Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/8.6.2008/

«Благодатное Неебо» над Сербией



     

     С 16 по 24 февраля 2008г. группа православных паломников из Санкт-Петербурга находилась в Сербии. В дар сербскому народу, своим духовным братьям, они передали список иконы Божией Матери "Благодатное Небо". По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла эта икона поставлена в соборе во имя святого Саввы в Белграде.

     

     Наше паломничество в Сербию оказалось настолько необычным и насыщенным, что для всех, кто в нём участвовал, оно стало настоящим событием. А началось всё с того, что у нас в Санкт-Петербурге в средней общеобразовательной православной школе имени преподобных Сергия и Германа, Валаамских Чудотворцев проходила выставка краснодарской фотохудожницы и журналистки Натальи Батраевой. Она несколько раз посещала Сербию, Косово, где много фотографировала, а затем писала репортажи, устраивала фотовыставки. В это же время у нас на Леушинском подворье мы устроили вечер дружбы с сербами, на котором показали фильм сербского режиссера Б. Милошевича "Распятое Косово". После просмотра все находившиеся в зале несколько минут сидели потрясенные. Трудно было удержаться от слёз, видя страдания православных сербов на их родной земле. И тогда одна женщина сказала: "Батюшка, ведь нужно что-то делать. Что же мы вот так просто сидим и смотрим?".

     

     Вот тогда возникла мысль написать икону и подарить её сербам в знак нашей солидарности, сострадания, братства. Эту идею поддержали в православной школе Сергия и Германа Валаамских при Валаамском подворье, которую возглавляет иеромонах Антипа (Никоноров), насельник Валаамского монастыря.

     

     Встал вопрос, какую же икону привезти в Сербию? В нашем храме есть большой список иконы Божией Матери "Благодатное Небо", которую весьма почитал св.Иоанн Кронштадтский. Взгляд упал на нее, и я понял, что это самая нужная для Сербии икона. Дело в том, что война против Сербии в 1999 году была совершенно уникальной в истории человечества - единственной войной, когда агрессор ни разу не ступил на землю противника. Это была первая т.с. "небесная" война. Более 70 дней велась бомбёжка, и именно небо стало линией фронта. Вот почему мы решили подарить Сербии эту икону, чтобы Матерь Божия защитила Сербскую землю благодатным небом Своего Покрова.

     

     Икона Пресвятой Богородицы "Благодатное Небо" на Руси известна ещё с ХIV века. Её принесла в Московское княжество супруга великого князя московского Василия Димитриевича великая княгиня София Витовтовна. Особенно она стала почитаться во второй половине ХV века, когда в России усилились апокалипсические ожидания. Считали, что 1492 год, он же 7000-й от Сотворения мира, станет последним, когда совершится Второе пришествие и наступит конец света. Икона Божией Матери "Благодатное Небо" была воспринята как заступница последних времён. На ней Божия Матерь изображена на небе на фоне солнца, отсюда другое название образа - "Солнечная Богоматерь". Богословское основание этот образ имеет в "Апокалипсисе", где говорится, что перед Пришествием Христа явится на небе Жена, облеченная в солнце. Как раз она и запечатлена на иконе. Подлинник иконы Пресвятой Богородицы "Благодатное Небо" находится в Архангельском соборе Московского Кремля, и её весьма почитает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

     

     Икону (специально для Сербии в византийском стиле) написал Ростислав Мартинович Гирвель, член Союза художников России, директор Петербургского НИИ православной иконологии. Под ней стоит подпись: "Царица Небесная, спаси землю Сербскую". Новый список иконы Божией Матери "Благодатное Небо" был готов уже к Крещению. 23 января икону освятили в школе преподобных Сергия и Германа Валаамских при подворье Валаамского монастыря. Затем в течение почти месяца икона находилась на Леушинском подворье, и православные христиане ежедневно молились пред этим образом о спасении сербского народа.

     

     В паломническую группу вошли сам иконописец, жертвователи, родители учащихся школы, преподаватели, один ученик школы (8 лет), а также некоторые прихожане Леушинского подворья - всего 12 человек.

     

     Сначала нам посоветовали приехать к 24 марта - дню начала натовских бомбардировок. В этот день в Сербии проходят митинги, молебны, панихиды. Потом выяснилось, что 17 февраля Косово предполагает объявить о своей независимости, и стало понятно: икону нужно везти именно к этой дате.

