Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/13.3.2007/

Периодические издания стран бывшей Югославии




     Сегодня на рынке периодики стран бывшей Югославии значительное место занимают издания, выпускаемые западными корпорациями – главным образом, американскими, германскими, французскими – в виде версий, адаптированных к местным условиям с учетом запросов и национально-культурной специфики аудитории. «Выходящие на польском, венгерском, болгарском и других языках народов Восточной Европы, эти издания опираются на транснациональные издательские структуры, на многолетний опыт деятельности в рыночной среде и составляют серьезную конкуренцию национальным изданиям» .


     Условно прессу стран бывшей Югославии можно разделить на две большие группы с точки зрения подачи материалов на страницах газет и журналов – это качественная периодика (общественно-политические издания, «политические дневники», здесь используются материалы на тему политики страны и зарубежья, экономики, обсуждаются социальные проблемы и пр.) и «таблоиды». Газеты выходят ежедневно (т.н. «дневники»), еженедельно («тедники»), могут выходить в разное время суток: утренняя газета («jутарник») и вечерняя («вечерник»).


     Крупнейшему немецкому медиа-магнату WAZ (Westdeutsche Algemeine Zeitung) принадлежит значительная часть изданий Восточной Европы. В настоящее время свыше 40% совокупного оборота (около 2 млрд. евро) приходятся на издания в восточноевропейском регионе . «Cегодня в число медиаактивов WAZ входят старейшая газета на Балканах “Политика” (Белград), наиболее влиятельная частная газета Македонии “Дневник” (Скопье), крупнейшая газета Черногории “Виести” (Подгорица), несколько хорватских изданий, включая авторитетный общественно-политический еженедельник «Глобус» (Загреб)» .


     Современные исследователи сербской журналистики отмечают, что для стороннего наблюдателя взрыв в средствах массовой информации, произошедший в Югославии за последнее время, может показаться непонятным: для страны с 11 миллионами населения рынок, безусловно, является переполненным: более 2300 газет, включая 20 ежедневных (из них десять распространяются в национальном масштабе) .


     Одним из старейших общественно-политических изданий страны является газета «Борба». Первый номер газеты вышел в 1908 году как орган Коммунистической партии Югославии. В ней содержалась информация о борьбе трудящихся против жестокой эксплуатации, агитировала и пропагандировала идеи КПЮ. 6 января 1929 года газета была закрыта установленной в тот период монархо-фашисткой диктатурой. Спустя 12 лет, 19 октября 1941 года «Борба» вышла вновь. В передовой статье первого после перерыва номера газета указывает, что «должна быть газетой не только трудящихся масс, но и всех порабощенных народов Югославии, которые стонут под сапогом оккупантов» . В тот период газета стала флагманом партийном прессы Югославии, газета долгое время являлась одной из самых преданных режиму Тито газет. В статье «Для чего выходит «Борба» коллектив редакции пишет: «В героической борьбе, которую ведут наши народы, «Борба» должна быть тем связующим звеном, которое объединит все силы народы в единый народно-освободительный фронт…» . Став флагманом партийном прессы Югославии, газета долгое время являлась одной из самых преданных режиму Тито газет. Газета продолжает свой исторический путь и сегодня, но популярность ее не так велика.


     Принадлежащая WAZ компания Politika Newspapers and Magazines (PNM) выпускает три ежедневных газеты, среди которых собственно «Политика», а также «Экспресс» (вечернее ежедневное издание) и спортивный «Спортски Журнал». Кроме того, компания занимается изданием разнородных журналов для разной целевой аудитории: женские «Ana» («Ана»), «Bazar» («Базар»); детский «Politikin zabavnik» («Политикин забавник»); для пользователей компьютеров «Svet kompjutera» («Мир компьютера»); спортивный еженедельный журнал «Mix», ежемесячный журнал о здоровом образе жизни «Viva», а также ряд других печатных изданий. Кроме того, в печатном доме компании располагаются три типографии, где печатаются тиражи ежедневных газет. В 2005 году, по данным сайта «Политики», было издано около 62 миллионов газет и журналов. В Сербии PNM владеет примерно 1100 точками распространения печатной продукции .


     Первый номер «Политики», одной из самых первых ежедневной газеты в Европе вышел 25 января 1904 года (или 12 января 1904 года по старому календарю), и была выпущена известным журналистом, первым владельцем и основателем этой газеты Владиславом Рибникаром . Сегодня газета выходит ежедневно тиражом около 200 000 экземпляров, состоит из нескольких тематических тетрадок, на 48 цветных полосах. Читателями газеты является средний класс Сербии, политики, экономисты, ученые. Материалы пишут не только профессиональные журналисты, но и другие специалисты разных отраслей знаний.


