Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/15.8.2009/

Сорванная лилия. Как было развязано кровопролитие в Боснии и Герцеговине.



     (Обложка сараевского журнала "Нови Вокс" (надписи гласят: "Дивизия СС "Ханджар" готова", "Грядёт Четвёртый рейх Добро пожаловать!"))

     

     "Мусульмане - наши цветы, которые мы срываем, когда захотим".

     Д-р Бранко Елич, идеолог неофашистского движения в Хорватии, 1975 г

     

     

     34-летний Юсуф служит в сараевской полиции. Его дом почти у самой проходной казарм имени маршала Тито, где размещается украинский батальон "голубых касок" и куда сынишка полицейского и ещё дюжина пацанов приходят хлебать "гуманитарные" щи. Несмотря на действующий воздушный мост, в городе по-прежнему острая нехватка продуктов питания.

     Этот кошмар, сказал мне Юсуф, пришёл в Боснию со стороны. Если бы не война в Хорватии, не было бы её и здесь. Мы гордились традицией жить вместе. Но теперь, когда пролито столько крови...

     Совместной жизни больше не будет? переспросил я.

     Мы за совместную жизнь и общее государство, а сербы и хорваты против...

     Юсуф снял с берета эмблему и протянул мне шесть лилий на синем фоне с серебристой полосой.

     На память.

     

     


     

     Лилии часть традиционного герба боснийских сербских королей, который появился ещё до турецкого завоевания. Сейчас у сербов в Боснии свой герб белый двуглавый орёл, у хорватов "шаховница". Символом боснийского единства лилия, по-видимому, так и не станет. Не прижилась...

     Славянские черты лица, рыжеватые волосы Юсуфа расходились с типажем мусульманина-тюрка, который складывается в представлении россиян. И хотя я не впервые в Сараево и вообще в Боснии, этот чисто боснийский феномен не перестаёт удивлять.

     Больше нигде в мире вы не встретите славянский этнос, исповедующий магометанскую веру. Нигде, кроме Югославии, нет и такой странной национальности "мусульманин" (Статус нации закреплён за боснийскими мусульманами в югославской конституции 1974 года по инициативе Тито). В мире вообще нет наций, главным образующим признаком которых была бы конфессиональная принадлежность (представьте "баптистскую", "молоканскую" или, скажем, "католическую" национальность). Есть мусульмане: арабы, турки, персы, таджики. Есть православные христиане: греки, русские, румыны, грузины. Есть католики: ирландцы, австрийцы, поляки, испанцы. Все они суть разные народы, говорящие на разных языках, но исповедующие (разумеется, верующие) ислам, православие или католицизм.

     В Боснии всё наоборот. Одноязычный, некогда одноконфессиональный народ - сербы, находившийся под влиянием Византии, волею истории оказался разделённым по религиозному признаку. Католическая экспансия на Восток увеличивала число сербов-католиков, которых впоследствии стали причислять к хорватам, хотя хорваты всегда жили главным образом в районе нынешнего Загреба и вокруг него. Турецкое завоевание в свою очередь породило сербов-мусульман, принимавших новую веру из стремления к привилегиям, которые сулила приближённость к колонизаторской власти.

     Во времена катаклизмов религиозная нетерпимость становилась разрушительной силой колоссальной мощи. Вспомним хотя бы геноцид сербов во время второй мировой войны в границах Независимого Государства Хорватия, куда тогда входила Босния и Герцеговина.

     Баланс страха в этом сущность Боснии. Он, пожалуй, был единственным механизмом (Впрочем, был ещё один конституция Боснии и Герцеговины, которая запрещала создание политических партий на национальной основе. Первой этот принцип нарушила хорватская ХДЗ, затем мусульманская СДА. Сербская СДС была создана в качестве ответа в последнюю очередь.), который гарантировал мирную жизнь в Боснии, где на клочке европейской земли сошлись три мировоззрения. Нарушить его означало запустить цепную реакцию самоуничтожения, способную зажечь Европу и пол-Азии. Босния, как заметил один мой югославский коллега, идеальное место для развязывания войны. Как, впрочем, добавил он, и для установления мира.