     

     Однако до отъезда предстояло решить ещё ряд важных вопросов, в частности, куда везти икону и кому её передать. Я позвонил митрополиту Черногорскому и Приморскому Амфилохию и рассказал о нашей инициативе. Митрополит сразу же благословил наше начинание и сказал, что икона сербам очень нужна и её поместят в самом большом храме Сербии - соборе святого Саввы в центре Белграда.

     

     

     Наша группа прилетела в Белград 16 февраля. В течение всего полёта читали акафист иконе Божией Матери "Благодатное Небо". В этот день молодёжное православное движение проводило в Белграде митинг и крестный ход. Когда мы приближались к площади в центре Белграда, то уже издали услышали возгласы о том, что русские привезли икону Божией Матери. Икону поставили в центре площади, среди многотысячной толпы молодых людей. Прошла краткая молитва, а затем по центральным улицам Белграда к собору святого Саввы направился крестный ход во главе с нашей иконой, которую несли на плечах вместе с плакатом "Не трогайте Косово". В течение всего крестного хода молодые сербы скандировали: "Косово - сердце Сербии", перемежая это молитвами к Божией Матери.

     

     В соборе святого Саввы нас встретил викарный епископ Афанасий. Перед иконой Божией Матери был совершён первый полный молебен (с особыми молитвами, с особым каноном) о помощи страждущим в Косово сербам. Его служат во всех храмах Сербии по благословению Патриарха Павла. В огромный храм невозможно было войти - так много там было людей.

     

     Происходило всё это накануне провозглашения независимости Косово. Тогда ещё теплилась какая-то надежда, что, может быть, Запад не даст отмашку, что албанцы всё же не решатся нарушить международное право. Но 17 февраля надежды рухнули. У сербов попытались отобрать не просто часть территории страны, а их сердце, их историю, начало начал, тот краеугольный камень, на котором стоит православная Сербия. Именно Косово является очагом сербской цивилизации, здесь всегда жил сербский Патриарх. Это что то вроде того, что для русских Куликово поле. На территории края находятся сотни и сотни древнейших памятников сербской культуры: храмы, монастыри ХШ-ХV веков с безценными росписями. С 1999 года разрушены десятки храмов. Культурные утраты сравнимы, наверное, только с теми, которые понесла Россия в годы Великой Отечественной войны. Не укладывается в сознании, как можно в начале XXI века допустить такой вандализм, такое варварство и, по сути, геноцид сербов. Албанские "памятники" - это редкие башни и мечети середины XIX века. В последние же десятилетия построены десятки и сотни новых мечетей. Они продолжают их там строить и сейчас, чтобы доказать, что это их земля. А сербские памятники разрушаются, чтобы уничтожить все следы пребывания сербов. Почему Европа потворствует уничтожению православной цивилизации в Косово, спокойно смотрит на уничтожение бесценных памятников культуры? Запад даже игнорирует подлинное историческое название этого края: Косово и Метохия. Последнее слово означает каноническую принадлежность земли монастырю - в данном случае афонскому сербскому монастырю Хилендар.

     

     В день провозглашения независимости Косово как будто на лица всех сербов легла какая-то тень печали и скорби. 18 февраля у собора святого Саввы прошёл митинг, потом состоялся молебен. Собор рассчитан на десять тысяч человек, но собралось как минимум раза в два больше, и молебен проходил на паперти, где установили икону из России "Благодатное небо". В молебне приняли участие около 20 архиереев, более 100 священников. На улице уже стемнело, и все держали свечи. На следующий день мы видели, что вся площадь была покрыта восковыми пятнами, напоминавшими затвердевшие слезы сербов. Ко времени проведения молебна стало известно: Косово уже признали Германия, Англия, Италия и Франция. Митрополит Амфилохий по этому поводу сказал удивительные слова о том, что до сего дня невозможно было даже представить: нация, давшая миру Данте, так просто переступит нравственные нормы; народ, родивший Шиллера, позабудет о благородстве+ Всё это он говорил с большой болью в сердце. Затем выступил наследный принц Александр II из королевской династии Карагеоргиевичей, очень авторитетный человек в Сербии. Он сказал: Косово - историческая собственность Сербии, и она никогда и ни при каких обстоятельствах не признает это самозваное государство.

