Главная страница

/21.12.2016/

Долгожданный Космет : Косово глазами молодых москвичей

Источник: сеница

Недавно три молодых человека из Москвы совершили поездку по Македонии, Боснии и Герцеговине и Сербии (в том числе по Косово).

Приводим рассказ Андрея о пребывании на косовской земле.

Планируя путешествие по Сербии, я не мог себе позволить не попасть на Космет. По заранее разработанному плану мы должны были прибыть в Скопье и оттуда, вместе с местными сербами, отправиться на изучения всемирного православного наследия.

Попасть в Косово мы смогли раньше запланированного, так как в Скопье мы добирались из Подгорицы на единственном возможном автобусе, проходящим через Косово. Очень понравилась реакция пограничника, увидевшего наш паспорт и впавшего в ступор секунд на сорок, но потом, взявши себя в руки и полистав паспорт, он нашел наш открытый шенген, улыбнулся нам и с паспортом ушел. (Настоятельно рекомендую, если вы собираетесь в Косово: подготовьтесь по полной, озаботьтесь получением шенгенской визы и откройте ее поездкой в любую страну Евросоюза). Дальнейшая дорога до Скопье прошла во сне и мы, проехав через все Косово, так и не смогли понять, что это.

Прибыв в Скопье и оставшись на постой у знакомых сербов, весь день были заняты осмотром города, а под вечер выяснилось, что человек, который должен был быть нашим проводником, не может отправиться с нами в путешествие...

В ночь начался мозговой штурм со всеми вариантами поездки на Космет. И тут я вспомнил, что перед поездкой меня снарядили парой телефонов сербов, живущих в Косово, с которыми будет интересно пообщаться. Пренебрегая всеми нормами приличия, списываюсь с Николой, живущим в Косовской Каменице, и узнаю, есть ли человек, который сможет нас за плату забрать из Приштины и через Грачаницу доехать в Каменицу. Никола неожиданно сразу соглашается нас забрать и говорит, что сделает это лично.

Утро просыпаемся и отправляемся на рейсовом автобусе Скопье – Приштина в путешествие по Космету. Пустой автобус и быстрый проход границы с пограничниками, не удивляющимися на наши паспорта. Въезжаем на территорию Космета и видим албанские флаги просто со всех сторон!!! Всё в албанских флагах!!! Вспоминая путешествие в Шкодар, мне показалось, что в тот раз мы посетили другую страну, а настоящая Албания тут... После границы нам попадались различной величины мемориалы, посвященные восхвалению банд УЧК, и спустя 2 часа мы благополучно прибыли на вокзал Приштины.

Подъезжая к вокзалу, мы увидели автомобиль с большим крестом, висящем на зеркале заднего вида, и во мне промелькнула мысль, что это именно нужная нам машина. Первая мысль нас не подвела, и уже через минуту машина подъехала за нами и мы познакомились с человеком, который спасал наше путешествие по Косово от полного фиаско и провала.

Никола – молодой учитель сербского языка из города Косовская Каменица, серб по национальности и косовар по личной карте, выданной всем жителям региона в виде личного документа.

Погрузились в машину и отправились к первому месту нашей поездки – в тот самый знаменитый монастырь Грачаница. Перед поездкой я очень много читал и изучал данное место, но, попав на территорию монастыря, оказался прям под непонимающим воздействием того, что я тут уже был и это место мне как родное. Мне было просто приятно стоять рядом с храмом и любоваться им. Осмотрев монастырь внутри, увидели печально известные фрески, на которых турки выкалывали глаза святым и остальным образам, нарисованным на стенах. Пробыв в этом чудном место более часа и насладившись его красотой, мы отправились перекусить плескавицей неподалеку от монастыря. Колючая проволока на заборе монастыря придавала ему облик борца и места, которое будет стоять до последнего...

Далее наш путь лежал в старинную крепость Ново-Брдо, которая в данный момент находится в стадии реконструкции и скоро засияет нам величественными ранее фасадами и башнями. По рассказам Николы албанцы уже пытаются переписывать историю под корень и везде упоминают сербскую крепость как свое поселение... Крепость находится в живописном месте и, благодаря чудесной солнечной погоде, мы смогли любоваться соседними возвышенностями и местами не тронутой природой на многие километры вокруг.

После мы отправились в монастырь Драганац, фотографии которого меня очень заинтересовали перед поездкой и было великое желание посетить его. Монастырь находится в состоянии достройки и на его территории слышны звуки строительных инструментов, надеюсь это не мешает находящим тут монахам в их молитвах и службе.

После монастыря мы отправились в город, где работает Никола и живут его друзья.

По дороге до Каменицы Никола много рассказывал нам о вещах, происходящих в Косово, и о том, как живут оставшиеся сербы. По дороге нам часто попадались оставленные сербские дома и возвышающиеся рядом хоромы новых хозяев... Иногда складывалось мнение, что по стоимости домов тут может находиться местный аналог Рублевки.

