Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/11.1.2009/

С чистыми трусами в Европу

Бошко Обрадович

     

     Сербия 2084.

     

     Рецензия на роман Павла Чосича «Лепосава» (изд-во «Корнет», Белград, 2007) в контектсте введения новых личных документов в Сербии


     

     Весь труд небольшого, но значимого числа сербских интеллектуалов, объединений и политиков по разоблачению антигосударственной деятельности определённой части неправительственного сектора в Сербии в течение последних пятнадцати лет можно охарактеризовать как напрасный и ничего из себя не представляющий, по сравнению со всего лишь одним произведением искусства, обнажившим „новое платье короля“ и представившим тему „Сербия среди НПО“ в блестящем литературном стиле. В очередной раз стало ясно, что высокое искусство может сказать намного больше, чем какой-либо другой вид публичного высказывания. Роман Павла Чосича «Лепосава» стал для сербской литературы тем же, чем стало произведение «1984» Оруэлла для истории мировой литературы XX века, – поворотным произведением в литературном жанре антиутопии.

     

      С чистыми трусами в Европу

     

     Сербия второй половины XXI века. Правит Nevlada, в Белграде есть улицы Верана Матича и Наташи Кандич, для перемещений необходимы свидетельства о некрещении (nekrštenice), а единственная телекомпания – B92, вещающая на всех каналах. Сербия была окружена санитарным кордоном после нескольких попыток цивилизовать её с воздуха, последовавших из-за невыполнения европейских стандартов. Единственный источник правдивой информации – Контранет. Словно в какой-то сербской «матрице», вне системы живут борцы против данной „негосударственной реальности“, носящие характерные повстанческие названия: сармаши, каймакционисты, натуранты...

     

     В городе протекает конфликт между ассоциацией водителей и таксистов с одной стороны и объединением пешеходов с другой стороны. У таксистов есть право убить любого, кто переходит улицу не по пешеходному переходу, и в то же время таким намерениям пешеходов не дают реализоваться полицейские с доберманами, расставленные вдоль улиц.

     Запрещено чесаться в общественных местах. Представителями национальных меньшинств являются «равноправные индоевропейские граждане юго-восточноазиатского происхождения», имеющие право на социальную помощь и двух телохранителей (в отличие от народа, составляющего большинство населения). Школьники изучают «Историю гражданского движения» и участвуют в викторинах типа «Дорогами европейского сообщества». В качестве условия допуска к экзамену, а также в качестве необходимого знания на рабочем месте на случай, если Еврокомиссия приедет с проверкой, необходимо знать следующую обязательную сентенцию: «Новую сербскую фашистскую мысль надо полностью игнорировать. Это группа националистических и мафиозных апологетов и квазианалитиков, ни на что не годных журналистов и пытающихся изображать из себя интеллектуалов».

     Несколько раз в день по звуку сирены необходимо прекратить любые дела и добежать до ближайшей РГТ кабины для соблюдения личной гигиены. За рваные или грязные трусы специальная инспекционная служба, осуществляющая плановые и неплановые проверки гигиенического состояния граждан, может вынести соответствующие наказания в зависимости от степени загрязнённости и порванности. Так, отец главной героини в один прекрасный день был обнаружен на работе с грязными и рваными трусами третьей степени, за что последовало наказание, обязывавшее носить всю семью в течение двух недель коричневую ленту, участвовать в викторине «Кто хочет стать миллионером» и написать сочинение на тему «В Европу – с чистыми трусами». Для иллюстрации остроумного стиля всего романа вот отрывок из того сочинения под названием «Мой вклад в строительство общества незапачканных трусов»: «Европа – страна блестяще чистых трусов, а не то, что у нас. У нас многие люди носят и рваные, и грязные трусы. Я – один из них и мне стыдно из-за этого. Я не хожу так постоянно, но один раз так получилось... Мне приятно, что меня полицейские оскорбляли, унижали и избивали перед моей семьёй. Это стало для меня лучшим уроком. Я заслуживаю даже большего, но спасибо и им, и законам за милосердие, понимание и политкорректность... Как родитель и как человеческое существо я с грустью слежу за событиями в нашей стране. Когда вчера по B92 сказали, что мы всё ещё занимаем позорное первое место по числу грязных трусов, развязавшихся шнурков, опечаток и битых тарелок, меня охватила дрожь, и мне стало чрезвычайно стыдно за то, что я – представитель этого народа... Джордж Буш III мудро изрёк, что трусы – зеркало совести человека...»