     

     Закончился митинг-молебен необычно - известная сербская певица начала петь народные песни. Она их пела со слезами в глазах, и тысячи сербов стояли и тоже плакали. Все чувствовали, что Господь и Матерь Божия не могут не услышать их плача и не увидеть их слёз.

     

     Икона Божией Матери "Благодатное Небо" из Петербурга была воспринята как дар от всей России. Для многих она стала духовной поддержкой, выражением надежды на то, что Россия не оставит Сербию. Сербы особо почитают иконы Божией Матери "Троеручица" и "Млекопитательница", а этот молебен проходил именно перед иконой "Благодатное Небо".

     

     После молебна к нам подходили многие люди и благодарили за икону и за солидарность с Сербией. Некоторые держали плакаты "Благодарим Мать Россию!" Это было очень трогательно.

     

     21 февраля в Белграде прошёл ещё один митинг-молебен, на который собралось около 800 тысяч человек, в том числе сербы из Европы и Америки.

     

     Во время нашей поездки мы открыли для себя особый феномен сербской любви к России, на которую невозможно не откликнуться ответной благодарной любовью к Сербии. Хочу посоветовать русским людям почаще ездить в Сербию, возить туда своих детей. Там осознаёшь всё величие исторической миссии России. Сербия напоминает нам, что именно Россия является вождём славянства и Православия. К сожалению, пока в Сербию приезжает достаточно мало туристов, а паломнические поездки практически не совершаются.

     

     Сербы предоставили нам автобус и гида-переводчика. Мы сразу же сказали, что больше всего нам бы хотелось посетить Косово. Но поскольку уже была провозглашена независимость Косово и на границе начали выставлять кордоны, нам сказали, что безопасность нашу они обеспечить не смогут, и посоветовали не рисковать. И тогда мы попросили показать нам монастыри, святыни.

     

     В начале мы посетили город Нови-Сад - город студентов, университетов, музеев. Его называют культурной столицей Сербии, а мы назвали его "сербским Санкт-Петербургом". Мы побывали в храмах и музеях. Рядом с Нови-Садом есть замечательная древняя Петроварадинская крепость, расположенная на высоком берегу реки Дунай с прекраснейшим видом на город. Она была построена римлянами, а затем реконструирована австрийцами для защиты от турок в XVII веке. Там чувствуется влияние западной культуры. В архитектуре представлено барокко, а храмы напоминают костелы.

     

     

     Недалеко от Нови-Сада находится особый очаг монастырской жизни - Фрушка Гора. Здесь, на сербском Афоне, на расстоянии 5-10 километров друг от друга расположены более 20 монастырей. Мы побывали в Великой Ремете, Язаке, Крушедоле, Новом Хопово и ряде других. Особо знаменательной для нас была встреча в монастыре Велика Ремета с архимандритом Стефаном - чтимым старцем в Сербии. Он пригласил нас на ночлег и сослужение, и много нам всего рассказал. Интересно, что когда он говорил на какие-то бытовые темы, мы понимали его с трудом или не понимали вообще, поскольку сербский язык считается достаточно сложным для восприятия на слух, а когда говорил о духовном, то возникало ощущение полного понимания. Он рассказал нам, что к нему приезжает много паломников. После каждой воскресной службы он приглашает к себе на трапезу абсолютно всех гостей, угощает их и беседует с ними.

     

     Мы также посетили город Ниш - древнейший на территории Сербии. Близ него родился святой равноапостольный император Константин Великий. Здесь в путевом дворце святая Царица Елена родила своего сына - Константина. Сейчас это место является своего рода археологическим заповедником. Мы помолились святому императору Константину - первому православному Царю на земле, попросили его о том, чтобы было восстановлено православное царство на земле. Сейчас нет ни одной страны в мире, которая официально называлась бы христианской, в то время как 39 государств декларируют себя исламскими. Я думаю, это историческая катастрофа, что в ХХ веке были уничтожены все христианские государства. Кстати, в Сербии достаточно серьёзно говорят о необходимости восстановления именно православного королевства.

