Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/19.5.2009/

Память святителя Саввы Сербского



     Память св. Саввы Сербского Православная Церковь празднует 12/25 января.

     Кроме того, вся Сербия традиционно отмечает день святого Саввы 14/27 января как церковный и общенациональный праздник.


      Величайший святитель братской сербской земли носил в миру имя Растко. Он родился в 1174 г. от Р.Х.1 и был третьим, младшим сыном великого жупана (правителя) Рашки Стефана Немани2. Дарованный Богом по молитве родителей, когда уже они были в летах преклонных, Растко был особенно любим отцом и матерью. В Житии св. Саввы сказано, что с юных лет сие царственное дитя стало задумываться об окружающем его мире. Он словно не замечал родительской роскоши и богатства.

      В его задумчивом тихом взоре сияла небесная красота, недетская мудрость, а кротость и смирение пораждали благочестивых родителей - Стефана и Анну. Любил святой отрок церковные службы. В храме, как свеча яркая, пламенел в молитве. Помогал нищим, отдавая им все деньги, которые получал от родителей.

      Проходят в молитве, в устремлении к Богу, детство, отрочество, и наступает юность. Родители предложили сыну избрать себе супругу, поведав ему об этом желании. О, как опечалилась душа святого юноши! Ведь он с юных лет жаждал посвятить себя единому Богу и ревностно работать для Него до гробовой доски. Но, будучи послушным сыном, он боялся огорчить своих родителей. И потому лишь горячо молился, чтобы Господь избавил его от брака, привел бы на путь иноческий. И милосердный Господь внял мольбам своего юного избранника.


     


     Монастырь Хиландар на Афоне, основанный св. Саввой

      Однажды пришел во дворец сербского правителя русский инок со Святой Афонской горы. Юный Растко слушал его рассказы о жизни в земном уделе Царицы Небесной и воспламенялся душой. Когда же он открыл страннику свое давнее желание, монах сказал ему: «Да, ты должен оставить славу мира сего и сделаться смиренным иноком». И вот Растко тайно покидает вместе с ним родительский дом и уходит на гору Афонскую.

      Велика была скорбь родителей. Без устали всюду искали царственного юношу их верные слуги. Наконец кто-то открыл им, что он находится на Афоне, в русском монастыре. Стефан Неманя послал за сыном своих вельмож, и те хотели силой увезти юношу обратно на родину. Но Пречистая Афонская Владычица не позволила похитить своего избранника. Растко уговорил посланцев помолиться вместе с братией за всенощным бдением. Непривычные к долгим ночным молениям сербские воеводы крепко уснули на церковных сидениях. В то же время совершился торжественный постриг юноши в иноческий чин. При пострижении ему было дано имя Савва - в честь святого Саввы Освященного. Когда посланцы Стефана Немани пробудились, им не оставалось ничего иного, как воротиться в Сербию, неся безутешным родителям богатую одежду сына, которую тот променял на монашеское облачение, и прядь его золотых волос, что были острижены в знак отречения от мира.

      И остался преподобный Савва в русском монастыре3. Будучи знатного рода, он держал себя как самый простой инок, смиренно служа остальной братии. Босой обходил он Афонские монастыри. Везде иноки встречали его с великой любовью. Вскоре все они стали почитать преподобного Савву, который подвизался в денно-нощных молитвах и трудах. Родители преподобного сначала сильно горевали, но потом, рассудивши, признали, что дитя их избрало путь совершенный, ведущий в обители райские. Стефан посылал на Афон богатые дары; Савва же все раздавал бедным обителям и нуждающимся инокам, а родителям отвечал мудрыми письмами, в коих проливал Божественный свет в их души. Под влиянием сына они сами стали задумываться об отречении от суетного мира. Впоследствии Стефан Неманя оставил престол среднему сыну Стефану. Вместе с супругою Анной облеклись они в простые иноческие одежды и были наречены именами Симеона и Анастасии.

      Перед смертью монах Симеон прибыл на Святую гору к неописуемой радости своего сына Саввы. Вместе обновили они старую, разрушенную морскими разбойниками обитель. Так на Святой горе появилась сербская лавра - знаменитый Хиландар, где в 1199 г. упокоился с миром святой инок Симеон4.

