Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/4.4.2009/

Сербская Голгофа глазами русской

Они снимали разоренные и разрушенные православные монастыри, и жизнь измученного сербского народа в изолированных анклавах. В съемочной группе была и Инна Деля из организации русской диаспоры в Сербии «Русская волна».

     

     «Русская волна», желая помочь распространению правды о Сербии и страданиях сербского народа, предложила помощь на месте группам российских журналистов, а также другим группам, приезжающим в Косово. А сейчас, когда натовские хозяева Косова напоминают нам, что для западных проповедников идеологии прав человека жизнь серба ничего не значит, свидетельство русской женщины о страданиях сербов Косова и Метохии, может быть для нас весьма полезным. Думаю, что нам нужно помнить об адских мучениях нашего народа и не только упорно говорить о них, но и кричать во весь голос тем, кто притворяется глухонемыми.

     

     Неоплаканный Гораждевац

     

     Самое страшное место, где побывала съемочная группа – это село Гораждевац. Да, в Косово совершались и более ужасные преступления, но здесь жертвами были дети! Жарким августовским днем 2003 года дети купались в реке, когда албанские террористы начали по ним стрелять. Большинство детей были убиты или тяжело ранены. Место, где совершилось злодеяние, «и по сей день пахнет смертью, а взгляд на выживших детей с тяжелыми ранениями порождает чувство горя, не сравнимое ни с чем, что я пережила до того дня, – говорит Инна Деля. – Но Косово кроет в себе еще много трагедий. Скоро я поняла, что за все время путешествия по пропитанной кровью земле южного сербского края скорбным чувствам не будет конца».

     

     «Ужас в глазах матери, у которой албанские террористы сначала убили одну дочь, а потом, на ее похоронах, и другую дочь и мужа, - ничуть не меньше, чем ужас трагедии в Гораждевце». Не нужно забывать и пожилую женщину из изолированного сербского анклава, которая вот уже девять лет ищет двоих сыновей, не желая поверить в то, что все остальные знают, – что их уже нет среди живых, потому что террористы убили в том краю почти всех сербских мужчин. И это далеко не конец, все сказанное – только начало горестной повести о страдании сербов в Косово.

     

     Последнее европейское гетто

     

     Сербы, пережившие погромы и намеренные продолжать жить на земле своих предков, большей частью помещены в гетто. Будучи не в состоянии обеспечить им безопасность и, по всей видимости, не желая этого делать, силы НАТО во многих частях Косова предоставляют сербам убежище лишь в малых защищенных зонах. Таковы село Штрпце, один квартал городка Ораховац и еще несколько населенных пунктов или их частей. Для местных сербов настолько опасно покидать эти гетто, что мэр сербской части Ораховаца даже на пару минут, для съемки, не решился перейти разграничительную линию.

     

     Еще хуже положение нескольких десятков сербов, оставшихся в столице Автономного края Косово – Приштине (до оккупации там жили 40 тысяч сербов). Все они поселены в одно здание, а без вооруженной охраны не могут выйти даже за хлебом или молоком.

     

     Во время беспорядков и демонстраций, когда в любой момент их могут обстрелять или ворваться в здание – приштинские сербы по целым дням не смеют открыть шторы на окнах, а тем более выйти на балкон. Что же касается жителей «контейнерного городка» возле Приштины, то им нечем закрывать окна в своих жилищах-времянках. Речь идет о людях, которых в марте 2004 года албанцы выгнали даже из некоторых анклавов и гетто, при этом большинство из них убили. Целью мартовского погрома было дать понять оставшимся сербам, что им нечего делать на территории «мультиэтнического», «мультикультурного» и «демократического» Косова, построенного по евроатлантическим стандартам!

     

     Так как в местах компактного проживания, где и после того страшного изгнания сербы все же остались жить, буквально не осталось свободного хлева – все дома были переполнены – единственным спасением для мартовских беженцев было бы временное жилье. На их бедственное положение отреагировало правительство Российской Федерации. МИД России выделил беженцам специальные контейнеры, предназначенные для расселения людей, пострадавших от землетрясения, наводнения и других стихийных бедствий. Так возник «контейнерный городок». Однако, трагедия в том, что временное жилье превратилось для его жителей в жизнь без будущего. Они не решаются вернуться в свои разоренные дома и начать их отстраивать, потому что живут в постоянном страхе перед новыми погромами. Во всяком случае, они знают, что с тех пор как албанцы думают, что получили вожделенную «независимость», у них уже нет причин доказывать свою «толерантность» и воздерживаться – пусть даже незначительно, как раньше – от убийства и изгнания оставшихся в Косово сербов.

     

     Грачаница

     

     «И все же, несмотря на все косовские ужасы, когда вы подходите к величественным монастырям и чувствуете, что на вас падает тень столетий, вы ощущаете блаженство, как будто вышли небесными вратами из нашей долины слез, – говорит Инна. Съемочная группа всего за несколько дней объехала многочисленные косовские православные монастыри и святыни, как действующие, так и разоренные… Побывали они в монастырях Зочиште, Дечани, Баньска, Грачаница… в Печской Патриархии.

