Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/18.4.2009/

Монастырь Милешево



     Монастырь Милешево – один из самых известных сербских монастырей. Он находится недалеко от города Приеполе в юго-западной Сербии. Монастырь возник на правом берегу реки Милешевки, которая, вероятно, и дала ему его название, в непосредственной близости от средневекового пути, который некогда связывал приморские области на побережье Адриатического моря с центральными районами страны и далее шел на Восток. Остатки этого средневекового пути сохранились до наших дней. Сам город Приеполе возник из базара, находившегося вблизи монастыря. Первое упоминание этого города под его современным названием относится к 1343 году.

     

     


     

     Краткая история монастыря Милешево

     

     Монастырь Милешево был основан святым королем Владиславом между 1234 и 1236 годами. Владислав был сыном сербского князя Стефана Первовенчанного, который, в свою очередь, был старшим сыном великого жупана (правителя) Рашки Стефана I Немани, основателя сербской средневековой династии Неманичей. Король Владислав был племянником Святого Савы, первого архиепископа сербского.

     В 1237 году Владислав переносит мощи Святителя Савы из болгарской столицы Тырново в соборный храм в Милешево. В 1594 году турки извлекли из ковчега останки Святого Савы и сожгли их на холме Врачар в Белграде (сейчас на этом месте воздвигнут Храм Святого Савы).

     

     Начиная с 13 века, монастырь часто подвергался разорениям и разрушениям. Милешево, пожалуй, больше других сербских монастырей пострадало от турков, которые неоднократно сжигали, грабили и опустошали обитель на протяжении 15-18 веков.

     

     В 16 веке монастырь достигает своего наивысшего расцвета. К тому времени он превратился в видный, авторитетный и богатый монастырь с многочисленной монашеской братией. Хорошие доходы сделали возможным развитие здесь культуры и ремесел. В этот период постройки монастыря были либо существенно обновлены, либо отстроены заново. В монастыре существовала монастырская школа. Здесь переписывались и даже печатались церковные книги. Известно, что в монастыре Милешево функционировали две типографии: первая с 1544 по 1545 год и вторая в 1557 году.

     

     При окончательном захвате османами сербских земель во второй половине 16 века монастырь был ими сильно разорен, но обитель вскоре была восстановлена.

     

     В 18 веке обитель после очередного турецкого разорения полностью опустела. Монастырь был восстановлен лишь в 1863 году на средства сербского князя Михаила Обреновича. Именно тогда он приобрел свой нынешний вид.

     

     Монастырь Милешево и культ Святого Саввы Сербского

     

     Святой Сава Сербский был и остается символом монастыря Милешево, что не могло не отразиться на его внешнем облике и значении. В монастыре всегда почитался культ Святого Савы. Отсюда слава о сербском святителе распространялась в другие части Сербии. Святого Саву почитали и верили в его целительную силу.

     

     


     

     В 1237 году Владислав переносит мощи Святителя Савы из болгарской столицы Тырново в соборный храм в Милешево. Болгарский царь Иоанн II Асен, тесть и союзник святого короля Владислава, сначала не хотел отдавать мощи первого сербского архиепископа, но ниспосланное свыше ночное видение заставило царя внять просьбе святого короля Владислава. Мощи Святого Савы были торжественно перенесены и погребены в Милешеве. Но вскоре, по преданию, Святой Сава явился одному из своих учеников и якобы попросил, чтобы тело его лежало открыто в монастырской церкви. Мощи святого были вынуты из гробницы и положены в деревянном ковчеге в монастырском храме, где пролежали до 1594 года, когда были сожжены турками на холме Врачар в Белграде.

     

     Как основатель Сербской Православной Церкви, святитель, защитник и чудотворец, Святой Сава и после смерти не утратил своей популярности и авторитета. Он являлся источником литературных трудов, о нем складывались многочисленные народные предания, которые передавались из уст в уста и распространялись во всех районах, населенных сербами. Для того чтобы наказать сербов за поднятый ими мятеж и подавить их национальное стремление к свободе, турки решили уничтожить мощи Святого Савы. В 1594 году они взяли из монастыря Милешево мощи Святого Савы и сожгли их на холме Врачар в Белграде. Но после этого культ святого Савы нисколько не уменьшился. Его и по сей день почитают как самого главного сербского просветителя.

     

     Храм Вознесения Господня

     

     Храм Вознесения Господня является архитектурно-композиционным и духовным центром монастыря Милешево. Его построил король Владислав как свою будущую усыпальницу, где и был погребен после смерти. Однако время строительства храма точно не определено. Есть мнение, что король Владислав начал строить его сразу же после своего вступления не престол, то есть после 1234 года, хотя некоторые детали внутреннего убранства храма дают основания полагать, что он мог быть построен Владиславом гораздо раньше, в 1218-1219 годах, когда тот был еще королевичем.