      Савва вначале глубоко скорбел. Он остался один - один с Господом. Решив спасаться в строгом уединении, он поставил в Хиландаре другого игумена, для себя же устроил молчальную келлию5 и стал усердно молиться и поститься. Изнуряя себя, преподобный терпеливо сносил скорбии болезни, моля Господа об одном: показать ему, в каком состоянии находится душа его почившего родителя. По воле Божией преподобный Симеон явился ему в великой небесной славе, в венце, сияющем ярче солнца. После этого небесного явления возликовала душа Саввы. Он словно обновился и стал еще ревностнее трудиться во славу Божию.

      Смиренный Савва долго не принимал высокого сана священника, считая себя недостойным его. С трудом уговорили его благочестивейшие отцы Горы Афонской служить Господу в священническом чине, каковой он и принял в Хиландарской обители, вернувшись туда из своей уединенной келлии.

      Вскоре, однако, Савва был призван к новой деятельности для страны своей. Смуты поднялись в Сербии. Старший сын Стефана Немани Вукан6, воспользовавшись начавшимся в 1202 году четвертым крестовым походом7, поднял мятеж против брата своего - великого жупана Стефана, призвав на помощь папу римского и короля венгерского. Вукану удалось даже временно захватить власть в Сербии. И хотя Стефан, получив поддержку со стороны православного болгарского царства, сумел вернуть себе престол великого жупана, положение его оставалось непрочным. Тут-то и явился в Сербию монах Савва и с Божьей помощью примирил враждующих братьев, после чего Вукан уже никогда не восставал на Стефана и, будучи князем Зеты8, хранил верность своему державному брату.

      Великий жупан Стефан упросил Савву остаться игуменом Студеницкого монастыря. Через Савву великим светом благочестия просветилась земля Сербская. Души людей Божиих с любовью устремлялись к святителю. Много чудес совершил святой Савва на своей родине. Однажды исцелил он расслабленного, лежащего на одре болезни в полном изнеможении. В другой раз покарал неблагодарного болгарского князя Стреза, восставшего на приютившего его великого жупана Стефана: Ангел Господень поразил Стреза его же мечом, после того, как тот не пожелал внять увещаниям святого Саввы, пытавшегося примирить его со Стефаном. Много других дивных чудес совершил святитель Савва в Сербии. Но стремясь всей душой не к славе, а к тихой монашеской жизни, он, в конце концов, воротился на Афон в свой любимый Хиландарский монастырь.

      В Сербии же вновь поднялись смуты, умело разжигаемые извне. Тогда влияние Рима на Восток было очень велико. В самом Константинополе, со взятия его, был латинский патриарх.

      Поддавшись слабости, Стефан решил сблизиться с Западом, женился на внучке венецианского дожа Дандоло и вскоре изъявил покорность папе, прося у него королевского венца. Обрадованный римский папа Гонорий III поспешил в 1217 г. увенчать Стефана королевской короной.

      С грустью смотрел на все это инок Савва. И думал о том, как уберечь Стефана и весь народ сербский от впадения в латинскую ересь. Случилось ему однажды отправиться к императору греческому по нуждам Хиландарского монастыря; византийским императором был тогда Феодор Ласкарис, и пребывал он уже не в Царьграде, захваченном латинянами, а в Никее.

      С великой честью приняли царь и патриарх Савву и стали уговаривать его принять сан святительский. Смиренный угодник Божий долго отказывался, но затем, видя в этом волю Божию, уступил их просьбам. И вот, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, Савва становится первым сербским архиепископом9.

      Перед отшествием в страну свою он попросил у Патриарха и Императора право, чтобы впредь архиепископы сербские могли быть избираемы и рукополагаемы в самой Сербии собором сербских епископов. Просьба его была исполнена.

      По пути в Сербию святой Савва посетил дорогой его сердцу Афон, с коим столь много было связано в жизни смиренного инока, а ныне Архиепископа Сербского.

      Святитель приехал в свой Хиландарский монастырь, чтобы проститься с братией, которая глубоко скорбела, разлучаясь с великим угодником Божиим. И святителю было горько оставлять божественное безмолвие Горы Афонской. Но преподобному явилась в небесной славе сама Пречистая Богоматерь и благословила его на новый путь - укрепила его на великие труды для своей родины.