     «Вечернье новости» - ежедневная газета, основанная в 1953 году. Изначально выходила как вечерняя, и быстро стала одной из самых популярных и читаемых информационно-политических газет Югославии. Сегодня газета выходит ежедневно, и имеет достаточно большой штат сотрудников – более 200 журналистов и корреспондентов из разных стран (из 23 мировых столиц). Все материалы соответствуют исторической формуле ежедневной газеты, принятой со времен основания – «brzo, kratko, jasno» (быстро, коротко, ясно). Современная газета «Вечернье новости» является одним из изданий крупного одноименного издательства, которое включает много специализированных газет и журналов – «Здравлье» («Здоровье»), «Спорт», «Огласи» («Объявления») . Издание принадлежит коллективу редакции (более 70 % акций, 30% акций принадлежит государству) .


     Таблоидное издание «Блиц», по данным Института стратегического маркетинга и исследований медиа (SMMRI), - второе по тиражности и читаемости. Ежедневно печать достигает 150 000 экземпляров, а читают около 200 000 человек в Сербии и соседней Черногории . имеющую специальный формат и выходящую на 40 полосах ежедневно. У газеты яркий, красочный дизайн c разнообразием материалов и в целом напоминает российские «желтые» издания. Однако помимо сенсационных материалов, обилием которых грешат отечественные развлекательные газеты и журналы, в «Блице» публикуются и аналитические материалы, комментарии на важнейшие события. Политике, социальным и экономическим материалам уделены первые 10-12 полос. Далее следуют полосы, посвященные криминальной хронике, культурной жизни. В конце каждого номера – публикации на спортивную тематику, рубрика «Развлечения» (истории, анекдоты, кроссворд или сканворд).


     К журнальной прессе Сербии относятся два популярных еженедельных политических журнала – «Време» и «НИН» (Недельне информационне новине»). Первый был основан в октябре 1990 года группой журналистов из «Политики», которыми руководил Драголюб Жаркович. Журнал выходит в цвете на формате А4 и публикует аналитические материалы на политические, экономические и социальные темы. «НИН» старше журнала «Време» (был основан в 1935 году) и считается наипрестижным сербским журналом. С 1993 года НИН был зарегистрирован как независимая компания, которая начала приватизацию общественного капитала согласно Союзному закону о предприятиях 1998 года. Сегодня компания Politika AD владеет 9,74 процента акций, 2,4 принадлежат работающим в НИНе, остальное составляет общественный капитал .


     Региональная печать Сербии представлена многообразием газет, издающихся в разных областях и городах, в основном еженедельные: «Панчевац» - в Панчево, «Слободна Реч» - Вранец, «Чачански глас» - Чачак, «Суботичке новине» - Суботица.


     Главным рупором сепаратистких идей на период недавнего референдума по отделению Черногории стала газета «Република» - общественно-политическое издание, состоящее из 28 черно-белых полос. Из номера в номер газета планомерно поддерживала положительный результат референдума. Была создана специальная рубрика «Референдум», ставшая главной рубрикой каждого номера: материалы по этой рубрике выносились на обложку вместе с кричащими заголовками и фотографией. Например, в первом майском номере «Републики» появляется фотография с митинга в Цетинье, и заголовок – «Все мы Цетинье». Стоит отметить, что для активной пропаганды черногорского референдума газета использовала и рекламные площади, где публиковались призывы к голосованию за отделение Черногории от Сербии.


     С созданием многопартийного правительства и принятием нового Закона об информации Черногории в 1998 году, власть республики заняло более либеральную позицию по отношению к частным СМИ. В 2000 году было зафиксировано 135 печатных изданий, включая 3 ежедневные политические газеты: проправительственная «Победа», частная «Вести» и орган Социалистической Народной Партии – «Дан» («День») .


     Говоря о периодике Хорватии, стоит отметить, что политическая ситуация начала 90-х гг. (распад Югославии в 1991 году и война на территории нынешней Хорватии в 1992-1995 гг.) наложила значительный отпечаток на выходящие здесь периодические издания. Разделение народов и образование самостоятельных государств привело к усилению национальной идентичности, причем, с довольно сильными перегибами. В Хорватии это сказалось на стремлении политиков придать новый статус хорватскому языку, который до этого считался сербохорватским. Набирает силу тенденция «очищения» хорватского языка от сербских слов как инородных и замена их собственно-хорватскими.


     Исследователи отмечают: «Политики и деятели культуры, внушающие жителям страны, что они наконец получили долгожданную свободу, пытаются придать своим языкам национальное своеобразие, и в этом им помогают языковеды» . Журналисты используют не словарные формы, а придумывают собственные: «glavno mesto» вместо «prestonica» (столица), «svetovno tržište» вместо «svetovni trg»(мировой рынок), «tamnica» вместо «zatvor» (тюрьма) и т.п.


