Конфликт в Югославии, постепенно разросшийся в течение второй половины двадцатого столетия и вступивший в свою открытую фазу в конце 80-х - начале 90-х гг., был прекращен в Косово "миротворческими" бомбардировками НАТО весной 1999 г. Уже 12 июня того года начался ввод контингента КФОР на территорию Косово. В настоящее время его численность составляет почти 50 тыс. человек из 35 стран мира. Из них 40 тыс. - непосредственно на территории Косово, остальные - на тыловых базах КФОР в Македонии, Албании и Греции. Каких же результатов достигли миротворцы за это время?
Население
Одной из самых сложных проблем остается обеспечение личной и имущественной безопасности местного населения, в первую очередь это касается представителей неалбанской его части. За время присутствия КФОР и Миссии ООН в Косово (МООНК) край покинули свыше 600 тыс. сербов, черногорцев, цыган, турок, хорватов. Были убиты более 600 сербов, около 700 похищены.
В городе Приштина из 45 тыс. проживавших ранее сербов в настоящее время не осталось ни одного. В университете, где обучались 18 тыс. студентов-сербов, не осталось ни одного. Зато прибыли около 2 млн. албанцев.
Реалии Жизни
Два враждующих лагеря: с одной стороны - албанцы, с другой - все неалбанцы, коих в крае осталось менее 10%, - таков основной итог миротворчества по западному образцу. Как следствие, уровень жизни первых практически по всем показателям превышает тот же уровень у остальных. Причина проста - албанцы руководят большинством предприятий, стоят у руля административной власти в крае, держат практически все торговые связи с внешним миром, у них сильно развита собственная теневая экономика. А что же есть у сербов? Часть северных территорий Косово и очаговые места компактного их проживания, немногочисленные и разбросанные по краю. Благо еще иногда помогает Большая Сербия. Это все.
Несколько миллиардов долларов, уже затраченные ЕС на восстановление экономики Косово, определенную пользу принесли, однако в условиях несогласованности действий различных международных структур, действующих в Косово (МООНК, ОБСЕ и др.), и отсутствия строгой системы власти в Центре и на местах до сих пор не удается создать отлаженный механизм освоения этих средств. Очень маленький прогресс в восстановлении экономики не позволяет снять острую социальную напряженность в обществе (безработица, жилищные проблемы) и влечет за собой углубление межэтнического противоречия.
По-прежнему отмечается высокий уровень преступности. Представители этнических меньшинств живут в постоянном страхе за жизнь своих родственников и свою собственную, так как считают, что международные силы не в полной мере способны защитить их от посягательств боевиков бывшей так называемой Освободительной армии Косово и другого рода экстремистских элементов.
Налицо нехватка сил и средств миротворцев, недостаточна численность международной полиции. МООНК планирует увеличить число полицейских, коих всего предполагается иметь в крае около 4 тыс. от ООН и 4 тыс. сотрудников Косовской полицейской службы. Нападения на полицейских стали нормой. Только в 2001 г. сожжено более 10 полицейских машин и 6 похищено.
Процветает работорговля, похищения молодых женщин неалбанской национальности и продажа их в публичные и игорные дома. По данным Международного Красного Креста, более 3,5 тыс. человек за время проведения миротворческой операции были похищены криминальными элементами с целью получения выкупа.
Межэтнические противоречия проявляются и в попытках полного уничтожения памятников культуры и истории православия. За время пребывания сил КФОР в Косово взорвано, сожжено, разграблено или осквернено более 130 православных храмов. Косовский вариант исламского фундаментализма подразумевает стопроцентное изгнание неисламских религий и религиозных конфессий с территорий, запланированных для сотворения "Великой Албании".
В законе и вне него
Пока Гаагский трибунал судит "виновников" югославской трагедии, некоторые настоящие виновники действуют в Косово. Речь, несомненно, идет о боевиках бывшей Освободительной армии Косово. Налицо факт того, что трансформация ОАК в Корпус защиты Косово (КЗК) не принесла положительных результатов, так как выполняемые им функции зачастую далеки от функций МЧС. По некоторым сведениям, половина личного состава региональных тактических групп участвовала в боевых действиях в Македонии. Другие же, под началом МООНК, занимаются обычной трудовой деятельностью, смешанной с учебными стрельбами и тактическими занятиями. Для чего? От кого они собираются защищаться, когда в Косово остается сербов, числом раз в двадцать меньше, чем албанцев?
