливаются из камня или дерева и имеют высоту до нескольких метров. Такие кресты призывают к молитве и поклонению Спасителю, поэтому и именуются поклонными. Ставятся они по различным причинам.       Первые поклонные кресты появились в апостольские времена и по своему духовному значению они были миссионерские. Их водружали святые апостолы, возвещая жителям о начале в их землях христианской проповеди. В частности, Нестор-летописец в «Повести временных лет» упоминает о водружении крестов святым апостолом Андреем Первозванным на Киевских горах, а также на Валааме после свержения идолов Перуна и Велеса.             Примером миссионерского креста вполне можно считать и крест святой равноапостольной Ольги, поставленный на берегу реки Великая вблизи Пскова, в месте, где святая княгиня и ее спутники увидели три небесных луча, сходящихся на земле. А также крест святителя Стефана Пермского на месте его первой проповеди пермякам.             Обычай устанавливать поклонные кресты на русской земле берет начало в глубокой древности. Наши православные предки, имея крепкую веру, знали о значении и важности установки поклонных крестов в сей временной жизни и для спасения в вечности душ своих и ближних. Поэтому поклонные кресты ставили на особых памятных местах, на перекрестках дорог, неподалеку от сел и деревень, дабы, отправляясь в путь или входя в село, человек попросил милости и помощи или вознес благодарственную молитву Господу и небесным заступникам.             Такие кресты назывались придорожные, межевые, устанавливались у дорог, чтобы путники могли помолиться и испросить благословения Божия. В наше время стало традицией освящать установкой поклонного креста опасные участки автодорог. Такими крестами отмечали въезд в город или село, а также границы сельскохозяйственных угодий. Придорожные кресты в русской традиции часто имели «крышу» из двух дощечек, а иногда и киот с иконой и лампадкой или свечкой внутри и назывались «голубцами».             Иногда ставили крест по обету, например при рождении наследника или по случаю важного события в жизни семьи и такие кресты на Руси назывались обетными.       Например, недалеко от Переяславля-Залесского до сих пор стоит часовня, построенная как сень над обетным крестом, который, по преданию, в память рождения в 1557 году наследника Феодора установил царь Иоанн Грозный.             Обет поставить поклонный крест могли дать всем селом, например, по случаю Небесного заступничества при эпидемиях, падеже скота, засухе и прочих бедах и напастях. Кресты ставили также в честь почитаемых в данной местности святых, церковных праздников, знаменательных событий в жизни страны и царствующей семьи. С водружением креста пустынножители начинали свое отшельническое житие, и очень часто на этом месте позднее образовывалась обитель.             Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней деревянные и каменные поклонные кресты в России. Православные поклонные кресты чаще всего встречаются деревянные, реже - каменные четырехконечные или литые. Они могут украшаться резьбой и орнаментами. Неизменным остается их православное содержание и ориентация на восток. В подножье Креста обычно укладывали камни так, чтобы получилось небольшое возвышение, которое символизирует гору Голгофу, на которой был распят Иисус Христос. Участники события укладывали несомую с собой от своего порога горсть земли под основание Креста.             Для крестьянской культуры Северного Поволховья характерно наличие большого количества деревянных крестов XVII-XIX вв. Наиболее ранние из них - крест 1625 г. из д. Бор и крест 1626 г. из д. Неважа.             Эти памятники почти не привлекали внимания исследователей региона; в то же время они довольно информативны - и благодаря сохранившимся на них надписям, и в связи с их функциями в народной культуре. Так, многие деревянные кресты содержат надписи, предписывающие праздновать определенные праздники: «Празновать праздник Всемилостивому Господу Богу Спасу Иисусу Христу и святому великомученнику Христову Георгию» «Празновать преподобному отцу Сергию Радонежскому».             Кроме того, на большинстве крестов указано, чьим «повелением» они поставлены: «Поставлен сий Святый и Животворящий Крест Господень на поклонение православным христианом повелением раба Божия Василия Симановича и сына его Михаила Васильевича Желтухиных 7196 (1688) г августа в 5 день».             Крест ставится по какому-то случаю, имеющему привязку к исторической дате, событию духовной жизни, и необходимо отразить это не только текстом, но и накрестным изображением. Смысл поддерживается, наполняется и акцентируется иерархией имен, символическими знаками и так далее.             Почитаемы в России и кресты, поставленные в память каких-либо знаменательных событий, сыгравших в жизни православных христиан важную роль, такие кресты называются памятными. Перечислим наиболее известные из них.             К 1238 году относится Игнач крест - знак в виде креста, стоящий на поворотном пункте Батыева нашествия от Новгорода. В 1352 г князь Суздальский Борис Константинович ставит церковь Спасо-Ефимиева монастыря, и святитель Иоанн водружает здесь деревянный крест. Примерно в 1359 г сооружен и крест преподобного Стефана Махрищского.             В 1371 г при основании Прилуцкого монастыря у Вологды преподобный Димитрий ставит деревянный крест; около 1380 г святой Стефан Пермский поставил на месте первой своей проповеди зырянам деревянный крест и часовню.             Примечателен и еще один крест ХVII века, который был сделан и поставлен Петром I в Унской губе на побережье Белого моря в знак спасения во время бури 2 июня 1694 г при посещении им Соловецкого монастыря.             Петр I сам вырезал на кресте такую надпись: «Сей крест поставил капитан Петр в лето Христово 1694». После этого уникальный памятник истории несколько раз менял свое местоположение: в 18 веке крест «за подгнитием» был перенесен в Успенскую церковь Пертоминского монастыря. По желанию архангелогородцев и с разрешения императора Александра I в 1805 г крест перевезли со всеми почестями в Троицкий кафедральный собор Архангельска.             В северных краях кресты часто служили навигационными знаками (верхний конец наклонной перекладины указывал точно на север), сведения о них содержались в морских лоциях. Такие кресты назывались приметными и служили ориентиром для мореплавателей, поэтому достигали высоты 10-12 м.             Существует на Руси традиция устанавливать поминальные кресты, которые не всегда совпадают с местом захоронения христианина, а ставятся на месте его внезапной гибели, часто в наше время их можно видеть вдоль дорог.             В России возрождается традиция установления поклонных крестов. Сегодня их ставят при въезде в города, на месте разрушенных храмов, на возвышенностях, в память о жертвах репрессий, вдоль автотрасс в местах аварий и даже в честь создателей танка Т-34.             В 2003 году в деревне Шолохово под Москвой около Музея танка Т-34 был установлен поклонный крест в честь конструкторов танка и всех его боевых экипажей. Около него служат молебны и панихиды.             В мае 1994 года в память и в честь св. Кирилла и Мефодия, учителей славянских был установлен и освящен поклонный памятный четырехконечный каменный крест на постаменте на пересечении улицы Пушкинской и Университетского переулка в Ростове-на-Дону, в небольшом сквере. Автор этого памятника - московский скульптор Вячеслав Клыков. Ежегодно 24 мая Православная церковь и весь славянский мир чтит память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия - создателей славянской письменности.             Поклонный крест - это духовный щит от всех врагов видимых и невидимых. Многие крупные города России огорожены с четырех сторон поклонными охранительными крестами.             Все поклонные кресты, имея разные памятные и знаменательные значения, прежде всего, служат верующим местом для молитвы и поклонения Господу и Богу нашему Иисусу Христу.            Из статьи Виктора Неключимого « Откуда появились поклонные кресты? Царский поклонный крест»