Главная страница

/18.10.2017/

Школьники из Косово и Сербской Краины совершили поездку по России

Источник: сеница

Недавно участники нашего проекта «Помоги делом» опять принимали гостей – сербских школьников.

Это уже седьмая такая поездка, продлилась она с 16 по 25 сентября 2017 г.

Больше половины группы приехали из Косовской Каменицы и окрестных сел – Беривойце, Ранилуг и др. Но при этом в группу были впервые включены пять человек из Книна и его окрестностей. С ними мы до сих пор не работали, а ведь сербы, живущие на территории Хорватии, повергаются не меньшей опасности и дискриминации, чем сербы Косова и Метохии! Я рада, что теперь у нас установились связи и с ними!

Две части нашей группы подружились еще в пути. И дети, и взрослые моментально нашли общий язык, так что можно было забыть, что они из разных мест. И действительно, их многое сближало.
Все они в России впервые. Все, кроме взрослых, впервые летели на самолете. Так что впечатлений было много уже с самого начала.

Я каждый год говорю, какая у нас на этот раз отличная группа! Но группа и в самом деле была на редкость дружная, веселая, тянущаяся к новым знаниям. Они внимательно слушали всё, что им рассказывали на экскурсиях, были готовы смотреть как можно больше, забыв об усталости. Если учесть, что программа у нас была довольно насыщенная, а темп жизни у них вообще намного ниже, чем в Москве, то нагрузка на них легла серьезная.

Как и раньше, первые пять дней они жили в Москве, в паломнической гостинице Донского монастыря.

Первый вечер провели в гостинице, устраиваясь и отдыхая. Обе группы ехали ночью в Белград, так что практически не спали сутки. Поужинали привычной сербской едой. Недалеко, на Донской улице, расположен сербский ресторан «Югос», где мы заказали для них питу с сыром и гибаницу с мясом. Конечно, нам сделали скидку. Качество было бесподобное!

Как и в прошлый раз, нам очень помогла Маша Чеснокова, купившая все, что могло понадобиться, – кофе, чай, одноразовую посуду и средства гигиены.

Утром следующего дня состоялась автобусная экскурсия по городу, которую, как и в прошлый раз, проводила московская студентка Александра Вириевич, свободно владеющая сербским. Конечно же, она работала бесплатно, за что мы ей очень благодарны!

С погодой нам повезло. Мы могли все смотреть и фотографировать, сколько душе угодно. Посмотрели Москву с Воробьевых гор, побывали в Новодевичьем монастыре, на Поклонной горе, в Москва-сити, проехались по центральным улицам.

После обеда поднялись на смотровую площадку Детского мира, после чего пришли на Красную площадь, где задержались надолго.

Ребята, не привыкшие много ходить, уже сильно устали, мало того, начался дождь (единственный за все их пребывание в России), так что какое-то время мы посидели в ГУМе. Там у нас состоялась встреча с известным сербским добровольцем Деяном Беричем, который лечился в Москве после очередного ранения. Общение с ним произвело на ребят большое впечатление.

На следующий день у нас была экскурсия в Кремль, ее вела на сербском, причем тоже бесплатно, Мария Мелькова. Ребята проявили ко всему увиденному такой интерес, что вообще, кажется, не хотели уходить.

Но надо было спешить – нас ждали в посольстве Сербии. Там ребят из нашей группы каждый раз принимают как родных! Чрезвычайный и полномочный посол г-н Терзич, доктор исторических наук, обошедший лично все Косово, изучавший множество документов, написавший не одно историческое исследование, живо беседовал с гостями, сразу найдя множество общих тем и даже общих знакомых. Его рассказы были исключительно интересны, ребята слушали, затаив дыхание! Впрочем, казалось, что и сам он получал большое удовольствие от этого общения. Нам показали посольство, а в довершение встречи накормили прекрасным сербским обедом, что было на редкость кстати, потому что, задержавшись в Кремле, поесть мы не успели.