     

     Большинство монастырей Косова – это задушбины сербских средневековых королей, и почти все представляют собой выдающиеся памятники архитектуры и искусства. Но самое сильное впечатление на членов съемочной группы произвела Грачаница.

     

     После агрессии НАТО монастырь стал духовным центром косовско-метохийских сербов. Там нашел убежище Епископ Рашско-Призренский, после того как был вынужден покинуть свою прежнюю резиденцию в городе Призрен. Гордость монастыря – знаменитая церковь с пятью куполами, из-за своей удивительной красоты ставшая образцом для строительства многочисленных сербских храмов. Уникальны и древние фрески, частично сохранившиеся до наших дней; особенно выделяются произведения известных солунских художников Михаила и Евтихия (созданные до 1321 года). «После поездки по истерзанному Косову, – говорит моя собеседница, – на любого гостя наибольшее впечатление производит фреска со сценами Страшного суда». Сербский народ в Косово и Метохии пережил адские муки, которые человек едва ли может себе вообразить!

     

     Митровицкий фронт

     

     То, что пережила съемочная группа на многолюдном сербском митинге в Косовской Митровице, было так же страшно, как и сюжет упомянутой фрески. Они попали на митинг всего через день после посещения монастыря Грачаница и принятия косовскими албанцами акта об отделении от Сербии (в тот день съемочная группа была в Приштине). Единственная часть Косова, где сербы в настоящее время компактно проживают и составляют большинство – это несколько общин на севере края. Центр этой области – северная часть города Митровица, отделенная рекой Ибар от его южной части, где большинство населения составляют албанцы.

     

     На севере Косова, «прислоненном» к остальной Сербии, сербы живут относительно свободно, словно они не отделены от свободной сербской земли. Поэтому на акт об отделении они отреагировали массовыми протестами – едва не дошло до столкновений с полицией ООН, вернее, силами НАТО. Хотя официально международная администрация в Косово должна бы быть независимой от правительства США, в реальности это не так. Итак, постепенно, вопреки резолюции 1244-й Совбеза ООН, гарантирующей территориальную целостность Сербии, НАТО установило албанскую власть в остальных частях Косова и тем самым помогло временному косовскому руководству противозаконно превратиться в государственную администрацию. Ясно, что такое поведение мнимых миротворцев не могло не создать напряженности среди сербов. Ситуация стала еще хуже после так называемого провозглашения независимости.

     

     Съемочная группа РЕН ТВ оказалась на «первой линии фронта»: с одной стороны – агрессивная полиция и силы НАТО, с другой – гневные демонстранты. Результатом был отличный материал, но могло быть и нечто другое – их жизни угрожала опасность. К счастью, все закончилось хорошо, и членов группы приятно удивило большое количество российских флагов, которые, в знак дружбы с Россией и русским народом, несли демонстранты. Как сказал один из участников митинга протеста: «Когда мы видим, как рядом развеваются сербские и русские знамена, нас охватывает родное тепло; как ребенка, оторванного от семьи, ободряет сама мысль о матери, так и нас воодушевляет существование великой славянской и православной России – как бы далеко она ни была – и придает нам стойкости в нашей борьбе. Тем более мы знаем, что Россия, с тех пор как во главе ее стал Владимир Путин, уже не падает на колени перед Америкой, не равнодушна к нашим страданиям и продолжает нам помогать».

     

     ***

     Российская съемочная группа уехала из Косова, потрясенная увиденным, но и с верой в то, что скоро сербские реки Дрина, Морава и Ибар сольются с русскими Волгой, Леной и Енисеем, а культурное, экономическое и политическое сотрудничество – и обычные, ежедневные теплые человеческие отношения между русским и сербском народами – скоро достигнут масштабов, невиданных ранее из-за (негативного) влияния исторических обстоятельств. Хотелось верить и в то, что вскоре придет не только конец страданиям сербского народа, но и время правды!

     

     Очевидно, мы по-прежнему далеко от этого, но и сами не делаем достаточно для того, чтобы добиться правды. Недостаточно того, что наше государство мирным путем отстаивает свою территориальную целостность и помогает сербам, живущим в нашем южном крае. Кроме этого, необходимо энергично работать над тем, чтобы мир в полном объеме узнал о страдании сербского народа в Косово и Метохии и о разорении православных монастырей и церквей. Но даже в тех странах, где нам дают возможность говорить об этих ужасах, мы делаем это мало и лишь время от времени.

     

     Активное распространение правдивой информации о Косове и страданиях косовских сербов - в России, Белоруссии, Греции, Румынии, на Кипре не только пробудило бы общественное мнение этих стран, но и побудило бы их правительства энергичнее бороться вместе с нами за элементарную правду и за право людей, находящихся в опасности, на жизнь. В большей или меньшей мере это не осталось бы без отклика и в тех западных странах, которые не чувствуют особенной близости к нашему народу. С другой стороны, пока наши действия носят лишь оборонительный характер, пока мы предоставляем инициативу другим, мы не может ожидать ни правды для наших страдающих соотечественников, ни каких-либо изменений статуса Косова и Метохии. Любая пассивная политика, даже если какое-то время она давала известные результаты, в долгосрочной перспективе обречена на провал!