Главная страница

/18.5.2017/

Гость из Москвы опять на Косовской земле

Источник: сеница

Мы уже публиковали рассказ Андрея Л. о поездке на Косово и знакомстве с людьми и достопримечательностями этого края.

Теперь он второй раз съездил в Косовскую Каменицу к друзьям, посетив заодно и новые места. Поскольку поездка включала в себя передачу подарков нуждающимся семьям косовских сербов, размещаем материал в рубрике «Помоги делом», хотя это было личной инициативой автора очерка, а не нашей акцией.

Стоит попасть один раз в место, от которого ты получил огромное положительное эмоциональное потрясение, и тебя будет тянуть туда снова и снова и будет казаться, что это твоя точка комфорта. Так было с некоторыми городами в России, с городом Ужице в Сербии, а теперь этим местом комфорта и притяжения стал КосМет. Уезжая оттуда в ноябре прошлого года, я уже мысленно предполагал, что при первом же отпуске на работе опять сорвусь в это место, чтобы побольше изучить его, так как поверхностного осмотра мне уже было мало.

Добраться до многих сербских анклавов из Белграда можно прямым рейсом на автобусе. На автостанции спокойно купил билет до Косовской Каменицы и без забот отправился навстречу приключениям.
Дорога составила около 400 км, и автобус преодолел ее за 8 часов. Автобус чистый, комфортный, ходит только по направлению Косовска-Каменица - Белград и дает сербам возможность добраться до родственников и что-то перевезти из Сербии. Потом я узнал, что все города и деревни, куда мы заезжали, это места, в которых осело много переселенцев из Косово, вынужденных сменить свое место жительства после начала конфликта. Автобус принадлежит обычному сербу который, устроив этот маршрут, помог связать семьи и облегчить жизнь своим соотечественникам в сербских деревнях и анклавах по эту сторону границы.

Прибыв в четверг вечером, я остановился у одного из учителей местной сербской школы и поскольку мы были уже знакомы, до поздней ночи проговорили о жизни и о том, что нового произошло за три месяца.

Затронули известную у нас тему о красиво украшенном поезде из Белграда в Кос.Митровицу, прибытие которого сорвали шиптари. Тогда мы все негодовали по этому поводу, а сербские политики давали гневные обещания вернуть свои права на КосМет любой ценой. Мнение Косовских сербов полностью отличается от мнения русской аудитории и большинства жителей центральной Сербии. КосМету этот поезд по факту был не нужен и выглядел очередным пунктом в президентской пиар-компании Вучича.

Я узнал, что из Кральево ежедневно ходит поезд до Митровицы и под этот поезд из Белграда подъезжает поезд Белград-Кральево, так что никакой проблемы в логистике никогда не возникало.

Пятница

Выспавшись в славном селе Речаны и дождавшись Николу с работы, мы навестили его пасеку, где пчелы начинали готовиться к пробуждению, и дошли до монастыря Тамница. Там оставили привезенную мной икону и свечи из Сретенского монастыря и погрустили над обваливающейся колокольней. После вернулись домой, где нас уже ждал вкусный натуральный завтрак исключительно из домашних продуктов.

Ближе к обеду мы добрались в Каменицу, чтоб увидеть всех остальных знакомых и наобщаться вдоволь. Подымая вопрос о поезде, я получал ответы, идентичные первому разговору о нем. Очень много информации посыпалось на мою голову, не исключая добрых наивных вопросов «как там Путин поживает?» и «что он дальше планирует делать?»

Живя в России, не всегда можешь понять эту самую местную любовь, но очутившись в сербском анклаве, понимаешь, что перестав надеяться на своих президентов, люди хотят верить во что-то и иметь хоть какой-то символ, который через свои политические игры сможет сделать их жизнь чуточку легче.

Сербская и косоварская школа в Каменице находятся вплотную и имеют одну дорогу. Наверно у всей молодежи в возрасте от 25 лет есть фото где они сняты с русским миротворцем с калашом, который сопровождает их в школу для безопасности. Сейчас как такового накала нет и все выглядит спокойно, но все понимают, что в любой момент это может закончиться. В прошлое путешествие мы заходили уже в гости в школу к Николе, и сейчас решили повторить поход. Стараниями учителей в школе создана доброжелательная атмосфера, а обучение происходит в две смены.

Общаясь с учителями в учительской я увидел девушку из Америки, которая работает в школе по неизвестной американской программе, пытаясь нести ученикам хорошие знания английского языка и американскую культуру. Пытаясь понять, как такое получается, Никола рассказал, что американцы придумали очень много программ и пытаются участвовать во всех сферах жизни (контролировать их), и школа не имеет права отказать в этом.

Ближе к вечеру ребята сказали мне, что в одном из крупных сербских сел поблизости будет пятничная мега дискотека и мы решили посетить её обязательно.