     

     Пару месяцев назад в Москву приезжала боснийская делегация во главе с заместителем председателя Президиума Боснии и Герцеговины (БиГ) Эюпом Ганичем. На встречах с российскими парламентариями и представителями МИД он изложил свою версию причин войны в Боснии. По его словам, суверенная Босния и Герцеговина подверглась агрессии со стороны Сербии и Черногории, вынашивающих планы создания Великой Сербии. Политическую часть "агрессии" реализует "экстремистское крыло СДС", а техническую "бывшая ЮНА". Поскольку главная жертва агрессии мусульманский народ Боснии, проводил мысль Ганич, её продолжение может вызвать новую волну исламского фундаментализма, которая неизбежно докатится до России. "Генерал Джохар Дудаев уже предлагал нам помощь своими солдатами", намекал боснийский представитель.

     Мол, России решать, кого ей поддерживать, если она не хочет лишних неприятностей, - "законное правительство Боснии" или "сербских национал-экстремистов".

     Но члены делегации обошли молчанием главное ноябрьский плебисцит 1991 года, в ходе которого сербская община высказалась за невыход из состава югославской федерации, а фактически, как показал весь дальнейший ход событий, против войны. Голосов, поданных тогда за Югославию совместную жизнь и общее государство, оказалось даже больше, чем боснийских сербов. За невыход пришли голосовать и немало мусульман, не поддавшихся на сепаратистскую пропаганду СДА.

     Умолчал Ганич и о другом. Большинство голосов на выборах 1991 года получил не лидер СДА и нынешний председатель президиума Алия Изетбегович, чьё имя в сознании боснийцев прочно ассоциируется c катастрофой, а его коллега по президиуму Фикрет Абдич (в соответствии с конституцией БиГ в президиум избирается по два представителя от каждой из трёх боснийских общин).

     Будучи умеренным деятелем, Абдич позже вышел из президиума и покинул Сараево в знак несогласия с сепаратистской политикой своего напарника. Как известно, вслед за провокационным международным признанием Боснии в апреле прошлого года, подхлестнувшим войну, из президиума вышли и оба сербских представителя Биляна Плавшич и Никола Колевич. Иными словами, крайне сомнительна не только легитимность нынешнего руководства Боснии, претендующего на представительство всех боснийцев, но и соответствие политики мусульманских лидеров чаяниям самих мусульман.

     

     До ближайшей роты, в которой на стороне армии сербской общины воюют и мусульмане, от сараевского пригорода Пале часа четыре езды. Маршрут пролегал по восточной Боснии на север и далее по коридору в районе Брчко шириной 3 6 километров на запад.

     У Брчко навстречу стала попадаться какая-то неказистого вида гусеничная техника не то танки, не то самоходки. Высокие резиновые листы вокруг башен делали их похожими на анимированный рисунок дошкольника.

     

     


     

     Так это же ваши Т-34, говорит мой водитель. Слегка модернизировали и назвали Т-84. Машина во! (Српска.Ру в курсе что югославский танк Т-84 и советский Т-34 не имеют между собой ничего общего, так у автора)

     Живую легенду второй мировой тридцатьчетвёрки я видел и в Славонской Краине, где несёт ооновскую службу российский батальон. Когда в январе, началось хорватское наступление на Книнскую Краину, сербы выкатили дряхлеющие танки на позиции. И стоят они там до сих пор в ожидании боя.

     Как будто говорят: передышка в полсотни лет закончилась, мы готовы. А с другой стороны наизготове "Леопарды-2" две штуки. По данным краинской разведки, появились совсем недавно...

     

     В 27-й бригаде 1-го Краинского корпуса армии Сербской Республики около пятидесяти военнослужащих-мусульман. Большинство их в роте капитана Нусрета Диздаровича, обороняющей участок фронта в районе Босанского Брода.