     

     В Сербии будущего всё ещё продолжаются «переговоры о достижении условий для приближения к беседам о смягчении строгого надзора и ослаблении визового режима». Ни один гражданин Сербии не может выехать из страны, если является потомком Вука или Радована Караджича. Вот только часть из огромного списка, содержащего всё, что необходимо приложить при сдаче заявления на получение визы, которую вообще-то невозможно получить. Сюда входят:

     

     – требование визы в 28-ми экземплярах

     

     • фотография кровати, на которой будете спать заграницей

     

     • пароли ко всей личной электронной переписке в конвертах

     

     • фотографии с венчания

     

     • подарок посольству за труд и понимание и т.д.

     

      Восстание мячепешеходов (лоптопешаци)

     

     Главная героиня Лепосава Црвич учится в университете по специальности «политическая корректность», верит в царящую идеологию, а её мечта – эмиграция в Болгарию. Её парень – необычный изобретатель Дмитрие – создал летающий шар, с помощью которого можно перелетать улицу и таким образом не пользоваться пешеходными переходами. При этом мячепешеходы, как их прозвали, отбрасывают тени, заставляющие резко тормозить водителей автомобилей и, тем самым, приводят их в замешательство и раздражают. Это изобретение вызывает новую войну между ассоциацией водителей и таксистов и объединением пешеходов, государство видит в мячепеходах тех, кто таким способом мог бы перелететь и государственную границу, и объявляет их террористическо-фашистской организацией. Против них начинаются преследования полиции и развязывается травля в СМИ: «Неподдающиеся контролю пешеходы, совращённые пешеходной антиглобалистской идеологией, с помощью националистическо-великосербской Террористической организации пешеходов, использующей традиционную символику четников, убили сотни наших ни в чём неповинных граждан... Лепосава Црвич, пользующаяся дурной славой нацистоидно-ретроградной ведьмы с клерикальным прошлым, известная ранее органам преследования по своим отвратительным преступлениям против гигиены, носящая коричневую ленту четвёртый день, является одним из лидеров этого фашиствующего сборища потерявших рассудок...“

     

     Всё сообщество мячепешеходов вынуждено сначала перейти на нелегальное положение, а потом – бежать и скрываться «в лесах» за пределами Белграда, где они знакомятся с лидерами движения сопротивления, обладающими секретным оружием против атак с воздуха. Представители Красного креста, являющего собой что-то типа Мирового правительства, похищают предводителей мячепешеходов, поскольку хотят добраться до обоих изобретений, которые могли бы создать большие проблемы для существующей мировой системы. Одновременно слышны новые угрозы цивилизовать и демократизировать Сербию.

     

     Как этому «братству кольца будущего» удалось справиться со всеми вызовами – известно тем, кто, как мы уверены, на одном дыхании прочитал данный роман, а всем остальным не будем портить радость от знакомства с этой неизвестностью. Скажем только, что в заключительном действии появляется воскресший Моцарт, произносящий что-то типа девиза всего романа: «Я хочу лишь вам сказать, что надо помнить, что будущее – не предначертано».

     

      Роман «Лепосава» Павла Чосича, авторитетного сербского лингвиста, преподавателя и автора-составителя «Словаря синонимов», представляет собой ясный креатив необычной творческой группы под названием «Кондитеры вне закона» из Белграда, в чьём, созданном недавно, издательстве «Корнет» и появилась эта книга. Известные по сочинению и размещению ложных шуточных новостей, организации необычных культурных акций в кафанах и других альтернативных помещениях, а также по «Углу Марко Кралевича», который после Белграда недавно поставили и в Шанхае, в рамках культурной программы Олимпийских игр в Китае, эти современные сербские культурологические ускоки и хайдуки пленяют своей креативностью и свежестью духа.

