В завершении программы «Сербский путь» в Петербурге
пройдут две встречи
17 марта в 19.00 в «Буквоеде на Восстания»
будет представлена «Антология сербской поэзии»,
и показан фильм «Косово/Сретение»;
18 марта в 18.00 в Свято-Духовском центре Александро-Невской лавры в день памяти Владыки Николая Сербского состоится торжественное открытие выставки Дарко Дозета: «Корни души: Косово и Метохия»
На масленичной неделе, предваряющей начало Великого Поста, в день, когда празднуется память сербского святого Симеона Мироточивого, в Федоровском Городке Царского Села произошла встреча с сербскими студентами Санкт-Петербургской Духовной Академии. Отец Нектарий, наместник Федоровского Городка, радушно принял всех гостей – был отслужен молебен всем святым земли сербской, а после совместной молитвы все поднялись в просторную трапезную, где звучали и песни, и стихи, и теплые слова.
Федоровский городок – последнее начинание благоверного царя-страстотерпца Николая II в деле возрождения традиционной русской культуры. Государь хотел создать в Царском Селе уголок Православной Древней Руси, архитектурный заповедник древнерусского зодчества, искусства, ремесел. Поэтому Федоровский Государев собор, приходской храм венценосной семьи, был построен в традиционном русском стиле в честь древней Феодоровской иконы Богоматери, покровительницы дома Романовых.
А в 1913 году возник замысел создания при Феодоровском соборе архитектурного комплекса в стиле средневековых построек. Так появился Феодоровский Городок, соединивший в себе черты Владимиро-Суздальской, Новгородской, Костромской архитектуры 14–17 веков.
Строительство и отделочные работы в Феодоровском Городке продолжались до самой революции 1917 года. Городок приобрел вид небольшого кремля, обнесенного стеной с шестью башнями. Внутри располагались Трапезная палата, домовой храм преп. Сергия Радонежского, библиотека и музей древнерусского искусства, дом для причта Феодоровского собора, художественные и иконописные мастерские.
Начавшаяся в 1914 году мировая война внесла изменения в строительство. В Городке были устроены лазареты для раненых офицеров и нижних чинов, в которых трудились и благоверная Императрица Александра Федоровна с Великими Княжнами.
Сейчас, к большому сожалению, после долгих лет запустения, постройки Феодоровского Городка находятся в плачевном состоянии. Но есть надежда, что реставрация обязательно будет завершена. И замысел последнего русского царя будет воплощен. И русско-сербская встреча, прошедшая в стенах Городка, еще одно тому утверждение.
Вообще калейдоскоп русско-сербских встреч в 2009 году в Петербурге был весьма разнообразен.
В день Сретения, 15 февраля в праздник Сербской государственности на Леушинском подворье после литургии состоялся премьерный показ фильма «Косово/Сретение». Он был снят год назад. Отец Геннадий Беловолов, настоятель подворья – один из его участников. В этот день кроме фильма были представлены еще две частные инициативы, свидетельствующие, что тесные отношения двух народов не чей-то политический проект, но глубокая народная потребность. Две монахини из Сербии, из монастыря Покрова Богородицы в Лешье, по приглашению из собора Владимирской иконы Божией Матери приехали обучаться колокольному звону. Благотворитель из России пожертвовал монастырю звонницу. Настоятель обители очень любит русские звоны, и направил монахинь на учебу. Следующая гостья, Анна Ива, исполнила несколько песен и рассказала о той деятельности, которая ведется в России для увековечивания памяти графа Саввы Владиславича (Рагузинского), сподвижника Петра I.
27 января в Митьковской ставке на улице Марата прошел «Сербско-Грузинский вечер» В его рамках была показана фотовыставка Дарко Дозета «Корни души: Косово и Метохия». Работы фотографа живо и ярко передают жизнь сербов в анклавах, радостные и скорбные страницы, неоскудевающую веру и любовь к родной земле. В этот день в Сербии празднуют память Саввы Сербского ( в русском календаре праздник стоит двумя днями раньше), в Грузии – память Нины Грузинской. Этот день особо памятен для Петербурга, как день снятия блокады. Была отслужена панихида и молебен св. Савве, и св. Нине. Священник Александр Чурай рассказал о житии св. Нины, а диакон доцент Духовной Академии Владимир Василик о житии Св. Саввы. Его студенты - сербы, обучающиеся в Санкт-Петербургской Духовной Академии, дополнили рассказ. В этот вечер звучали сербские, грузинские русские и греческие песнопения. Поэт Петр Брандт прочитал цикл грузинских стихов. Свои песни представили участники Александро-Невского песенного братства при Лавре. По окончании вечера его участники во главе с Дмитрием Шагиным в единодушном порыве провозгласили «Косово – это Сербия».
А 25 января, в день святой мученицы Татианы и святого Саввы Сербского, в Петербурге впервые была представлена недавно изданная в Москве Антология сербской поэзии. Это самое обширное издание на русском языке и за пределами бывшей Югославии вообще. Знакомство с поэзией сербских авторов происходило в стенах музея нонконформисткого искусства, который занимает один из этажей арт-центра на Пушкинской, 10. Но речь там шла совсем не о новых формах современного искусства, а скорее, наоборот – о ценностях традиционных и даже вечных.
Антология, составленная московским поэтом и переводчиком Андреем Базилевским, представляет собой трехтомник, где в каждой книге - стихи двадцати пяти авторов. Период написания – с конца века девятнадцатого по начало двадцать первого, всего – около четырех с половиной тысяч произведений. Поэт Екатерина Полянская, сделавшая перевод некоторых произведений для этого сборника, дала интересную характеристику: поэзия сербских поэтов очень … правдива. В отличие от западноевропейской, которая есть преимущественно – плод игры разума.
Рассказ об антологии предварило выступление хора во имя Иоанна Дамаскина при храме Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Прозвучали различные сербские песни, некоторые и в русском переводе. Помимо того, что хоровое пение приятно слуху, интересно обратить внимание и на текст. Ведь, как говорится, песня – правда, сказка – ложь. И как бы не развивались отношения стран на уровне дипломатии, именно песня, как один из способов выражения мыслей и чаяний, может рассказать многое о настроении людей. И слова из сербской песни «вместе нам горе горевать, вместе нам на Бога уповать», наверное, являются свидетельством особого братского отношения сербов к русским.
В тот вечер все собравшиеся также смогли посмотреть документальный фильм Максима Якубсона «Косово/Сретение». Автор снял фильм в Сербии в феврале 2008 года, в дни провозглашения албанским большинством независимости края Косово. Максим беседует с сербами, которые живут на земле, «уходящей из-под ног». И эти двадцать с лишним минут погружают в грусть, и даже горе людей, которых лишают их родного Косово, возможности спокойно жить на земле предков, хранить православные святыни, хранить веру Христову. И в череде бесед особенно запоминаются слова одного серба «Руссия, помоги». Но какую помощь можно оказать? Прежде всего - молитвенную…
Отец Геннадий Беловолов, приехавший в те дни в Сербию с иконой Пресвятой Богородицы «Благодатное небо», написанной в дар сербскому народу, сказал: «Небо невозможно поделить. Оно дано Сербии самим Богом».
Господи, помоги!
.