Кроме самолетов Ф-117А и Ф-16 об уничтожении которых во время войны 1999 года силами 250-й ракетной бригады существуют материальные доказательства, югославская ПВО сбила множество самолетов НАТО, которые упали не на территории СРЮ, а совершили вынужденную посадку или упали в соседних странах, рассказывает в интервью «Политике» Джордже Аничич подполковник на пенсии и автор военного дневника «Смена», который появится на рынке в ближайшие дни в издании белградского «Агротоп маркетинга». Некоторые случаи вынужденной посадки подбитых самолетов на аэродромы в соседних странах задокументированы
Конечно наиболее интригующий вопрос, который еще ждет ясного ответа – это история с подбитым американским стратегическим бомбардировщиком Б-2, также выполненным по технологии «Стелс». Материальных доказательств, подтверждающих этот рассказ нет, но стоит ли сомневаться в словах тех, кто, единственные на свете сбили «невидимый» Ф-117А?
Бойцы Третьего ракетного дивизиона, в котором Аничич был заместителем командира, не знали какой самолет сбили 27 марта 1999, когда уничтожили «невидимого» но дело здесь было не только в удаче.
- При уничтожении самолета Ф-117А никто из нас не знал что это «Стелс». Речь шла об обычных ракетных стрельбах и цели, глубоко зашедшей в зону уверенного огня ракетного подразделения. Боевой расчет действовал по отработанной схеме и произошло сбитие. Мы сбили самолет в 20.42, а только в новостях «Студии Б» в 22 часа мы услышали, что действительно сбили Ф-117А. Весь бой длился около 23 секунд, - объясняет Аничич.
Он говорит, что в «Смене» расскажет, как выглядела эта «игра кошки с мышью», которая велась в течение 78 дней между авиацией НАТО и подразделениями ПВО.
- В таких обстоятельствах только тактическими наработками можно было добиться какой-то своей цели, так как мы, в техническом плане, далеко отставали от противника. Мы смогли добиться своего только благодаря тактике, придерживаясь того, что мы спланировали еще в начале войны. Я знал, что мы должны действовать очень быстро и это единственный способ чего-то добиться и все время, когда НАТО применяло что-то новое я видел, насколько мы на самом деле в опасности и как люди и как боевые расчеты. Мы сражались с ними за господство в воздухе, к сожалению, без авиации, только при помощи ПВО, - рассказывает наш собеседник.
Как одно из сильнейших впечатлений связанных с самими боевыми действиями, Аничич подчеркивает скорость работы ракетчиков, которая была важнейшим фактором.
- Время боевых действий ракетчиков очень короткое, так как за 20-25 секунд необходимо обнаружить цель, выстрелить, довести выпущенную ракету до цели, шесть человек должны за столь короткое время сделать каждый свою часть работы и сразу отключить аппаратуру, чтобы вражеские ракеты не попали в них, - объясняет Аничич.
Во время бомбардировок, в начале мая 1999 года, группа офицеров поехала в Россию. Их целью, как рассказывает Аничич, было обучение части ракетчиков использованию современной ракетной системы С-300. Хотя, по мнению Аничича это бы не помогло, так как тогда не было возможностей ни по доставке этой системы в СРЮ, ни по ее использованию.
- Это система, требующая особой подготовки. Я уверен в том, что в то время и в тех обстоятельствах мы не смогли бы качественно ее использовать. Я спрашиваю, почему государство не приобрело ее раньше, почему нас не обучили и почему мы вступили в войну в таком состоянии. Непосредственно перед этим много средств было вложено в полицию, которая оказалась неспособна даже поймать пилота, когда мы сбиваем самолет, - рассказывает Аничич.
В «Смене» рассказывается также и о человеческих отношениях в специфических условиях войны и о столкновении между Аничичем, как заместителем командира и Золтаном Дани, командиром Третьего дивизиона, известного общественности по выступлениям в связи со сбитием «невидимого».
- Во время войны каждый показывает себя таким, каков он есть, здесь встретитесь со страхом, желаниями, размышлениями, жадностью, карьеризмом... Это постоянная борьба. Лично я вел борьбу на множестве фронтов. Важнейшим я считал жизненный фронт и то, как выжить в условиях неравной борьбы, потом существовала борьба внутри самого подразделения, где командир делал все, что не позволил бы никому из своих подчиненных, а третьей была моя личная борьба против решения о том, чтобы из нас шестерых, сбивших Ф-117А только я один не получил повышения, - рассказывает подполковник на пенсии Джордже Аничич.
Бранка Малиш