Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/4.5.2015/

Гриф совершенно секретно – тайны подземных городов в Югославии

Источник: сеница.ру

Краткий экскурс в историю строительства и использования подземных оборонительных сооружений на территории Балканского полуострова     

На территории Сербии тайные помещения и ходы начали строить еще в средние века. Подземные тоннели связывали отдельные бастионы в Белградской крепости, вели внутрь городских стен из подземных пещер Ташмайдана. Их строили и расширяли кроме сербов турки, австрийцы и другие завоеватели в разные времена укреплявшие стены Белграда. Начиная с первой турецкой осады в 1440 году, а особенно после падения Смедерево и завоевания Сербии турками в 1459 году, белградская крепость становится главным препятствием для продвижения турецких полчищ на Центральную Европу. Белград держался почти 70 лет – с 1456 до 1521 года, когда турки наконец-то его захватили. Даже султан Мехмет Завоеватель, захвативший Константинополь и положивший конец Византийскому царству, возглавляя стотысячную армию в 1456 году оказался бессильным перед стенами небольшого (в те времена) Белграда. Развитие артиллерии способствовало дальнейшему строительству подземных помещений, ходов сообщений и хранилищ боеприпасов.     

Австрийцы, захватив в войнах с турками нижнее течение Дуная между областями Бачки и Срема в начале 18-го века, начали строить мощнейшую крепость на берегу Дуная – Петроварадин (в переводе Каменный город). Длина ее подземных галерей и ходов сообщений составляет 12 километров. Защищенный мощными стенами Петроварадина начал развиваться на берегу Дуная, ныне второй по величине город в Сербии – Нови Сад.     

     

В Королевстве Югославия готовились к грядущей мировой войне основательно – построены подземные объекты в Хан-Пиесак и Зворнике (современная Босния и Герцеговина), а также в горе Стражевица, недалеко от Белграда (теперь городской район Раковица). Во время Второй мировой войны немцы превратили пещеры Ташмайдана в подземный командный центр для Балкан, где располагался штаб командования „Юго-восток" Вермахта. Немцы расширили подземные пещеры и связали их сетью тоннелей превратив в настоящий подземный город с собственным энергоснабжением и телеграфно-телефонным центром. Гарнизон в две тысячи солдат мог продержатся 6 месяцев без связи с внешним миром! Отступая из Белграда, немцы заминировали входы в командный центр. Из семи существовавших входов, теперь действует лишь один – остальные завалены либо до сих пор заминированы. Во время холодной войны бывший командний центр приспособлен для использования как бомбоубежище Теперь городские власти намерены сделать из заброшенных тоннелей достопримечательность для туристов.     

     

В новой социалистической Югославии строительство подземных объектов получило небывалый размах. Американцы, воспользовались стремлением Тито к самостоятельности от СССР и после разрыва их отношений в 1948 году, втянули Югославию в свою сферу влияния. Лишь недавно рассекречены документы о том, что США и Югославия в 1953 подписали секретное соглашение о военном сотрудничестве согласно которому, американцы будут поставлять современное оружие, а Тито взамен предоставит территорию страны для ведения боевых действий сил НАТО против стран Варшавского договора. Создав антисоветский Балканский пакт совместно с Грецией и Турцией, – Югославия фактически стала приобщенным членом НАТО. Готовясь к предстоящим боевым действиям и даже к возможной атомной войне, верховный главнокомандующий маршал Тито приказал построить 26 особо секретных объектов – подземных аэродромов, атомных убежищ, подземных гаваней для подводных лодок и настоящих подземных городов. Больше всего их построено в Сербии - 7, в Хорватии - 6, в Боснии и Герцеговине - 5, в Словении и Черногории по три, и всего два в Македонии. На их строительство потрачено 90 миллиардов долларов (!) – огромная сумма, в основном кредитов полученных от США.     

В деле строительства подземных объектов Югославия получила бесценный опыт, который пользовался большим спросом. Некоторые страны – члены движения Неприсоединения, в котором Югославия занимала одну из ведущих позиций, заказывали у югославских строительных фирм постройку подобных объектов. Для Саддама Хуссейна, царя Эфиопии Хайле Селассие и полковника Каддафи югославские специалисты построили подземные командные центры. В Ираке и Ливии в начале 21-го века они показали себя неуязвимыми для бомбардировок из воздуха – их пришлось штурмовать группами спецназа.     

По словам Првослава Давинича, министра обороны Сербии и Черногории в 2004-2006 гг. в тот период армия использовала 15 секретных и подземных объектов. Некоторые были просто подземными ангарами для самолетов, как на военном аэродроме Поникве, недалеко от Ужице. В Дединье, престижном районе Белграда, находится подземный командный центр „Караш" – настоящий подземный город, предназначенный для длительного пребывания большого числа военнослужащих в случае атомного нападения. Он занимает большую площадь в холме недалеко од резиденции президента и государственных вилл, но детали до сих пор находятся под грифом секретности. В мирное время его гарнизон составляет 30 человек, в основном охрана.     

     

Один из крупнейших подземных объектов построен на острове Вис в Адриатическом море. Во время Второй мировой войны, в 1944 году на этом острове располагался главный штаб партизанского движения маршала Тито и основная база югославских военных кораблей. После войны остров был объявлен закрытым для гражданских лиц и в его недрах построены подземный командный центр Югославской армии и подземная база подводных лодок. Всего тут построено 37 военных объектов, включая известную пещеру Тито – где находился его штаб времен Второй мировой войны, подземный военный госпиталь, а также несколько тоннелей длиной 500 метров каждый, предназначенные для укрытия эсминцев и других боевых кораблей. Остров Вис являлся островом закрытого типа вплоть до 1992 года, когда были отменены ограничения. Тогда были открыты для посетителей и пещера Тито, и тоннель для кораблей. А остальные объекты на острове по прежнему недоступны для посетителей. Местные власти острова планируют некоторые из них превратить в гостиницы и апартаменты для туристов.