     

     По своим архитектурным признакам соборный храм Вознесения Господня относится ко второму зрелому монументальному периоду архитектуры области Рашка. Изначально он представлял собой однокупольное строение. В восточной (алтарной) части храма имеется полукруглая большая апсида, по бокам которой находятся две маленьких. Свой нынешний современный вид они приобрели во время обновления монастыря в 1863 году. Восточная часть храма венчается куполом на округлом барабане. Впервые в рашской архитектуре квадратное основание купольной части не опирается на боковые стены, так как оно значительно уже, чем стены основного помещения храма.

     

     В 1236 году с запада к церкви был пристроен внешний притвор с боковыми часовнями Св. Георгия Победоносца и Св. Димитрия Солунского. Они представляют собой равноугольные строения. С восточной стороны каждой часовни выдается небольшая полукруглая апсида. Вход в храм находится с западной стороны.

     

     Живопись Храма Вознесения Господня

     

     Жемчужиной храма Вознесения Господня и всеко монастырского комплекса Милешево является средневековая сербская живопись 13 века. Исследователи отмечают, что ни в одной из славянских стран и ни в одной области Византии не строили и не расписывали так много церквей, как в Сербии. Каждый сербский король считал своим долгом выстроить новый храм для собственной усыпальницы и увековечить себя в храмовых росписях. Вероятно, любовь к портретированию поддерживалась знакомством с западноевропейским искусством, где портреты встречались чаще, чем в Византии.

     

     Для сербской живописи 13 века характерны романская тяжеловесность форм, а также стремление изображать фигуры в свободном и естественном движении.

     

     Предполагается, что самые ранние и древние фрески в соборном храме были написаны в 1220-х годах предположительно греческими мастерами из Солуни. Согласно общепринятым канонам византийской живописи, алтарная часть храма расписана фресками евхаристического (Причащение апостолов) содержания. Основной темой росписей главного помещения храма (наоса) являются великие праздники. Страдания Иисуса Христа изображены на фресках во внутреннем приделе, а сцены Страшного Суда находятся во внешнем приделе в западной части храма. Живописная роспись под куполом храма посвящена представителям рода человеческого, последователям Христа, святым апостолам, святым мученикам и святым монахам.

     

      Самая известная из фресок, шедевр сербской средневековой живописи – Белый Ангел на гробе Господнем, находится на южной стене храма. Прекрасный ангел, облаченный в белое одеяние, с широко расставленными крыльями сидит на большом камне. На его лице кротость и смирение. Сидя на пустом гробе Господнем, Белый Ангел как бы возвещает вечную истину о Воскресении и Вознесении Иисуса Христа. Высочайшая художественность, красота и совершенство изображения Белого Ангела вселяет истинную надежду. «Белый ангел» является символом всего сербского Православия.

     

     Храм Вознесения Господня изначально строился как усыпальница короля Владислава. Поэтому, значительная часть храмовой росписи посвящено правителям и святым из династии Неманичей.

     

     Прямо под изображением Белого Ангела находится композиция, изображающая короля Владислава с церковью в руках. На ней изображена Богородица, которая ведет короля Владислава с макетом церкви в руках к Христу. Спаситель сидит на роскошном троне с раскрытым евангелием и, благословляя Владислава правой рукой, прощает ему его грехи. Сам Владислав, как представитель королевского двора, одет в белую далматику (верхняя расшитая риза), украшенную золотыми кругами и лепестками цветов. Поскольку Владислав был вторым сыном короля Стефана Первовенчанного и не имел каких-либо претензий на престол, он изображен без царских регалий. Но, когда в 1234 году он стал королем Сербии, то в соответствии с его новым статусом ему была дорисована царская корона. На северной стене представлены святые из динатсии Неманичей: Симеон Мироточивый (Стефан Неманя), Сава I Сербский, Стефан Первовенчанный, Радослав и Владислав.

     

     


     

     Фресковые росписи Храма Вознесения Господня в монастыре Милешево представляют собой смесь разных направлений в византийской и сербской церковной живописи первой половины 13 века. Часть фресок обновлялась в 16, 17 и 18 веках.

     Сейчас в Милешеве хранятся несколько редких книг и ценных икон. К сожалению, существовавшая некогда богатая ризница монастыря была разграблена еще турками, а часть сохранившихся предметов была перенесена в другие монастыри.

     В 1950-х годах была проведена консервация фресок монастырского Храма Вознесения Господня. Археологические и реставрационные работы продолжались до 1996 года.

     В настоящее время в монастыре находится резиденция епископа Милешевского.

     

     С сербского перевела Марина Филиппова