     Этот городок примечателен тем, что находится на границе Боснии с Хорватией. В апреле прошлого года сюда вошло несколько бригад регулярной хорватской армии, положив начало широкомасштабным боевым действиям в Боснии. После девяти месяцев жестоких боёв войска 1-го корпуса выбили их обратно в Хорватию.

     

     


     

     Самую большую ошибку мусульманское руководство совершило, когда пошло на военный союз с Хорватией, говорил мне капитан Диздарович. Создать с её помощью исламское государство на Балканах? Какая глупость!

     По словам командира и его подчинённых, с которыми я встретился в расположении роты, идея военного союза с Хорватией принадлежала Эюпу Ганичу заместителю председателя президиума Боснии Изетбеговича.

     - Оба они самые большие предатели мусульманского народа, говорили Сиад Хаджич и Мехмет Джухерич. Ввергли свой народ в совершенно бессмысленную войну. У нас малые дети знают, что Ватикан никогда не позволит создать мусульманское государство в Европе. Нужно было беречь Югославию и достоинство, которое мы в ней имели.

     По мнению Нусрета Диздаровича, мусульман использовали, как и во время второй мировой войны, для уничтожения сербов. А когда эта "задача" будет в той или иной мере выполнена, считает капитан, мусульман бросят на произвол судьбы и создадут им ситуацию, схожую с той, в которой оказались курды.

     Сейчас это понимает всё больше обманутых людей, сказал Диздарович. Они приходят к нам, чтобы вместе с сербами воевать за выживание на этих землях.

     Белград, по словам офицера, предпринимал всё для того, чтобы удержать Боснию, 33 процента населения которой составляют сербы, от сползания к войне. Члену президиума республики Фикрету Абдичу, получившему большинство голосов на выборах 1991 года, предлагался пост премьер-министра Югославии. Но тщетно. События уже подчинялись некой определённой логике.

     Вот что рассказал мне офицер штаба бригады капитан Бора Джурджевич, принимавший участие в ликвидации диверсионно-террористических групп, которые были засланы в Боснию из Хорватии в марте прошлого года (в то время он служил в одной из частей ЮНА в г. Збориште):

     Всего иэ Сисака было заброшено несколько групп. Две в Восточную Боснию Биелину и Сребреницу и две в Посавину, в район Босанского Брода. Численность до 100 человек каждая. Командовали группами Анте Пркчин и Армин Похара из хорватской партии права ("усташи") и Ирфан Аянович, функционер СДА ("Странка демократске акцие", партия Изетбеговича). Последний имел задание организовать специальную подготовку мусульман, находившихся в Хорватии. Первое массовое убийство сербов на территории Боснии и Герцеговины совершила одна из групп в посёлке Сиековац близ Босанского Брода.

     

     


     

     А в апреле 1992 года - началась массовая переброска в Боснию регулярных хорватских бригад. С севера через Босанский Брод, а со стороны Адриатического побережья в Купрес. В пресс-центре армии PC мне показали видеозапись, сделанную в Купресе в том месяце, что вытворяли усташские бандиты над безоружными людьми: отрезанные головы, размозженные черепа детей с вычерпанным мозгом. И всё это дело рук не безымянных и никем не контролируемых уголовников, а военнослужащих Осиекской бригады хорватской армии.

     Такие же видеокассеты, доказывающие факт хорватской агрессии в Боснию, совершённой ещё до того, как в этом обвинили ЮНА, были вручены специальному представителю генсека ООН Вэнсу, американскому послу Циммерману и представителю турецкого правительства. Однако ни эти, ни другие факты приняты во внимание не были и, как известно, Совет Безопасности ООН под нажимом США принял 30 мая решение о введении санкций именно против Югославии (Сербии и Черногории) под тем предлогом, что якобы это она несёт ответственность за войну в Боснии.