     Одной из наиболее читаемых в Хорватии сегодня является общественно-политическая газета «Vjesnik» (по тиражу она на шестом месте среди всех ежедневных изданий Хорватии, включая три бесплатных газеты, издающихся большим тиражом) . По данным сайта , газету читают во многих европейских странах, где живут хорваты: Германия, Швейцария, Италия и др.). Подача информации соответствует качественной прессе: отсутствуют сенсационные материалы, используются достоверные источники, в том числе данные социологических исследований, аналитические заметки даются в колонке (как в европейских изданиях, здесь мнения отделяются от комментариев). В 2004 году «Vjesnik» полностью изменил свой внешний вид и сейчас имеет интересный дизайн с обилием качественных фотографий, диаграмм.


     Другим популярным изданием Хорватии является «Večernji list», выходящее ежедневно и являющееся прямым конкуреном «Vjesnikа». Газета публикует информационные и аналитические материалы, посвященные политическим и экономическим событиям в Хорватии и за ее пределами. Внимательно в газете относятся к культурным новостям, спорту, криминальной хронике. Сайт издания уже давно стал информационным порталом, где можно не только прочитать, но и помощью специальной программы прослушать радио- или посмотреть видеоновости.


     Региональные хорватские издания главное место на газетных полосах уделяют местным новостям (без отрыва от общегосударственных), но пользуются меньшей популярностью читателей, чем общегосударственные издания: тираж их невысок, нередко на страницах публикуется очень много официальной информации. К таковым относятся «Glas Slavonije», «Slobodna Dalmacija», «Novi Varaždinec», «Oglinski list» и др.


     В других странах бывшей Югославии наблюдается тенденция, подобная описанной выше: западный капитал прижился на местном рынке сбыта и проводит свою политику в местных изданиях. По словам исследователей, подобно многим другим аспектам жизни послевоенной Боснии и Герцеговины, печатные СМИ делятся по этническому принципу . Крупнейшие частные и получастные газеты в Мусульманской федерации - "Ослободженье" (тираж 10 000 экз.), "Вечерне новине" ("Вечерние новости") (8000 экз.), "Дневни Аваз" (20 000 экз.), независимый еженедельный общественно - политический журнал "Дани" ("Дни") (33 000 экз.), и независимый журнал, выходящий раз в 2 недели "Слободна Босна" (30 000 экз.). В хорватских регионах крупнейшим изданием является газета "Хрватска речь" ("Хорватское слово"). В Республике Сербской популярны такие частные издания, как "Глас српски" (2000 экз.) , "Дневне независне новине" (8000 экз.), ежемесячник Социал-либеральной партии «Нови прелом» (5000 экз.) и независимый еженедельный общественно - политический журнал в Банья - Луке "Репортер" (12 000 экз.).


     В первые годы переходного периода изменения в системе словенских СМИ носили глубоко политизированный характер. Ведущей идеей в обсуждении реорганизации сферы коммуникаций является рыночная конкуренция как основное условие независимости СМИ. Как результат, печатные СМИ были лишены какого-либо правительственного вмешательства или финансовой поддержки . Сегодня на словенском рынке периодической печати существуют ежедневные газеты с огромными тиражами «Delo» (90 000 экз.) и таблоид «Slovenske novice» (110 000); «Dnevnik» (выпускающий также еженедельный таблоид «Nedeljni dnevnik»), и вечерний качественный ежедневник «Večer». Существует ряд региональных газет, которые пользуются популярностью у читателей. Например, в Копере выходит ежедневная газета «Koperske novice», в Целье – еженедельник «Novi Tednik», выходящий на 32 цветных полосах и имеющий сравнительно большой тираж для маленького города.


     Все македонские газеты частные, за исключением тех, которые контролируются НИП Нова Македония, издательской компанией, которой на 1/3 владеет государство . Среди ее проектов - газеты на македонском языке, такие как "Нова Македониja" и "Вечер", газета на албанском языке - "Флака а валлацеримит" ("Пламя братства") а также еженедельник, выходящий 3 раза в месяц на турецком языке - "Бирлик" ("Союз"), и македонский еженедельный журнал "Пульс".


     Все остальные македонски издания – частные. Наиболее читаемые (если судить по заявленному тиражу) считаются «Дневник», «Утрински весник», «Македониja денес» и «Нова Македониja», а также газета албанской диаспоры в Македонии «Факти». По словам исследователей, правительство снабжает субсидиями некоторые независимые издания, в том числе на албанском и турецком языках.