Руководство албанских экстремистов видит в КЗК прообраз будущих вооруженных сил "независимого Косово", прообраз того щита, который закроет албанцев в случае ввода в Косово югославской армии и полиции, что, кстати, предусмотрено резолюцией СБ ООН # 1244.
Деятельность бандгрупп финансируется из фондов "Народного движения за Косово", которое ежемесячно предоставляет до 2 млн. долл. добровольных пожертвований. Практически все албанское население Косово вовлечено в торговые операции на черном рынке, и представители мелкого бизнеса отдают определенный процент прибыли (деньгами, товарами или продуктами). В свою очередь, преступные группировки, связанные с армиями освобождения, обеспечивают безопасность тем, кто регулярно вносит свой вклад в "освободительную борьбу".
Однако, несмотря на очевидную необходимость изоляции от внешнего мира террористов, албанские боевики по какой-то непонятной причине были просто "приняты на заметку", то есть внесены в специальный список и отпущены американцами восвояси. Впрочем, этот грешок проявился у американцев и в Македонии, когда в начале июля в районе Тетово "исчезла" колонна с вооруженными террористами. Существует большая вероятность того, что никто из получивших неожиданную свободу так и не сложит оружие как минимум в ближайшие несколько лет. Как следствие - террор в Косово и на Балканах в целом продолжится. Во многом - во имя воплощения в жизнь концепции "Великой Албании", в состав которой войдут: Албания, Косово, часть Македонии, южная и юго-восточная часть Сербии, восточная Черногория и северная и северо-западная часть Греции.
А что дальше? Полностью контролируя политические организации и экономику Косово, руководство КЗК взяло дальнейший курс на отделение края от Сербии и Черногории. Фактически при попустительстве МООНК и КФОР созданы условия для превращения Косово в самостоятельное, этнически чистое и независимое от Сербии и Черногории албанское государство. Так, в настоящее время уже введены некоторые элементы государственности Косово: государственная валюта ( вовсю ходит евро), практически созданы силовые структуры (полицейская служба Косово, прокуратура, вооруженные силы в виде КЗК). По результатам прошедших выборов сформированы новые власти Косово, вся власть полностью в руках албанцев. Сегодня на всей территории Косово развевается албанский государственный флаг, а государственная символика СРЮ и Сербии забыта. Без согласования с властями Сербии и Черногории выдаются паспорта, водительские удостоверения и номерные знаки на автотранспорт.
Активно идет пропагандистская кампания в албанских СМИ, направленная на внедрение в сознание населения понятий о "неизбежности" отделения от СРЮ и вносящая еще больший раскол в межэтнические отношения. Приняв так называетые Конституционные основы временного самоуправления, албанцы сделали еще один шаг в сторону отделения и развития в Косово самостоятельных государственных институтов.
При таком развитии обстановки в Сербии некоторые официальные лица на Западе уже открыто выражают сомнение в возможности возвращения Косово в состав Сербии и Черногории.
Краткие выводы
Итак, с уверенностью можно сказать, что за годы миротворческой операции в Косово положительных результатов не принесли. Большинство целей, поставленных в резолюции СБ ООН # 1244 от 10 июня 1999 г. по обеспечению безопасности, для всего населения Косово не достигнуто. Абсолютное большинство сербов было вынуждено покинуть Косово без шансов на возвращение.
Кроме того, усиление сепаратистских настроений, албанский экстремизм и сепаратизм, вкупе с исламским фундаментализмом среди албаноязычного населения Косово и Балкан в целом говорит о росте всевозможных националистических движений, направленных на воплощение в жизнь концепции создания "Великой Албании". В Македонии опасаются повторения "косовского сценария" в своей стране. (Особенно в свете последних событий и предоставлении албанцам расширенных властных полномочий в 16-ти македонских провинциях). Есть вероятность возникновения этнического противостояния и в Греции. Далее террор и насилие могут двинуться за пределы Балкан - в Европу.
Становится явным тот факт, что политика КФОР по вопросу демилитаризации и трансформации ОАК в КЗК носит де-факто однобокий характер в пользу албанских сепаратистов, что может быть причиной затягивания сроков проведения миротворческой операции и нарастания влияния США и НАТО на Балканах.