     

     

     В Нише нас поразил один храм, построенный ещё в период турецкого владычества, - обычное на вид здание с двускатной черепичной крышей. Оказывается, турки запрещали строить храмы выше головы своих всадников, которые должны были всегда смотреть на православный храм только сверху вниз, не поднимая головы. Захватчики въезжали в сербские храмы прямо на лошадях, и сербы стали делать маленькие и низкие двери, чтобы войти в храм можно было только склонившись. Этот храм, по сути, был катакомбным, подземельным. Нам показали необычную историческую деталь периода турецкого владычества - соединённые воедино несколько колокольчиков, которыми звонили к службе. Турки запрещали церковный звон. Разрешалось только муэдзину кричать на минарете, а православные могли звонить только внутри храма. Батюшка вынес эти колокольчики из алтаря и позвонил. Мы почувствовали, насколько были унижены Православие и сербы в период турецкого владычества. Именно это иго, длившееся пять веков, выковало в сербском характере глубочайшую веру, величайшее терпение и беззаветное мужество противостоять духовной агрессии. Сербы знают, что самое большое сокровище - это православная вера.

     

     

     Недалеко от города Ниш находится Горни Адровац - святое место для сербов и для русских. Именно здесь в 1876 году погиб, сражаясь за Сербию, русский офицер-доброволец Николай Николаевич Раевский. Ещё до официального начала русско-турецкой войны в 1877 году, когда Россия, защищая славян на Балканах, объявила войну Турции, в Сербию приехали сотни русских офицеров, в том числе и потомок известного героя Бородинского сражения Николай Раевский. В Сербии он защищал важную стратегическую высоту Горни Адровац, и после успешного боя, когда он уже писал рапорт, случайный осколок от разорвавшегося снаряда попал ему в голову. Его похоронили в близлежащем монастыре святого Романа. Мать приехала в Сербию, забрала тело сына и похоронила в родовом имении в России. А на месте гибели Раевского построили дивный храм в честь Святой Троицы как символ единства России и Сербии. На одной стене написана сцена крещения Руси, а на другой - Косовская битва и сербское войско во главе с царём Лазарем. С одной стороны двери написано "князь Владимир и князь Александр", а с другой - "царь Лазарь и святитель Савва". В росписи также есть портрет Николая Раевского. Мы помолились, помянули этого русского героя. Сербы приезжают в этот храм, возят туда школьников, студентов. Подвиг Раевского известен и в России. Как известно, Л.Н. Толстой образ Вронского во многом списал именно с Раевского. Храм в честь Святой Троицы сербы часто называют храмом Вронского, а "Анну Каренину" местные школьники изучают по курсу литературы.

     

     Здесь же регулярно проходят вечера памяти Раевского, который считается национальным героем Сербии. Мы видели плакат, из которого узнали, что только что прошёл вечер памяти Раевского под названием "Тело в России, сердце в Сербии". Дело в том, что когда мать приехала за своим сыном и его тело было извлечено из могилы, то монахи попросили, чтобы часть его тела осталась в Сербии навсегда. И, как рассказывают сербы, в могиле на территории монастыря святого Романа захоронено сердце Раевского. Мы побывали в этом монастыре и помолились о русском герое. Его имя заставляет нас гордиться, что у нас есть такие герои, которые способны пролить кровь за братский народ. Имя Николая Раевского стало для нас таким же дорогим, как имя Суворова, Кутузова. Безусловно, любому паломнику в Сербию нужно посетить Горни Адровац, помолиться о памяти Раевского.

     

     В храме Святой Троицы мы также увидели множество фотографий уже современных воинов-сербов, погибших в Косово, защищавших свой народ от албанцев и от натовцев. Панихиды по Раевскому и по уже новым сербским воинам, погибшим в Косово и Метохии, объединяются в одну молитву.

     

     Уже после нескольких экскурсий мы встретились с владыкой Амфилохием, который спросил нас: "Что бы вы ещё хотели посмотреть?", - и я повторил ему нашу просьбу о посещении Косово и Метохии. Я сказал владыке, что ведь это же сербская земля, и мы должны её посетить - тогда все узнают, что русские считают эту землю Сербской. Владыка принял эту идею. Секретарь Нишской епархии Дэян Накич пообещал нам помочь организовать эту поездку, но предупредил: в Косово мы должны будем находиться не более трёх часов; за это время мы сможем посетить лишь один монастырь; дети и женщины ни в коем случае не поедут с нами; все мы должны написать расписки, что едем в Косово добровольно. Мы согласились на все условия. Сопровождать нас благословили монаха Дорофея из монастыря Црна Река. Чуть позже разрешили ехать всем женщинам, которые хотят этого.

