Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/29.4.2009/

Первое Белградское Певческое Общество покорило Москву.



     

     Распространенное представление о том, что иностранным хорам нечего искать в России, так как они никогда не смогут достигнуть уровня русских, вновь опровергло Первое Белградское Певческое Общество. Этот хор под руководством дирижера Светланы Вилич во второй раз участвует в традиционном Московском пасхальном фестивале, который в нынешнем году открывал знаменитый Валерий Гергиев, художественный директор Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Успех тем больший, если учесть, что в этом фестивале участвуют только профессиональные ансамбли, а Белградское Певческое Общество несмотря на 155-летние традиции является любительским хором. После прошлогоднего, действительно триумфального участия в фестивале, в нынешнем году белградцам предложили провести три концерта. Они пели на открытии фестиваля в Храме Христа Спасителя, затем в Церкви Воскресения Господня в Москве и в Никольской церкви в подмосковном Серпухово.

     Чтобы описать впечатление, которое оставил после себя сербский хор, мы не сможем сказать, что ему достались грандиозные аплодисменты, так как в церкви не аплодируют. Слушатели были восхищены и комментировали, что «их пение – молитва и так не могут молиться даже священники» и не могли аплодировать, «но когда слушали - сердце танцевало». На присутствующих обрушилась река великолепных произведений, переливавшаяся из одного в другое, которую слушали, как в трансе.

     

     В переполненных залах казалось, что слушатели даже не дышат, пока хор под умелой рукой дирижера обращается к Святому Духу. «Так как духовная музыка», - рассказывает дирижер, - «проведение Святого Духа до сердца, а оттуда до разума. Если душой мы не понимаем музыку, мы понимаем ее сердцем».

     - Когда мы поем, мы призываем Святого Духа. И он нисходит, - рассказывает нам Светлана, подготовившая к этому выступлению чрезвычайно сложную программу, состоящую из произведений лучших сербских композиторов – Коньовича, Мокрянца, Маринковича, а также современных болгарских и греческих композиторов, для которых нужны великолепная подготовка и великолепное исполнение.

     

     - Моя ответственность огромна. Этому хору больше столетия и он основан для того, чтобы нести сербскую культуру. Он участвовал в церемониях сербских королей и патриархов, имеет свое историческое и политическое значение и заслуживает наивысшего профессионализма. Тяжелая и требовательная программа, которую я подготовила, - дань стране, которая меня приняла и где я живу уже двадцать лет. Все, что мне дала родная, любимая Россия (Светлана русская из Санкт-Петербурга, где и закончила консерваторию) я применила здесь…

     На концовку я оставила стихир Святому Савве, который исполняет солист, как духовную кульминацию благодарности сербскому святителю, - добавляет Светлана Вилич. Весьма необычная «пиано кульминация» - тишина, окружающая этот одинокий голос была действительно как молитва.

     На вопрос, тяжело ли работать с любительским хором, Светлана отвечает, что после пяти лет – уже нет и с хористами сегодня они понимают друг друга практически без слов.

     

     - Хор это мой инструмент, через который я могу проявить свое искусство. У хора всегда лицо дирижера. Без него я не существую. С хором я научилась многому и развила свое умение, открыла много нового, - рассказывает Светлана.

     Московский пасхальный фестиваль проводится уже восемь лет по всей России под покровительством Патриарха всея Руси. В нем участвуют лучшие деятели искусств из всех православных стран. В нынешнем году прошло около 100 концертов в 28 городах России, фестиваль впервые «вышел» за пределы страны, - два концерта прошло в Ереване. Всего в нем приняло участие более 500 артистов из России и еще десяти стран.

     

     Любинка Милинчич