      А в Сербии уже ожидал его с нетерпением брат его Стефан, больной, кающийся в малодушных уступках своих властолюбию папы. Никто из королевского окружения не чаял исцеления государя от тяжкого недуга. Но прибытие и благословение святого Саввы, обратившегося с горячей мольбой к Господу о своем державном брате, возвратило последнему силы и здравие. Савва и Стефан, архиепископ и король сербский, вместе довершили большую соборную церковь на месте, называемом Жича, где отныне должен был быть престол сербских архипастырей10. Святитель Савва посвятил двенадцать своих любимых учеников в епископы и послал их в учрежденные им епархии, поручив тщательно поучать народ.

      Затем, призвав в Жичу всех правителей и вельмож, епископов и игуменов Сербской земли, святой Савва в соборной церкви торжественно облек Стефана в царскую багряницу, возложив на голову его королевский венец, и провозгласил его милостию Божией самодержавным Королем Сербским11. Сим действием он прилюдно уничтожил папское «благословение», присланное Стефану вместе с королевской короной, которое не было признано народом сербским. Все радовались, и вся Сербия торжествовала это событие.

      На следующий день архиепископ снова призвал всех в церковь и со святительского престола, в присутствии короля, стал поучать народ слову Божию, убеждая его быть твердым в правой вере, бороться против соблазна ереси и чистосердечно каяться в заблуждениях своих. Затем, после чтения Евангелия, сам святитель Савва громогласно прочел Символ веры, который повторяли за ним король, духовенство и весь народ. Повторил все догматы православной веры. После чего еще два дня в том же храме поучал народ. Заключил же все словами: Ни добрая жизнь без правой веры не может принести нам пользу, ни вера без добрых дел не приведет нас к Богу12.

     


     
Скит св. Саввы близ Студеницы в Центральной Сербии


     

      Немало чудес совершил святой Савва, радея об отечестве своем. Однажды пришлось ему беседовать с королем венгерским, убеждая последнего не начинать войны со Стефаном.

      Ожесточенный венгерец не хотел и слушать разумных речей святого Саввы. День был знойный. Святитель возжаждал и попросил дать ему чашу студеной воды. Такой не оказалось, так как от зноя весь лед растаял. Тогда стал святитель дерзновенно молиться, и вдруг, по его молитве, посыпался град и повеяло живительной прохладой. Ужаснулся король Венгрии и хорошо понял, что его убеждает не начинать войну великий угодник Божий и чудотворец. Его святыми устами Сам Творец вселенной запрещает ему начинать битву с сербским королем. Венгерец со страхом, благоговейно взирал на собеседника - избранника Божия. И душа его смягчилась и умудрилась.

      А вот еще другое удивительное чудо. Король Стефан скончался, не успев принять чин иноческий - образ ангельский. Уже готовились к погребению. Великий просветитель Сербии стал горячо молиться, потом положил руку на сердце умершего. Король вдруг открыл глаза. Трепет охватил окружавших гроб покойного. Святитель постриг благочестивого короля, облек его одеждою иноческой. И новопостриженный инок в полном сознании передал царство своему старшему сыну. Его святой брат молился. И во время беседы с Господом великого святителя - тихо, блаженно отошел новопостриженный инок в жизнь вечную.

      Слава о сербском святителе Савве прошла по всем Балканам, дошла и до Руси. Сам же он в ту пору стремился душою туда, где жил и страдал Спаситель. Отправившись в Иерусалим, св. Савва поклонился святым местам, посетил палестинские обители. На обратном пути он вновь побывал на любимой Святой Горе. Вернувшись же в Сербию, застал страну охваченною политическими смутами: его племянник Радослав лишился престола и принужден был бежать; позднее он искал покровительства преподобного Саввы и, по убеждению его, решился вступить в монастырь. Святитель Савва умирил сербскую землю и венчал на царство короля Владислава - второго сына Стефана Первовенчанного13.

      Приближался конец земной жизни св. Саввы; он избрал себе преемника, а сам опять отправился на Восток. В это свое второе путешествие Святитель снова посетил Иерусалим, оттуда Александрию, Египетские пустыни, освященные подвигами стольких святых мужей, Синайскую гору, Антиохию и монастырь преподобного Симеона Дивногорца.