Село украшено сербскими флагами и прочими атрибутами спокойной жизни обычных сел центральной части Сербии. Дискотека оказалась истинно сербской и почти ничем не отличалась от дискотек в Белграде, ну разве что пафоса поменьше. Девушки в вечерних и полувечерних платьях и кавалеры все из себя настоящие мачо)). Добрая приятная атмосфера с сербским пивом, которое провозят через границу, но ни в коем случае не употребляют местное косоварское.

К концу дискотеки некоторые ребята узнали, что тут есть гости из России и начались воспоминания о том, как наши миротворцы тут танцевали и отдыхали в окружение братьев сербов. Как положено, спели «Катюшу» и «Са Косова», местные ребята показали знание русского матерного лексикона и все радостные разъехались по домам в два часа ночи. На дискотеки в подавляющем большинстве была молодежь, и это было одно из немногих мест, где они могут выплеснуть свои эмоции. После разговоров о том, что вся молодежь уезжает в Сербию, рад был увидеть много молодых лиц.

Суббота

Зная о моей страсти познавать что-то новое, мои товарищи отвезли меня в старую церковь Святого Йована в паре километрах от Каменицы. Церковь 1800 года постройки, красивая, старая, с сохранившимися остатками росписей на стенах. Несколько лет назад благодаря пожертвованиям из Сербии она была реконструирована и приведена в лучшее возможное состояние.

Неподалеку от церкви мне показали оставленное сербское село. Люди покинули его во время обострения конфликта на Косово в желании сохранить свои жизни. Многие спросят, что в нем особенного, у нас в России сотни и тысячи таких брошенных сел, и какой смысл что-то о нем вообще писать и излагать.

Главное отличие от наших деревень, что наши люди уезжали за лучшей жизнью и сами по своему желанию оставляли свое имущество в поисках лучшей доли, а тут людей заставили уехать с насиженного места и бросить свои дома. Находясь в селе, до конца не верится, что тут никто не живет, так как оно не выглядит брошенным. В селе я даже наткнулся на сооружение, где, по словам друзей, разводили рыб. Люди жили самодостаточно и своим трудом зарабатывали себе на хлеб.

Хотя что говорить, если сербы не оставляют даже свои храмы и на крестную славу церкви собираются в ней, вне зависимости от того, в каком виде она находится – цела или остаются одни руины.

Вернувшись в город, посмотрели местный футбольный стадион. Особенность стадиона заключается в том, что одновременно на нем играют две команды – сербская (фк Рудак) и неизвестная косоварская, и проводят свои выступления в сербской и косоварской лиге. Не все сербские команды соглашаются приезжать на такой гостевой матч, но у местных сербов есть возможность ходить на футбол и болеть за свою футбольную команду.

Вечер закончился в сербской кафане в окружении людей, которые за короткий период времени становятся родными.

Воскресенье

Плохое знание языка иногда делает свое дело, и в свое прошлое путешествие мне показалось, что речь шла о том, что у церкви в Каменице нет священника и служба не проводится, но в эту поездку я понял, что немного ошибся и сделал скоропостижные выводы.

Утро, и мы с друзьями идем на службу в местный храм. Храм небольшой но уютный, и в нем не пусто – два десятка людей пришли на службу. Сербская служба проходит быстрее нашей, а в голове мысли, что в Москве наваливается куча факторов, не дающих возможности или желания сходить на службу, а тут поспав пару часов, поднялись с друзьями и пошли – прям чудеса!

После службы с лучшим учителем сербского языка мы поехали на машине воплощать заранее задуманную небольшую благотворительную акцию. Перед поездкой в голову пришла идея, что можно приехать не с пустыми руками и поднять настроение нуждающимся в этом. Один интернет-магазин выделил небольшое количество игрушек на безвозмездной основе, а пользователи группы SERBIA TIFO по возможности помогли докупить сладости, благодаря чему у нас получилось 5 наборов подарков, которые мы решили распределить среди многодетных семей, живущих в округе города Каменицы.

Объехав с Николой на машине 5 семей (2-4 ребенка в каждой), посмотрели, как живут люди, и, подарив им немного радости и тепла, вернулись домой.

Под конец вечера добрались до развалин монастыря Убожац и оставили привезенные из России свечи, которые были как раз кстати.

Вечером, созвонившись с местным священником, который оказался нашим завтрашним водителем по сербским монастырям, и договорившись по времени, с нетерпением ожидая нового дня, ложусь спать.

Понедельник

Эмоции переполняют, мы находимся в пути к сербским святыням – монастырям Высокие Дечаны и Печка Патриаршия. Нашим проводником в этом познавательном путешествии выступил батюшка, который проводит службы в храме Косовской Каменицы. Он родился и всю свою жизнь прожил на КосМете и уже много лет является священнослужителем.