     

     

     21 февраля мы пересекли границу Косово. Сразу возникло впечатление, что мы въезжаем в какую-то военную зону - столько там было военной техники. Этот сектор контролировали французские солдаты. (В Косово четыре сектора, которые контролируют соответственно итальянцы, немцы, англичане и французы. Больше всего у сербов обид на немцев, на глазах которых албанцы громили и поджигали монастыри, а те просто не обращали на это внимания. Лучше всего вели себя в подобных ситуациях итальянцы - они даже применяли оружие для защиты сербов. Известны случаи, что после нападений албанцев итальянцы, защищавшие православные монастыри, приходили туда и принимали православие.)

     

     

     На границе нас попросили выйти из автобуса. Я вышел первым и, увидев огромное количество военной техники, попытался её сфотографировать на память. Но, только начал снимать, как тут же ко мне подбежал чернокожий французский офицер и жестами потребовал прекратить съёмку. Но, как известно, лучшая защита - нападение, и в ответ я неожиданно даже для самого себя предложил сфотографироваться с ним. Как ни странно, он тут же встал рядом со мною и тут же был сделан снимок, который стал трофейной достопримечательностью нашей поездки.

     

     

     Кстати, на переднем стекле нашего автобуса находились иконы Божией Матери "Благодатное Небо", которые мы решили не снимать в нашей поездке по Косово.

     

     На этой искусственной границе Матерь Божия явила нам Свое чудо. Когда нас стали высаживать из автобуса для проведения личного досмотра, и часть паломником уже вышла, вдруг подбежал французский офицер и приказал нам всем садиться обратно. В результате не стали проверять ни автобус, ни нас, сделав лишь запись в путевой лист и сфотографировав автобус и его номера. Нам так и осталось непонятным, как это могло произойти. Одно было ясно, что для Матери Божией этих придуманных границ не существует. После пересечения границы мы ехали по Косово, с благодарностью воспевая акафист Матери Божией: "Радуйся, Благодатное небо".

     

     Как правило, при упоминании о Косове и Метохии представляется истерзанная страна, страждущий народ, разрушенные храмы. Мы же ехали по горному ущелью, видели покрытые лесами прекрасные горы, вдоль дороги протекала широкая река, в которой отражалось клонившееся к закату солнце на удивительно красивом небе. И стало понятно, почему разгорелись такие страсти вокруг этого кусочка земли, почему все хотят тут жить и так его терзают.

     

     Когда мы проезжали сербские села, там везде демонстративно висели сербские флаги. Тем самым сербы свидетельствовали, что это - их родина и они живут в Сербии.

     

     В Косово мы посетили монастырь Дубоки Поток. Большинство из монахов переселились сюда из разрушенных монастырей на юге края. Каждый из них мог рассказать свою скорбную историю. Особенно нас поразил скорбный рассказ монаха Антония, который уже два года живет в скиту. Его изгнали из монастыря близ столицы Косова Приштины в марте 2004 года, когда по всему Косову прошла волна страшных погромов православных храмов и монастырей. Через несколько недель он приехал в свою обитель и увидел её сожжённой. Отец Антоний зашёл в храм и обнаружил в нём сгоревший иконостас. В его душе поселилось чувство отчаяния - что Косово потеряно навсегда. Но вдруг он увидел: в иконостасе одна икона не сгорела, почему - неизвестно. Его более всего поразило, что это была икона святого Саввы Сербского. Тогда у него из глаз хлынули слёзы, и он подумал: если сам Савва Сербский не оставил их, значит это - сербская земля и она будет всегда сербской, несмотря ни на что.