      Когда Святитель возвращался к себе на родину через Константинополь, то заехал к царю Болгарскому, Иоанну Асеню, своему родственнику. Здесь, накануне праздника Богоявления, святой Савва святил крещенскую воду в кафедральном храме сорока мучеников и служил вместе с Патриархом Болгарским. Здесь же святитель почувствовал и приближение своей кончины. 12 января 1235 года14 он причастился Святых Христовых Тайн, и в полночь мирно почил о Господе.

      Царь болгарский с великою честью похоронил тело преподобного в церкви сорока мучеников. Позднее Архиепископ Сербский Арсений и король Владислав перенесли прах Святителя в Сербию. Ко всеобщему ликованию, при открытии гроба тело Саввы обрели нетленным, а после унесения мощей свершилось чудо: место погребения Саввы сохранило чудотворную силу исцеления больных и расслабленных.

      С чувством глубокой радости и утешения встретила Сербия нетленные мощи святого Саввы, которые были торжественно перенесены в монастырь Милешево, только что построенный сербским королем Владиславом как его задушбина15.

      Святой Савва при своей долгой святой жизни совершил много благих дел для отдельных людей, и для своего отечества. Но и по праведной кончине своей он продолжал оставаться небесным заступником родной сербской земли.

      Когда Сербия подпала под власть лютых и безбожных турок, последние всеми силами пытались убить в сербском народе его православную веру, заставить забыть исконное славянское имя. Но если в Боснии какое-то количество предателей из числа еретиков-богумилов и перешло в ислам, в центральных сербских землях подобного отступничества не наблюдалось. Наоборот, немногие малодушные, поколебавшиеся было в вере, чудесным образом вновь обретали силу и крепость в исповедании ее.

     Вскоре турки дознались, что причина кроется в глубоком почитании сербами памяти святителя Саввы, к чьим чудотворным мощам тайно приходили даже многие мусульмане.

      Тогда, по приказу самого султана, злодей Синан-паша в 1595 г. повелел доставить мощи святителя в Белград, где они затем были сожжены на месте называемом Врачар16.

     

     


     

     

     
Сожжение турками мощей св. Саввы в 1595 г. в Белграде


      Однако своим преступлением турки добились лишь обратного. Пепел от сожженных нечестивыми агарянами мощей святителя, развеянный над его родной Сербией, возжег пламя священной ненависти к иноземным захватчикам в каждом сербском сердце. Не отступив от истинной веры, завещанной им святителем Саввой, сербы впоследствии избавились от чужеродного ига.

      И сегодня - в пору невиданных испытаний - православный сербский народ являет пример подлинно христианского мученичества и героизма, свято храня верность завету своего великого пастыря, истинного исповедника Христова.

     


     Примечания

     

     1 Иногда называют и иные даты. Чаще всего - 1175 г.

     

     2 При Стефане Немане (правил около 1168-1196 гг.) Рашка добилась независимости от Византии и стала центром объединения сербских земель. Титул «великого жупана» сербские правители традиционно получали от византийского императора. Изначально жупы - территориальные объединения южных славян.

     

     3 Первоначально монастырь св. Пантелеймона был греческим; русские же монахи обитали в то время в небольшом скиту Пресвятой Богородицы. В 1169 г. пришедший в упадок монастырь был им передан, получив с тех пор название Старого Руссика или Нагорного Руссика (т.е. к рождению св. Саввы он был уже русской обителью). Позднее, в конце XVIII века, монастырь поменял свое местоположение, переместившись из Старого Руссика к морю. Святитель Савва перешел впоследствии из русского монастыря в греческий Ватопед.

     

     4 Называют и иную дату - 1200 г. О святом Симеоне Мироточивом (память празднуется (13)26 февраля) мы еще расскажем в последующих выпусках. Разрешение на обновление обители святители Симеон и Савва получили у византийского императора Алексия Ангела (1195-1203), с которым сербский правящий дом был в родстве. Сербский Хиландарский монастырь был основан в 1198-1199 гг.

     

     5 Имеется в виду Карейская келия, основанная святителем в 1199 г. неподалеку от Афонской «столицы» Карей, где находилась резиденция Прота - старейшего игумена Святой Горы. В Карейской келлии св. Саввой был написан знаменитый Карейский типикон - единственный памятник, принадлежащий руке святителя, который дошел до нас в оригинале, а не в поздних списках (в настоящее время хранится в ризнице Хиландарского монастыря).