Проезжая аэропорт Слатина, батюшка делился своими воспоминания из 1999 года и момента, когда наши десантники заняли этот аэродром. У батюшки отзывы о наших миротворцах исключительно только положительные. Эмоции от осознания, что я побываю в этих местах, сравнимы, наверно, с волнением, когда в прошлом году подъезжали к Грачанице.

Монастырь Высокие ДАндрей Л., Москваечаны в данный момент – один из последних монастырей, оставшихся под охраной КФОРа (службу тут несут итальянцы и австрийцы). При подъезде к монастырю – блоки и пара постов охраны. На парковке наши номера перефоткали, а для входа в сам монастырь нужно оставить свой документ в залог.

Перед поездкой я смотрел очень много фото и почти подготовился, чем я должен буду любоваться и поражаться. Монастырь на всех фотографиях как живой, и когда я попал в него, мне показалось, что я тут уже как дома и все уже видел. После осмотра храма, благодаря тому, что с нами был священник, мы смогли попасть во внутреннее помещение, где монахи пьют кофе и принимают пищу. Удалось немного пообщаться с местным монахом – другом нашего проводника. Монах поведал, что русские доезжают до монастыря очень редко, но у русских художников очень большой интерес к зодчеству и стилю росписи храма. О том, что КФОР своим видом в данный момент выполняет наилучшую превентивную меру защиты, рассказал о том, как живет монастырь, какими ремеслами занимаются монахи и что выращивают на клочках земли, оставшейся у монастыря. Еще сто лет назад монастырь владел огромными территориями земли, которые были отобраны во времена создания государства Югославия и не возвращены до сих пор.

На территории монастыря висит много табличек, что фотографировать запрещено. Как нам рассказал монах, ЮНЕСКО, приняв монастырь в какой-то там очередной список, озаботилось иметь эксклюзивные фотографии монастыря и ввела некий запрет. Мы попытались сфоткаться с баннером, но дежуривший кфоровец убедительно попросил отказаться от фото с посторонними вещами в руках. При выходе нам вернули паспорта, и мы отправились в Печ.

Монастырь Печка Патриаршия (в переводе – Печская Патриархия). Въезд в монастырь перегораживает пост косовской полиции, который, взяв в залог личную карту нашего водителя, открывает проезд к заветной цели. Попав на территорию монастыря, я не могу описать эмоции, нахлынувшие на меня. Если в Дечанах я представлял, к чему готовиться, то фотоархив Печки был куда скромней и не передавал всей красоты убранства монастыря. В монастыре растет дерево, по преданию, посаженное еще самим святым Саввой. Главная церковь красного цвета (таких в Сербии всего две) и имеет 4 престола для службы под одной крышей. По рассказу нашего священника, это единственная в своем роде такая церковь.

Попав внутрь, просто не хотелось покидать данное место, а тупо сесть на лавочку, взять чашку кафы и просидеть час, два или все четыре свободных часа. К сожалению, временной отрезок был ограничен, и нам нужно было возвращаться в Каменицу.

Поздно ночью у меня был автобус из сербского города Буяновац, на который нельзя было опоздать. Вернувшись в Каменицу и на проехав на машине, чтобы попрощаться со всеми, кого успел увидеть, мы выдвинулись на машине Николы в Буяновац.

Переехав так называемую границу и оказавшись на сербской стороне (не забыв поменять номера на сербские), мы проезжали две деревни, полностью завешанные на каждом столбе албанскими флагами. Настроение упало на ноль, и нервы у моих друзей тоже немного сдали.

- Андрей, вот смотри, ощущение, что Косово только нам самим нужно. Мы там держимся, землю пашем, детей рожаем, пытаемся бороться, а они тут дома продали и свалили в неизвестном направлении! Еще 4 года назад тут не было ни одного албанского флага, они же нас еще дальше от Сербии отрезают!

Я не знал, что можно ответить на этот монолог, понимая его искренность и правдивость.

Эти четыре дня на КосМете подошли к концу, а точнее пролетели, как одно мгновение. Попрощавшись с друзьями, пообещал вернуться к ним на Видовдан и с грустью сел в автобус до Белграда.

Часто можно услышать мнение, что сдалось тебе это Косово, что в Сербию можно спокойно и круто приезжать побухать и сходить на мячик в Белграде, и не нужно тащиться в какие-то перди, но такой подход по мне ничем не лучше чем «всё включено» в Турции. Феномен КосМета важен и нужен, он является наглядным примером того, что может произойти, если мы перестанем быть хозяевами своей судьбы и продолжим жить по моде, не стараясь меняться к лучшему. Пока есть возможность, лучше пытаться изменить что-то тут, чем, не поняв природу произошедшего, через 30-40 лет менять номера, переезжая границу (Владимирской,Тверской, Вологодской и т.д.) области, везя в багажнике необходимый груз в один из уцелевших православных анклавов.