На вопрос, а как же он с косовскими номерами выезжает в Сербию, Никола попросил посмотреть под половичком по моими ногами и я обнаружил старые сербские номера с местом, где они проживают....2 личных карты, 2 паспорта, 2 госзнака на автомобиль – имея что-то одно, ты сможешь находиться только в одном месте... Никаких уступок для сербам, живущим на Косово, в бюрократической машине Сербии не предусмотрено и люди оплачивают налог на машину в двух местах единовременно.

Попав в Каменицу, мы бегло оценили провинциальный городок, который, наверно, будет схож с нашими провинциальными городочками. Как тут умудряются существовать мирно албанцы и сербы после всего, что произошло, было немного удивительным.

Заехав в гости к родителям жены Николы и приняв приглашение на ужин, мы потихоньку начали узнавать, как вообще в бытовом плане все устроено и какие насущные проблемы в данный момент их одолевают. После отправились в местную сербскую кафану, где смогли утолить жажду после дороги, ну и под конец веселья выплеснули все эмоции в русских песнях, а сербы показали нам, как нужно правильно танцевать коло и другие народные танцы. Измотанные, мы еле доползли до места нашего ночлега у одного из коллег Николы по работе в школе.

Домой пришли уставшие, но спать нам некоторое время все равно не дали, так как были очень рады были принять нас в гости и рады были просто посидеть и пообщаться с нами. За парочкой рюмок ракии и домачей кафы наши организмы начали требовать сна, чтоб погасить полученные за день эмоции. Зная, что сербский дом всегда прохладный мы заранее попросили парочку дополнительных одеял и уснули сладким сном.

Утро началось, как и полагается в сербских домах, с домачей кафы и просмотра фотографий и видео вчерашнего мини-концерта.

Далее мы отправились в школу к Николе. Он работает в младшей школе, в которой учится до 300 сербских детей. Каменица одно из немногих мест, где у сербов есть отдельная школа и они могут заниматься по программе школ, как в остальной Сербии. Погуляв по школе, мы оценили, как они сами держат ее в красоте и порядке на собственном энтузиазме. Далее мы отправились в местную церковь, которой исполнилось свыше 200 лет, но за неимением священника службы в ней не проходят. Меня посетила пугающая мысль, что как можно оставлять людей в такой сложной ситуации и без духовной помощи, которая им необходима...

Далее мы добрались до монастыря Тамница, который был заложен еще раньше битвы на косовом поле и обязан являться гордостью всей страны... На деле он не действующий, узнав о чем, я немного был потрясен. Кто-то из мужчин, живущих неподалеку, утром открывает храм, а вечером закрывает его для того, чтоб у людей была возможность посетить его и побывать в этом духовном месте. Деревянная колоколенка рядом с храмом уже начинает заваливаться на бок, но, по словам нашего товарища, патриархия не разрешила им самостоятельно поправлять ее, так как это может нарушить историческое наследие места, но только когда это будет сделано по всем нормам, тоже не озвучило... И самое ужасное, что я увидел это таблички указатели к храмам и монастырям лежащие в укромном месте чтоб их не похотели и не испоганили.

Далее мы отправились к манастырю Убожац или, точнее, к камням этого старого монастыря. Прибыв туда и зайдя внутрь бывшего храма я увидел горящие свечки. Заметив мое удивление, Никола объяснил, что люди продолжают посещать это место, и оно не изменило для них своего предназначения... В моей голове начался небольшой диссонанс от увиденного, что люди приезжают отдать дань старому монастырю и помолиться на его обломках, а в городской церкви Каменицы нет священника, а ведь он так нужен людям...
После Никола пригласил нас к себе домой, и мы увидели большое домашнее хозяйство и его семью. Отдавая себя в школе детям, он успевает справиться с домашней скотиной, проверить, все ли хорошо на пасеке, и выстрогать что-то на домашней пилораме...

По словам Николы, все местные сербы живут своим трудом и имеют то, что заслуживают, и если бы их еще не трогали, то они были бы счастливы с тем, что имеют.

За время нахождения в Косовской Каменице я узнал очень много положительных историй и рассказов о русских солдатах, служивших в подразделениях КФОР. Очень приятно слышать, что наши ребята не ударили в грязь лицом в отличие от иностранных коллег и помогали местным сербам в их бедах.

Хотя у нас была повратная карта (обратный билет) на автобус из Приштины до Скопье, у нас не хватило наглости просить везти нас еще лишнюю соточку километров до Приштины, так что мы решили выехать через более близкую границу с Сербией вблизи города Буяновац (через этот город проходит много автобусов, и мы спокойно купили билет на автобус в Скопье). Проехав границу, Никола по-быстрому поменял номера, и уже ничего в его машине не выдавало что он не такой серб, как остальные живущие тут...

Хочется выразить благодарность и людям, вовремя давшим необходимые контакты, и тем, кто так гостеприимно принимал нас в Каменице и ее окрестностях, и в особенности Николе, который сорвался забирать незнакомых людей лишь потому, что они захотели посмотреть его родной сербский край!