     

     6 Стефан Неманя промыслительно оставил престол не старшему сыну, а среднему (1196 г.), хорошо зная характер и того, и другого.

     

     7 Четвертый крестовый поход привел к захвату Константинополя крестоносцами-латинянами в 1204 г., подвергшими город чудовищному разграблению и надругавшимися над православными святынями (в алтарь храма Святой Софии были введены мулы, на которых грабители навьючили захваченные священные сосуды). Главным подстрекателем крестоносцев, направившим их рать против христианской Византии, был венецианский дож - глава торгашеской республики на севере Италии.

     

     8 Древняя Зета (современная Черногория) традиционно давалась в удел представителям правящей династии. Впоследствии, в период расцвета государства Неманичеи (родоначальником династии был Стефан Неманя), сербские короли нередко выделяли ее в управление наследникам престола.

     

     9 Называются разные даты этого знаменательного события. В «Житии святаго Саввы Сербского» святителя Димитрия Ростовского указан 1222 г. Сербские источники (а вслед за ними и отдельные русские) чаще всего указывают на 1219 г.

     

     10 Позднее, по мере расширения границ сербского государства на Юг, возникла необходимость перенести архипастырский престол ближе к сердцу молодой державы. Таким местом стал Печ (в Метохии). При «царе сербов и греков» Душане Сильном (1331-1355) во главе сербской церкви стоял уже патриарх.

     

     11 Сей государь вошел в сербскую историю как Стефан Первовенчанный (1196-1227). Он был первым из сербских правителей, торжественно венчанных на царство; ранее титул великих жупанов жаловали византийские императоры. Попытка папы римского пожаловать Стефана королевской короной в итоге успехом не увенчалась.

     

     12 При Стефане Первовенчанном была окончательно искоренена богумильская ересь, с которой боролся еще Неманя. (Ереси проникали в молодое славянское государство не только с Запада, но и с Востока. Так, византийские хроники X века сообщают об особенно мерзком лжеучении, которому покровительствовал византийский император Михаил II: «Эта ересь позволяла, совершая обряд, приобщаться спасительной Божьей Купели, которую они признавали, остальное же блюла по Моисееву закону... Каждый, в нее посвященный, получал в свой дом учителем и как бы наставником еврея или еврейку, которым поверял не только душевные, но и домашние заботы и отдавал в управление свое хозяйство... Христову паству он /Михаил/ притеснял и истреблял... А вот иудеев освобождал от налогов и податей... Он дошел до вершин нечестия: приказал поститься в субботу... Не верил в грядущее воскресение».) Неманя первым из сербских правителей понял, какую страшную угрозу не только истинной вере, но и самому державному устроению представляет это лжеучение, обезкровившее к тому времени Болгарию и стремительно распространявшееся в Сербии и Боснии. Стефан Неманя был христолюбивым и справедливым правителем: одной лишь силою убеждения обращал он в православную веру язычников и заблудших латинян. Но к еретикам-богумилам он был суров. Точно так же действовал по отношению к ним и Стефан Первовенчанный.

     

     13 После Стефана Первовенчанного в Сербии правили его сыновья: Радослав (1227-1234), Владислав (1234-1243) и Урош (1243-1276). Четвертый брат - Предислав пошел по стопам своего дяди Святителя Саввы, по примеру которого принял постриг и монашеское имя Савва. Впоследствии он стал третьим сербским архиепископом.

     

     14 В большинстве сербских и русских источников называется именно эта дата.

     

     15 Задушбина - храм или монастырь, построенный сербскими правителями во спасение души (букв, «за душу»).

     

     16 Слово «врач» в сербском языке, помимо значений «лекарь» и «знахарь», значит еще и «чародей», «колдун». По-видимому «нечистое место» было выбрано турками не случайно. Однако, подобно тому, как крестные муки Спасителя обратили позорное орудие казни в величайший христианский символ, место сие, освященное посмертными страданиями величайшего сербского святителя, также стало подножием великой святыни - самого большого православного храма в мире, воздвигнутого в сербской столице в честь св. Саввы.

     

     Источник: "Дух христианина"