Возникнут из пепла разрушенные и сожженные сербские монастыри. Снова воссияют Грачаница, Печская Патриархия, Храм Св. Спаса в Призрене, Духовная семинария. И сегодняшнее пройдет. Наше дело -- распределить груз. Так было и так будет до тех пор, пока существуют русский и сербский народы -- говорит Александр Евгеньевич Черменский.
Александр Евгеньевич Черменский -- историк и ученый, архивариус библиотеки Синода Русской православной церкви в Москве. Неразрывными связями он связан с духовностью, православием в самом широком смысле. На то у него есть собственные причины. Его прадед, святой Владимир Богоявленский, канонизированный в 1992 году, в России ныне является знаменитым святителем, одним из первых страдальцев темного мира большевизма. Наш собеседник прислуживает в храме Св. Тихона в Любленском, древней части Москвы, но всегда помнит о, по его словам, братском, многострадальном сербском народе, к котором Россия никогда не относилась равнодушно. Мы его застали в минуты отдыха. Он вернулся с Косова и Метохии, где его глаз внимательно наблюдает, отмечает каждую фреску, икону, но и разрушенные храмы и монастыри. Он посетил Дечаны, и после небольшого перерыва, теперь возвращается в Космет.
Откуда такая озабоченность судьбой сербского народа, потребность в том, чтобы оказаться там, где труднее всего?
Русский народ и церковь всегда со своими братьями
-- Для меня это вполне естественно. Дух связанности русского и сербского народов присутствует веками, причем никем не трассируемый. По мне -- Богом. При этом я в семейном отношении в значительной степени связан с Сербией и сербским народом. Причем не только я в моей семье. Это передается из поколения в поколение. Мой прадед, святой Владимир Богоявленский, в начале 20 века являлся митрополитом киевским и московским, председательствующим Синодом Русской православной церкви, значит, первым после тогдашнего патриарха Тихона, мученически пострадал в 1918 году. Но, об этом позже. Он является единственным сановником, митрополитом из России, получившим два сербских ордена высшей степени: орден Святого Саввы первой степени от Сербской православной церкви и высокую награду короля Николы -- орден Даниила Первого. Конечно же, ордена он получил за большую работу, усилия и проявленную заботу о братском сербском народе и СПЦ. Несколько лет назад в музее СПЦ, в Патриархии, я увидел потир, давным-давно, в 1560 году подаренный Иваном Васильевичем Грозным Милешевской епархии. Как историку мне известно, что Русская православная церковь зачастую в вашей длинной истории под властью оттоманской империи непрерывно помогала православным братьям. Нелегко было выдержать века тьмы в порабощенной Сербии, сохранить веру и корни. В Милешеве позже, в 1920 году, жили и служили русские монахи и известный старец Курганов. Все как-то переплетено и нет ничего случайного. И Петр Великий всерьез был заинтересован в укреплении русско-сербских связей. В роскошном хранилище СПЦ находится свыше 800 весьма ценных икон, в том числе много русских, из времен Петра Великого, значит, из 18-го века. Поверьте, куда бы человек не заглянул в прошлое, везде встречается с этими золотыми, непостижимыми братскими нитями, которые никому не разорвать! Они напоминают и предостерегают!
В Сербии как дома
Вы подчеркиваете, что, изучая, записывая, уже много лет посещаете наши музеи, архивы, встречаетесь с фактами, подтверждающими данное ваше суждение, которое все мы вполне осознаем. Что же вы видели, к какому выводу вы пришли?
-- Прежде чем начать рассказ о прошлом, мне хотелось бы сказать, что в Сербии чувствую себя как дома. Когда я недавно был в храме Св. Трифона в Кошутняке, батюшка Деян меня встретил словами: «Вы здесь не являетесь гостем! Когда вы в Сербии -- вы дома». И действительно это так! Вот видите, мы попеременно говорим на сербском и на русском. Я не осознаю когда перехожу на сербский, и вы не осознаете когда обращаетесь мне по-русски. В этом есть символика. Мы -- один и тот же, славянский, христианский православный народ, и друг без друга не можем. Вспомните только литературу 18-го века, и как функционировала Русско-славянская редакция, и вам станет ясно, что для России являлось приоритетным. Какой народ! То, о чем я вам говорю, мне довелось увидеть в белградских музеях, в Народном, Военном, Атриуме, Историческом, СПЦ, архивах, но также и во всей Сербии. Мне думается, мы обязаны сделать все возможное, и русский и сербский народы, чтобы стать еще ближе. Среди прочего, и это является моей задачей, и заветом и предкам и потомкам. Сейчас массы российских паломников приезжают, посещают монастыри в Сербии и Черногории. Чем в Сербии труднее, тем тропы их паломничества становятся чаще и, как мне кажется, неудержимее. Но, задаюсь вопросом: что же они могут увидеть в считанные дни. В этом смысле следовало бы организовать, построить здания, скромные объекты, в которых они смогли бы подольше остановиться. Это -- их желание, потребность. Они приезжают в Жичу, Студеницу, монастырь Святого Василия Острогского, Милешеву, Грачаницу… Недавно я подготовил текст, по благословению митрополита Амфилохия, о больших духовных, сакральных ценностях монастыря Св. Стефана в Сланцах, где я находился два месяца. И туда русский народ массово приезжает. Меня впечатляет и красота монастыря Введение на Сеняке, прекрасные фрески и несказанная атмосфера духовности.