     

     

     Я сказал отцу Антонию, что, может, мы и приехали к нему, приехали в Косово, чтобы услышать такое исповедание верности своей земле, чтобы услышать, что сербы никогда не оставят Косово и Метохию. Мы подарили монастырю икону Божией Матери "Аз есмь с вами, и никтоже на вы" и пообещали, что будем молиться и просить Матерь Божию, чтобы она пребывала с сербами в Косово и Метохии. Мы также подарили братии большую фотографию святого Иоанна Кронштадтского. В качестве ответного дара сербы передали для Санкт-Петербурга две иконы - Студеницкую икону Божией Матери и икону святого Георгия Победоносца.

     

     По словам монахов, святой Георгий Победоносец для них сегодня - это их вождь, они за ним следуют, ему подражают. При прощании отец Антоний сказал: "Мы очень верим в молитвы русских людей. Очень надеемся на эти молитвы и просим Вас передать русским людям, чтобы они хотя бы один раз прочли "Отче Наш" за нас, сербов. Мы верим: эту молитву Господь примет". Вернувшись в Россию, я не раз передавал просьбу о.Антония русским людям. Пользуясь случаем, хочу обратить ее и к читателям "Православного паломника"

     

     В Косово мы пробыли пять часов. Возвращались обратно, потрясённые рассказами, встречами, молитвами, когда уже стемнело. Монахи нам говорили, что ситуация действительно очень тяжёлая, но для молитвы лучше и не придумаешь. Говорили, что теперь они молятся как никогда ранее. И мы были потрясены этой верой, великой верой сербов, их молитвой, их надеждой на Россию. Для Сербии Косово - это не просто вопрос о территории; это вопрос жизни, это вопрос национального бытия, исторического существования. И сербы, конечно, никогда не признают независимости этого края и будут за него бороться, пока жива Сербия, ибо для них это означает отречься от самих себя.

     

     После возвращения из Косово мы провели в Сербии ещё два дня, посетили монастырь Студеница, а также Овчарское ущелье - малый Афон Сербии, где находится около 20 монастырей. Причём, один из них, Иоанно-Предтеченский (Йованье), был затоплен ещё в 1950-е годы. Сёстры разобрали монастырский храм и перенесли его на другое место. Это такой сербский Град Китеж. Здесь служил почитаемый старец Мардарий, затем он являлся настоятелем обители Режевичи в Черногории, но два года назад умер и завещал похоронить себя именно в Йованье. Мы помянули его.

     

     

     Очень сильное впечатление на нас произвёл монастырь Джунис - один из новейших в Сербии. Основан он буквально несколько лет назад на месте, где в ХIХ веке Матерь Божия явилась у источника, который сейчас является одним из самых чтимых. Сюда стекалось великое множество людей, и естественно, возник монастырь, сёстры которого стали хранить святыню и принимать паломников. В наши дни сюда приезжают из Сербии, из-за рубежа, даже иноверные. Мы прожили в монастыре 2 дня, познакомились с его настоятельницей монахиней Марией. В храмах и книжных лавках много русских книг, переведённых на сербский язык. Это и труды Иоанна Кронштадтского, и "Житие преподобного Серафима Саровского", и труды митрополита Иоанна. Мы видели, как сербы почитают наши иконы, например икону Божией Матери "Порт-Артурская".

     

     Всего в Сербии мы пробыли 9 дней и посетили около 20 обителей. Возвращались в Россию с ещё более окрепшим чувством неразрывности духовных связей Сербии и России. И каждый день, находясь в Сербии, мы читали акафист иконе Божией Матери "Благодатное Небо".

     

     В последний день нашей поездки была совершена Божественная Литургия в соборе св.Саввы в Белграде. Настоятель этого собора протоиерей д-р Лука Новак благословил совершить Литургию в левом боковом приделе мучч. Ермила и Стратоника, почитающихся покровителями Белграда. Как выяснилось уже на самой службе - это была первая Литургия в еще неосвященном приделе. Это было сделано в честь русских богомольцев, принесших в Сербию икону Божией Матери.

     

     Вернувшись в Россию, мы узнали из средств массовой информации, что Сербию с официальным визитом посетил тогда еще кандидат в президенты Дмитрий Медведев. И он посетил собор святого Саввы, где ему рассказали и показали икону из России, пред которой он помолился.

     

     Пусть Благодатное Небо Матери Божией объединяет всегда Россию и Сербию. У нас с Сербией нет общей границы, но есть общее благодатное небо.