На следующий день мы посвятили полдня знакомству с Третьяковской галереей, а после обеда направились в Коломенское.

Там довольно много гуляли, фотографировались, после чего вернулись к себе.

Один из дней мы целиком провели в районе ВДНХ. С утра состоялась экскурсия в Музей Космонавтики, которая очень понравилась и запомнилась детям, а потом мы пошли в Москвариум.

За счет того, что нам сделали некоторую скидку, мы смогли взять экскурсовода. Поскольку в Сербии нет океанариумов, детям все было очень интересно. Некоторых морских существ можно, оказывается, трогать (бывая здесь без экскурсовода, я этого не знала). Еще в пакет услуг входила профессиональная фотография на фоне живых акул. Ну и сами они фотографировались в свое полное удовольствие!

Попутно мы, естественно, полюбовались павильонами и фонтанами ВДНХ.

В последний день в Москве мы зашли в Фонд Единства Православных Народов, где группу принял президент фонда В.А.Алексеев. Там же детей, как всегда, накормили обедом и вручили подарки.

После этого сербы успели еще осмотреть Храм Христа Спасителя и вернулись в Донской монастырь, чтобы собраться и ехать в Переславль-Залесский.

Как и много раз до этого, руководитель Красного Креста Переславля Нина Александровна Клекова – наша добрая волшебница! - организовала для нас размещение, питание, экскурсии и многое другое. Как и в прошлые годы, мы ночевали в Переславле три ночи, и опять бесплатно! Обедали мы в разных местах и тоже бесплатно.

Программа началась с посещения мэрии, где нас встретили хлебом-солью, а потом принял заместитель мэра.

За два дня мы осмотрели музеи Александра Невского, Музей утюга, Музей хитрости и смекалки, «Ботик Петра», Плещеево озеро, Никитский и Никольский монастыри. Впервые нас свозили в Годеново к знаменитому чудотворному кресту.

Очень понравилась ребятам встреча в переславской гимназии, где учащиеся выступили с концертом. Сербы тоже исполнили несколько номеров. Потом гостям показали гимназию, в том числе музей, где находятся собранные ребятами старинные вещи, фотографии города и его жителей и различные поделки. Любопытно, что больше всего это заинтересовало сербских учителей, которые очень живо реагировали, засыпали хозяев вопросами. Они вбирали в себя всё увиденное, чтобы потом реализовать эти идеи в своих школах.

Языковой барьер быстро преодолели, и оба дня в свободное время ученики гимназии с удовольствием гуляли с гостями по городу.

Думаю, что одним из самых ярких воспоминаний останется у сербов обед в загородном туристском комплексе «Попов луг» (раньше это назвали бы базой отдыха). Наши группы там из года в год угощают прекрасным обедом, причем бесплатно. Но только едой дело не ограничилось. Гостей покатали на конной повозке и даже на БТР, что произвело особое впечатление! И девочки, и мальчики долго потом не слезали с машины, всё фотографировались!

Возвращаясь в Москву, мы, как всегда, остановились в Сергиевом Посаде. Обычно нам разрешали оставить вещи в гостинице «Вознесенская», чтобы мы могли спокойно осмотреть Лавру. В этот же раз нам отказали, что было крайне неприятно! Куда мы с чемоданами?

Нас привез сюда водитель из Переславля, а забрать должны были только в три часа дня московским транспортом. Допустим, мы бы за час обежали Лавру, но ведь надо было еще пообедать! А дети все делали в своем, медленном темпе!

К счастью, нас очень выручил переславский водитель Максим, согласившись не уезжать, а постоять с нашими вещами. В результате он прождал так часа четыре, а деньги потом взять наотрез отказался, хотя я предлагала довольно настойчиво! Просто удивительно, сколько хороших людей встречалось нам в нашей поездке!

