Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/6.3.2016/

Албанские зверства на Балканах от лица Османской империи

Источник: инфо-балкан

 

     

Слово «арнаут» у Даля поясняется как «изверг, зверский человек, басурман». В 1878 г. турецкие власти при подсказке английских дипломатов пришли к выводу, что именно албанцы будут наилучшим средством в борьбе против славянской и вообще христианской «угрозы».

     

С их помощью две империи решали на Балканах каждая свою задачу при одной общей — всемерно ослабить Россию и лишить ее союзников — хотя бы и путем геноцида славян и христиан.

     

После поражения европейцев в 1690 г. христианское население Османской империи подверглось  мести со стороны турок и стало жертвой в сущности первой документально зафиксированной этнической чисткой в истории. Опустошительные турецкие военные походы создали условия для переселения албанского населения со своих исконных территорий на земли своих соседей — славян и греков. В XVIII веке большие массы албанских скотоводов из горных районов начинают спускаться в плодородные области края Косово и Метохии, где подавляющее большинство населения составляли православные сербы (1). Чуть более стал лет назад, в 1909 году, под псевдонимом Арчибальд Смит, австрийский книжный иллюстратор Готфрид Зибен выпустил серию «Balkangreuel» (Балканский кошмар) из двенадцати литографий, показывающих  изнасилования и убийства христианских женщин на Балканах.

     

     

Самые значительные изменения в этнической структуре населения этой части Балканского полуострова произошли в период с середины XVIII века до середины XIX века. Албанская великодержавная программа появилась в конце XIX века. Все попытки балканских христиан привлечь албанцев к участию в совместной борьбе против господства Османской империи за национальное освобождение и модернизацию своего общества практически не дали результата.

     

В начале великого восточного кризиса (1875-1878 гг.) албанцы, находившиеся в рядах турецких регулярных и иррегулярных (башибузуки) войск отличались особой жестокостью. В результате только с территории современного Косова (тогдашнего Косовского вилайэта) в период с 1876 по 1912 год были вынуждены выселиться сотни тысяч православных сербов.

     

Главной ролью албанцев при султане были функции карателей, обращенные как против порабощенных народов Европы, так и против порабощенных народов Азии. Наиболее темные и отсталые слои населения Албании, не имея традиций государственности, охотно шли в услужение к кому угодно. Турки создали башибузучье движение —  то есть формировали отряды албанских добровольцев турецкой иррегулярной пехоты. Имя «башибузук» стало нарицательным для характеристики человека, способного на самое возмутительное по своей жестокости насилие.

     

Вот цитата из обычного, далекого от политики, туристического справочника: «Название Арнавуткей означает «Албанская деревня»: в старину из здешних жителей набиралась султанская лейб-гвардия, после столкновений с которой в русском языке появилось слово «арнаут» (у Даля оно истолковано как «изверг, зверский человек, басурман»)» (2).

     

Дореволюционное свидетельство из книги «Жизнь в Ильдизе (изъ Contemporary Review)»: «С тех пор как Абдулъ-Гамид на престоле…Не питая доверия к окружающим, султан неусыпно контролируетъ сам стражу… Кроме военных чиновников, во дворце всегда имеется на лицо десятка два часовых, принадлежащих к албанским тюфенкджи (стрелкам); вооруженные с головы до ног, они помещаются со своим начальником в особой комнате, готовые явиться по первому зову».

     

     

Аналогично свидетельствует и советское справочное издание, сообщая в статье об Абдул-Гамиде, что он «топил своих противников в Босфоре, замуровывал их в каменных стенах, ссылал на гибель в африканские пустыни, окружил себя гвардией из албанских головорезов»(4).

     

Репортажи Макгахана в английской газете были страшны своей документальностью, излагаемыми в них фактами. «…Капитан Ахмет-ага, будучи во главе отряда башибузуков, умертвил восемь тысяч жителей города, далекого от мест антитурецких восстаний — Батака. Еще до начала уничтожения жителей… из города было выведено двести молодых девушек, их заставляли плясать, насиловали, а потом всех убили, свалив трупы гнить под солнечным зноем. Так вот… Этот именно Ахмет-ага был произведен в паши и назначен членом комиссии, учрежденной по настоянию России для разбирательства злодейств, совершенных… башибузуками!»(3).

     

Деяния албанских башибузуков описаны в книге «Турецкие зверства в Болгарии» 1880 г. Например, историки приводят факт, как албанскими карателями вырезались повсеместно болгарские деревни. Осуществив истребление мирного населения, дикие албанские башибузуки устраивали на пепелище свои ритуальные, отдающие инфернальным началом, танцы, веселились, радовались, как охотники после удачной охоты. То, что отказывались делать даже турки – делали албанцы.

     

Ф.М.Достоевский в своем журнале, ссылаясь на информацию либерального издания «Новое время», писал: «Явились даже особенные артисты своего дела — башибузуки, изощрившиеся разрывать разом христианских младенцев, схватывая их за обе ноги»(5).

     

А знаменитый В.А. Гиляpовский в своей бессмертной «Шипке» помещает воспоминания о пpаздновании 25-летия освобождения Болгаpии pусской аpмией от туpецкого ига. Он лично был на тоpжествах сpеди pусских гостей. Болгаpы чествовали pусских как геpоев. «..я видел всюду задушевные встpечи, и вглядывался в самые мелочи общего, захватывающего востоpга наpодного… Все они помнят туpецкое иго, звеpства башибузуков, pазоpенные села свои, похищенных жен и дочеpей, поpуганную святыню… особенно pадовались нам мужчины и женщины пожилые…»

     

Судя по современной истории, большинство жителей Балкан или предпочли забыть о этом в угоду сиюминутным выгодам (обещаниям оных), или просто отказались от своей истории. Те же болгары в обеих мировых войнах воевали против России, продолжают её и сегодня.

     

Что до современной Турции, то Эрдоган ставит  те же цели, что и Абдул Хамид Второй — последний самодержец Османской империи, пытавшийся на панисламизме удержать ее от распада и шедший на любые преступления ради этой цели. В итоге Турция превратилась в полуколонию европейских держав. Экономические успехи конца прошлого — начала нынешнего веков вскружили правителям Турции голову. Решив, что  могут на равных торговаться с США, руководители Турции последовательно и планомерно загоняли государство в ловушку, которая почти захлопнулась.

     

У Турции был потенциальный союзник — Россия. Теперь вокруг Турции ции одни противники. Учитывая открытую поддержку курдов из Вашингтона, вопрос распада государства из разряда риторических переходит в практическую плоскость. Вполне возможно, что янки нацелились на полный контроль над проливами — с их амбициями это вполне возможно. Это вопрос не года и не пяти, но … но «дали будэ».

     

     

Источники:
(1) — «Россия Федеративная: проблемы и перспективы» (Под ред. Иванова В.Н.), М., 2008 г., глава 10, Глава 10. РОССИЯ — СРЮ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
(2) — Цит. по Online Voyage, 2009 г.
(3) — Цит. по Ю.Сенчурову «Балканская Освободительная… или Путь на Голгофу».
(4) — См. Малая Советская Энциклопедия, М., 1930 г.
(5) — Новое время. 1877. 14(26) авг. № 524. Отд. «Последние известия». «По рассказам болгарских беглецов из долины Казанлыка».




Просмотров: 2089
 

Loading...

Косовский фронт