Вы упомянули, что как-то по особому переживаете каждую встречу со святынями, монашеством, сербами в Косове и Метохии.
-- Достаточно шагнуть в святилища Косова и Метохии, чтобы встретиться с истинной сербской духовностью. Словами не описать то, что человек испытывает в Высоких Дечанах, задушбине Свытого Стефана Дечанского. Это попросту на всю жизнь врезается в душу. Раз уж я упоминаю Дечаны, давайте вкратце пройдемся тропами прошлого. С 1902 по 1915 гг. в Дечанах жили, служили 46 русских монахов. Там они жили, прислуживали, помогали православному населению, находящемуся под угрозой. Они Богу молились о Сербии и России. Они туда пришли, чтобы сербам, а с ними и Христу, помочь выстоять в Космете. Сербы всегда его упорно защищали, сохраняли, хоть и были порабощенными, униженными, несчастными, распятыми. И страшные века прошли, а вы выстояли!! Тогда заново из пепла восстановлены разрушенные и сожженные монастыри и храмы. Воссияли Грачаница, Печская Патриархия, Храм Св. Спаса в Призрене, Духовная семинария. И сегодняшнее пройдет. Выстоит Христос в Космете! Так было, и так и будет до тех пор пока русский и сербский народы существуют! Наше дело -- разделить бремя. Ибо, когда хорошо, тогда легко быть хорошим! Возможно, любой комментарий является излишним, а время -- лучший судья!
Вы происходите из известной русской семьи уважаемых духовников и историков, обязавших как наше, так и будущие поколения.
-- Я принадлежу к четвертому поколению Черменских, которые, как вы сказали, были духовниками и историками. И сам я теперь, в определенном смысле, то и другое соединил. Я работаю в Священном Синоде Русской православной церкви, но, как человека «прошлого», меня зачастую привлекают для посещения архивов, библиотек Южной Европы, Азии, но также и Запада в поиске материалов. Хоть и не являюсь активным священнослужителем, я свою жизнь в значительной степени связал с нашей церковью, Православием. Прислуживаю в храме Св. Тихона в Любленском. А мои корни ведут в Саров. Сербский народ узнает этот город по Святому Серафиму Саровскому, с которым судьбами, Бог так хотел, связан мой прадед, теперь Святой Владимир Богоявленский. Его смерть, мученичество, является символом страданий Русской православной церкви и священников от большевиков. Символом и страданий Романовых. Вот, все бывает переплетенным.
Его убили в 1918 году, масакрировали, как русского митрополита, весьма видного. Направляя тем самим народу зловещий сигнал, что подобная кончина ожидает каждого, вместо Ленина прославляющего Бога. Опишите нам отдельные моменты того, что теперь стало уже трагической историей.
-- Намного более того. Мой прадед, тогдашний киевский митрополит Владимир, стал первым страдальцем. Его злодейски убили 25 января 1918 года в Киеве. Собор Русской православной церкви постановил отмечать этот день как День новомученика, а в 1922 году канонизировал русским святителем. Его мученичество является своеобразным символом. Его так били, что переломали ему обе ноги. Ему в упор стреляли в грудь. Его голову раздробили, а он в каком-то смысле являлся главой Русской православной церкви. Он лежал на рельсах. На нем были подобающие митрополиту одеяние и камилавка. Около него причитали монашки, старухи, женщины, матери. Убийцы ногой раздавили камилавку, а потом его ограбили и раздели. Прохожие говорили: как страшно, что убили «бродягу», ведь преступники унижали мертвого православного митрополита. Русский народ был обезумевшим, до смерти напуганным. Царил ужасный страх, кошмар. Все плавало в крови!! Уже 17 июля 1918 года, ночью, в «Галера-шахте» под Екатеринбургом убиты 18 безвинных, в том числе всех семь членов царской семьи Романовых, также великих мучеников. Русский народ вовсе не виновен, как пытаются представить отдельные «сердобольные». Он пострадал наряду со своей церковью, духовенством, своим царем, Романовыми. И русский народ тоже является мученическим. Подумать только, какую агонию Россия прошла, сколько миллионов убито, обездолено Октябрьской революцией! А все это им весьма коварно навязано со стороны!! Мощи митрополита, первого мученика, русского сановника покоились сначала в Киево-Печерской лавре, а теперь в подземном Благовещенском храме Киевской лавры. Русский народ ежедневно приходит на поклонение. Дважды в год мощи выносят. Рядом с мощами происходят чудеса! А они мироточат. Хотя его рака десятилетиями находилась под водой, его тело осталось нетленным.
Святой Серафим Саровский жил раньше Св. Владимира Богоявленского, но странным образом их судьбы взаимосвязаны, даже и после земной жизни!
-- Митрополит Владимир состоял председателем комиссии, канонизировавшей 10 января 1903 года Серафима Саровского святителем. Все мы уроженцы Сарова. И тело Св. Серафима Саровского долго находилось в воде. Никак нельзя сказать, что это случайность. Святой Серафим Саровский отошел ко Господу 15 января 1835 года, а ровно 13 лет спустя, в тот же день родился будущий русский святитель и страдалец, Святой Владимир Богоявленский, митрополит киевский, канонизировавший Св. Серафима. У Господа свои «печати». Умеющий «глядеть» -- узрит!