Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/29.1.2009/

Динкич оптимист, но экономисты сомневаются



     

     Правительство Сербии подготовило план помощи отечественной экономике в размере около 100 млрд динаров (свыше одного млрд евро), а вице-премьер Младжан Динкич оценил, что сербская экономика может успешно справиться с текущим всемирным финансово-экономическим кризисом, отметив в этом году рост сербской экономики на 3,5%. Большинство отечественных экономистов, придерживающихся не слишком высокого мнения о деятельности Динкича при выполнении важных государственных дел, с сомнением качают головой, указывая, что программу поддержки следовало принять значительно раньше, и что «известный эксперт» продолжает проявлять «чрезмерный оптимизм».

     

      Оппозиционно настроенный экономист Бранко Драгаш на своем сайте указывает, что Сербия столкнулась не только с весьма трудной глобальной экономической ситуацией, но и весьма проблематичными внутренними хозяйственными движениями. Драгаш среди прочего указывает, что внешняя задолженность Сербии в начале сего года увеличилась, превысив 29,6 млрд долл. США, что составляет разительный скачок в сравнении с 10,7 млрд в начале этого десятилетия.

     

      Внешняя задолженность в любом случае в этом году дополнительно увеличится, так как еще раньше сообщалось, что Сербия получит целевые кредиты Всемирного банка и Европейского банка по Реконструкции и Развитию в размере нескольких сотен миллионов долларов, для финансирования строительства шоссе и осуществления других важных инфраструктурных проектов. Также не исключено, что Сербия, если экономическая ситуация резко ухудшится, возьмет и уже утвержденный стабилизационный кредит Международного валютного фонда (МВФ) в размере 500 млн долл. США.

     

      Экономист Младжен Ковачевич уже несколько лет настойчиво доказывает, что Сербия чрезмерно залезает во внешнюю задолженность, и что она «безответственно» расходовала доходы по приватизации своих компаний на финансирование государственного бюджета, вместо того, чтобы эти деньги инвестировать в открытие продуктивных рабочих мест. Должностные лица правительства постоянно подчеркивают, что Сербия все еще является «страной с умеренной задолженностью», и что «нет места для паники». В сравнении с Венгрией, внешняя задолженность которой уже давно превысила сумму в 70 млрд долл. США, а также Хорватией (свыше 40 млрд), сербская задолженность действительно все еще не кажется устрашающей, хотя, откровенно говоря, она огромна, учитывая скромные возможности регулярного ее погашения.

     

      Показательно, что представители правительства, включая и премьер-министра Сербии Мирко Цветковича, в ходе заключения соглашения с МВФ несколько раз повторяли, что данный заём скорее всего и не потребуется. Цветкович этой осенью пояснил, что соглашение с МВФ является важным из-за роста доверия к сербской экономике, и возможного благоприятного воздействия на иностранных инвесторов. Но известный американский эксперт и лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц в своей лекции 9 декабря в Белграде сказал, что сделка с МВФ, по его оценке, не имела никакого положительного эффекта на сербскую экономику.

     

      Комментируя уже упомянутый финансовый пакет помощи отечественной экономике, премьер-министр Цветкович заявил, что эти средства не только подтолкнут подъем обессилевших компаний, но и обеспечат стабилизацию курса динара, за истекших полгода упавшего на около 20% относительно ведущих мировых валют.

     

      Большинство отечественных экономистов согласно с тем, что крупной проблемой для Сербии является то, что экспортом не удается возместить и 50 % импорта, в результате чего возникает хронически высокий дефицит текущих платежей, а также отрицательное сальдо платежного баланса. Внешнеторговый дефицит в прошлом году, судя по последним оценкам, составил рекордную сумму - около 9 млрд долл. США. Данный отрицательный показатель является наглядным индикатором всех существенных слабостей сербской экономики.

     

      При этом Россия уже несколько лет является ведущим внешнеторговым партнером Сербии. Товарный обмен сербских компаний с российскими партнерами достиг в прошлом году рекордную сумму в 4 млрд долл. США, при рекордном же отрицательном сальдо сербской стороны - 3 млрд долл. США. Около 90% импорта из России составляют энергоносители - нефть и природный газ, в то время как в сербском экспорте доминируют сельскохозяйственные продукты, а также отдельные промышленные товары и лекарственные препараты. Предполагается, что российский рынок и в этом году, вопреки кризису, станет самым привлекательным и доступным, в том числе и потому, что целый ряд товаров, на основании двустороннего соглашения, заключенного девять лет назад, поставляется без таможенных пошлин.

     

      Отдельные внешнеторговые специалисты постоянно указывают на то, что лишь два крупнейших российских города - Москва и Санкт-Петербург, с окрестностями насчитывают около 15 миллионов жителей - вдвое больше общего числа жителей Сербии. Охватив должным образом только рынки Москвы и «северной российской столицы», Сербия смогла бы в относительно сжатые сроки значительно увеличить свой экспорт на рынок Российской Федерации, но такая возможность пока недостаточно используется, вследствие многочисленных объективных, и еще больше субъективных слабостей.