     

      Сербия уже сегодня

     

     Сербия уже сегодня сильно напоминает «2084» Чосича. Мы живём в государстве, которое медленно, но верно охватывает система биометрической идентификации граждан, определённо ведущей к государству тоталитарного надзора. Наряду с новой личной картой, введённой в 2006-м году, новой медицинской книжкой, введённой в 2007-м году, и недавно введённого нового загранпаспорта, сейчас в Сербии вводятся и новые водительские права с биометрическим чипом. Сербия, таким образом, до конца 2008-го года, задолго до 2084-го, становится государством, охваченным системой централизованных баз данных о своих гражданах, и будет находиться в шаге от объединения всех личных документов в один. Останется только интегрировать в эту систему платёжные карточки, и более ничего мы не сможем сделать в государстве Сербия так, чтобы это не было зарегистрировано, где следует – в центральной базе всех данных.

     

     Так, Сербия подошла вплотную к воплощению величайшей неосуществлённой мечты всех тоталитарных государств, существовавших в мировой истории, – держать своих граждан под полным контролем.

     

     Может ли быть случайным то, что в момент смены власти в 2003-м году тогдашний министр полиции несанкционированно купил техническое оборудование у американской компании «Моторола» стоимостью 100 000 долларов для нужд разработки новых личных документов? Всё это делалось без тендера, без принятых законов о защите частной жизни и о личной карте нового образца, без общественного обсуждения и без каких либо других демократических процедур.

     Возможно ли то, что пять лет спустя, вопреки многолетнему сопротивлению со стороны специалистов и вопреки распоряжению правительства Республики Сербии об альтернативном варианте (не)использования чипа в личных картах нового образца, снова в момент смены власти и отсутствия министра полиции на своём посту, кто-то решает начать выпуск новых водительских прав с чипом, снова без всякой юридической процедуры? Узнаем ли мы, наконец, кто этот Кто-то?

     

      Кто за этим стоит?

     

     После всего, что у нас случилось с недемократическим введением новых личных документов, напрашивается главный вопрос: «Кто на самом деле правит этим государством?» Если настолько значимые в правовом и экономическом смыслах и в смысле безопасности решения принимаются при техническом (переходном) правительстве, а второе из этих решений – даже без присутствия соответствующего министра и в вакууме, когда практически не существует даже техническое правительство, то кто же точно является тем, кто отдаёт поручения об исполнении этих решений? Кто принимает такие решения и реально правит Сербией, ставя её в один ряд с самыми недемократичными государствами современной Европы?

     Нужно ли говорить о том, что в Европе нет примеров стран с такой степенью отсутствия защиты частной жизни? Нужно ли напоминать, что такие тоталитарные идеи не являются условиями для интеграции в Евросоюз, а Сербия идёт дальше других и делает больше того, что требуется? Почему граждане Сербии стали подопытными кроликами тоталитарных тенденций современной Европы? Надо ли отмечать, что все липовые неправительственные организации по защите прав и свобод человека снова молчат, а на новую попытку поставить под угрозу частную жизнь человека отзывается только Сербская православная церковь и сербская часть неправительственного сектора, также как и два года назад?

     Другого пути у нас нет: мы должны снова объединить все свободолюбивые личности и организации в Сербии в один фронт защиты прав человека и прав граждан на частную жизнь, также, как мы это осуществили в 2006-м году, когда поставили под вопрос закон о личной карте нового образца и добились правительственного распоряжения, согласно которому чип стал необязательным. Тогда мы продемонстрировали общественную силу сербской части неправительственного сектора и были достойными наследниками сербских либеральных традиций, о чём с похвалой и удивлением докладывали тогда многочисленные иностранные СМИ и заграничные организации со схожей деятельностью. То, что тогда не прошло, теперь хотят ввести другим способом. От нас зависит, позволим ли мы это им и осветим ли тёмную сторону этой истории, чтобы узнать наконец, кто этот Большой брат, стоящий за всем этим и ведущий нас раньше времени в Сербию 2084 Павле Чосича.