Решив вопрос с вещами, мы радостно поспешили в Лавру, полную народа по случаю воскресного дня, и стали в очередь к мощам Преподобного Сергия. Сияло солнце, Лавра была прекрасна! Пока половина группы стояла, я с другой половиной обходила территорию, чтобы у них не было ощущения, что они чего-то не видели.

Там к нам присоединилась Елена Кузнецова, которая уже который раз проводит нашим группам экскурсию по Лавре, а также помогает с различными организационными вопросами. Она рассказала об истории Лавры, дети слушали, как зачарованные!

После экскурсии мы пообедали в трапезной при гостинице. Вскоре за нами приехал микроавтобус, который повез нас на нашу последнюю ночевку в гостеприимный город Долгопрудный.

Там нам уже второй раз предоставили бесплатное проживание в гостинице «Дом ученых» за счет мэрии этого города. Организовала всё Мария Козлова, которая активно сотрудничает с сербами, она же продумала нашу программу на последний день.

Конечно, самые яркие впечатления оставило пребывание в Детской театральной школе «СемьЯ», где фольклорный коллектив быстро вовлек гостей в веселые народные танцы и игры. В отдельные моменты надо было не просто танцевать, а проявлять быстроту реакции, ловкость и смекалку. Сербы приняли в этих играх самое живое участие и веселились вовсю!

После этого последовали выступления в другом зале на большой сцене. Хозяева пели. Сербские школьники читали стихи, причем так эмоционально, с таким чувством, что никакой языковой барьер не помешал слушателям уловить смысл.

После этого общение продолжалось некоторое время. Сербы успели спеть пару песен под гитару, русские дети подпевали, кто-то подыгрывал. Обменялись сувенирами. Расставаться не хотелось!

Но вечером они уже должны были улетать, так что, успев чуть-чуть пройтись по городу и пообедать, сербы поспешили в гостиницу, где уже ждал транспорт везти их в Шереметьево. Кстати, от ресторанчика, где был обед, до гостиницы их в несколько приемов отвезли местные жители на своих легковых машинах, просто чтобы не терять время.

Слегка пресыщенные радостными впечатлениями, наши гости покидали Россию, чтобы потом долгое время вспоминать и заново переживать все моменты этой замечательной поездки! Ведущие сложную жизнь на своей родной земле, они как никто могли оценить то радушие и гостеприимство, с которым их встречали в разных городах нашей страны.

Я хочу выразить огромную благодарность всем, кто помогал в приеме группы, кто проводил им экскурсии, водил по вечерней Москве, приходил вечерами в гостиницу с конфетами и домашними пирогами. Марина, Лена, Олег, Антон – общение с вами надолго запомнится сербам! Таня, огромное спасибо за медицинскую помощь!

Очень большую помощь оказал Андрей Леонов, не раз бывавший в Каменице и знавший многих ребят из группы. Он часто сопровождал нас в поездках, что было особенно ценно в городском транспорте. Обычно они с учителем Неманей шли последними и следили, чтобы никто не отстал и не потерялся в московской толкучке. Много помогала Вера Батурина, прекрасно знающая Москву. Как-то вечером она даже сводила сербов в новый парк «Зарядье», который им поразил их своей красотой и масштабом.

Особая благодарность Нине Александровне Клековой за чудесные два дня в Переславле!

Надо также поблагодарить многих людей в Долгопрудном, которые сделали наше пребывание там совершенно незабываемым!

Отдельно хочу выразить признательность Наталье Коцев из Белграда, руководителю сербского отделения Фонда Единства Православных Народов, без помощи которой вряд ли могла бы справиться!

Низкий поклон всем, кто помог финансами! В этом году такая помощь была довольно активной, и без нее нам бы пришлось нелегко!

Но как всегда, главную тяжесть финансирования взял на себя московский бизнесмен Н. Янкович. Если б не он, наши поездки вообще не могли бы состояться! Моя благодарность ему, а также благодарность всей нашей группы, поистине безгранична!

В результате общих усилий многих людей путешествие сербов по русской земле прошло исключительно удачно! Огромное всем спасибо!!!