     

      Сообщалось, что более ощутимый сербский экспорт в Россию, возможно, последует после начала сборки автомобилей итальянским «Фиатом» на автозаводе в г. Крагуеваце, этой весной. Судя по последним известиям из Турина, данная сделка будет перенесена как минимум на десять месяцев, так что на увеличение доходов от поставок автомобилей придется подождать. К тому же, российский рынок автомобилей в конце прошлого года также оказался в кризисе, хотя все еще, по многим экспертным оценкам, является «самым перспективным в Европе».

     

      Экспортные шансы сербской экономики на рынке стран Евросоюза (ЕС) в этом году, из-за острого кризиса, постигшего и данную экономическую группировку, также будут уменьшены. Решение правительства в одностороннем порядке применить переходящее Торговое соглашение с ЕС обойдется Сербии, как указывают независимые эксперты, в 200-300 млн. евро дополнительных расходов. Правительство уже заявило об увеличении налоговой нагрузки на нефтепродукты, табак и пиво, для возмещения данного недобора, т.е. подарка, преподнесенного ЕС в надежде, что Брюссель смилостивится, и в обозримом будущем ответит подобными мерами.

     

      В условиях когда, по утверждениям правительственных чиновников, общественное потребление в Сербии «ощутимо больше» чем в соседних странах -- членах ЕС, трудно поверить, что инфляция, составлявшая примерно 9,5-10% в прошлом году, в этом году сохранится на желательном, более низком уровне. Управляющий Сербским центральным банком Радован Йелашич это и подтвердил, заявив, что в 2009 году ожидается размер инфляции в 13,5%, причем около семи процентов в первом полугодии. Как передают белградские СМИ, Йелашич постоянно критикует правительство «за чрезмерное общественное потребление, и требует снизить дефицит бюджета до менее 1,5% ВВП», т.е. до максимума, предусмотренного соглашением с МВФ. Управляющий центрального банка сообщил и о некотором уменьшении теперь рекордно высокой опорной процентной ставки НДС в 17,5%. В то время как из-за постоянно обостряющегося экономического кризиса большинство стран стремится приблизить процентные ставки как можно ближе к нулю, Сербия, как видно из указанных данных, далека от этого «как небо от земли». Это означает, что все те, кто вынужден брать банковские займы, и впредь будут изнывать под гнетом высоких процентных ставок на основную сумму долга.

     

      Большинство стран ЕС, которые экономически значительно сильнее и богаче Сербии, в этом году будут иметь дефицит бюджета как минимум в 3%, причем отдельные из них, такие как Великобритания, Испания и Италия, даже значительно больше. Члены сербского правительства, курирующие экономическую политику, подобный парадокс объясняют утверждением, что более развитым странам легче справиться с высоким дефицитом бюджета, чем Сербии, экономика которой имеет статус «транзитной» (переходной). Если ко всему этому добавить и многолетний высокий процент безработицы - свыше 20%, а также хронически высокие убытки крупных производственных предприятий, то становится ясно, что сербской экономике в этом году придется все-таки весьма туго.

     

      Президент Сербии Борис Тадич в своих выступлениях в начале этого года несколько раз настаивал на «сохранении рабочих мест», но в конце концов скорректировал себя заявив, что имеет в виду в первую очередь «продуктивные рабочие места». Прошлой зимой, когда «заработал» второй пятилетний президентский мандат, Тадич пообещал открытие около 200 тысяч новых рабочих мест в течение действия своего мандата. Теперь же эта цель кажется весьма несбыточной и, похоже, еще будет хорошо, если безработица в условиях кризиса драматически не ухудшится. В целом, у работников сербской экономики в начале этого года вообще нет причин для оптимизма. Это подтверждают и последние опросы общественного мнения, из которых виден усиленный страх от потери рабочих мест и, вообще, будущего сербской экономики.

     

      В конце следует подчеркнуть что, согласно прежней оценке МВФ, опубликованной осенью прошлого года, Сербия не включена в бесславный перечень кандидатов на «государства-банкроты», где оказались Украина, Пакистан, Венгрия и Исландия. Но, Сербии, вместе с Хорватией, присвоен эпитет страны, в которой вследствие экономического кризиса риски могут значительно увеличиться если правительство максимально не ограничит размеры заработков в государственном секторе, а также, как указано, не закончит реформу экономики.

     

      Вопреки решению выделить объемный пакет помощи отечественной экономике, которая оказалась под угрозой, все еще не ясно, пойдет ли кабинет министров Цветковича в условиях нарастающего экономического кризиса на последовательное применение монетарных и прочих лекарств, выписанных «мировым финансовым жандармом», как еще называют МВФ. Если сербское правительство будет последовательно придерживаться строгих требований МВФ, в конце может случиться, что желательный уровень бюджетных расходов, инфляции и прочих существенных макроэкономических показателей будет соблюден, но хозяйственная активность совсем утихнет. Правительство, с учетом уже объявленного поощрительного пакета, скорее всего пойдет на какой-то вид комбинированных мер, направленных на максимально возможную экономию, но и финансовую поддержку истощенной экономики, чтобы предотвратить полный ее коллапс. На подобный вывод указывает и заявление Тадича о том, что не следует исключать и ребаланс государственного бюджета на этот год, что не совсем вписывается в уже упомянутое соглашение с МВФ.

     

     Источник:http://geopolitica.ru/Articles/463/