     После резни в Сиековаце сербы, не надеясь на армию, стали создавать отряды самообороны. 4 апреля, в последний день мусульманского праздника байрам, начались первые столкновения между сербскими и мусульманскими отрядами. Зашли в тупик переговоры по будущему устройству Боснии и Герцеговины: сербы и хорваты выступили за кантонизацию республик, а мусульмане за унитарное государство. Несмотря на это, Босния получила международное признание и членство в ООН, что мусульманские экстремисты расценили как карт-бланш: мол, действуйте, как сочтёте нужным, заграница вам поможет.

     

     


     

     В Баня-Луке, административном центре Босанской Краины, я ознакомился с одним документом сообщением источника в Западной Европе, в котором даётся анализ обстановки вокруг Боснии. Его можно было бы назвать обычной версией, если бы не ссылки на документы, а также источники в хорватском руководстве, германской разведслужбе (БНД) и в католических кругах.

     Доказываемая в сообщении мысль в общем-то не нова. Она состоит в том, что поддержание конфронтации между сербской и мусульманской общинами отвечает интересам Запада (Хорватия уже считает себя его частью), обеспокоенного планами исламских фундаменталистов на Балканах. Таков, по утверждению источника, один из приоритетов во внешней политике объединённой Европы.

     Роль защитного "пограничного" пояса, заслоняющего Европу от экспансии с юга, отводится сербам. Эту функцию они выполняли и в стародавние времена, когда входили со своими территориями в состав Австро-Венгерской империи, получая взамен от короны существенные привилегии, включавшие местную автономию, освобождение от налогов, право ношения оружия и т. д. Оригинальное нововведение современности в том, что в благодарность за службу сербов же обвиняют в "геноциде мусульманского народа".

     

     


     

     Механизм поддержания конфронтации стар как мир и в условиях координации внешнеполитической деятельности легко реализуем. Кампания "сатанизации" сербов в средствах массовой информации как "агрессоров" и "убийц" призвана распалять и подбадривать мусульман. В свою очередь отсутствие реальной действенной помощи мусульманам сигнал поощрения для сербов. В итоге конфликт продолжает гореть или "тлеть". А выигрывают от него силы, заинтересованные как в сохранении строгого контроля за единственным в Европе "зелёным коридором", так и в дальнейшем ослаблении Сербии и Черногории.

     Источники, на которые ссылается документ, связывают этот дипломатический механизм с так называемым планом Вэнса Оуэна международных посредников на переговорах по Боснии и Герцеговине. Главный итог их деятельности провинциальная карта с будущими внутренними границами Боснии указывает, как подчёркивается в документе, на то, кому отдавали предпочтение Вэнс и Оуэн.

     В выигрыше оказались "хорватские" провинции все они примыкают к границам собственно Хорватии. В худшем положении "сербские" кантоны. Самый крупный сербонаселённый район Босанская Краина оказался изолированным (источник будущих "тлеющих" конфликтов). И в самую удручающую ситуацию, какой бы бодрый вид ни изображали нынешние сараевские власти, попала мусульманская община. Югославию, в которой мусульмане были вторым по численности народом, они потеряли, а в новой, послевоенной Боснии получают, и то пока теоретически, лишь клочки земли. Случайно ли всё это?

     

     


     

     Итак, дистанция между тем, на что надеялись мусульманские лидеры, получая из рук Запада признание независимости Боснии и Герцеговины, унитарное государство, в котором бы доминировали мусульмане, и тем, что они получили от него же в итоге, очевидна. Достаточно ясно просматривается и стремление ряда западных держав создать под шумок разговоров о "великосербских амбициях" великую Хорватию (что в общем-то понятно, поскольку Хорватия, а не Сербия была "западным полюсом" бывшей Югославии). Боснийские мусульмане оказываются в этих построениях не более чем разменной монетой. До тех пор пока в их среде не появятся политики, которые осознают это, известный механизм будет действовать и страдания народа продолжатся.

     

     


     

     Сергей СИДОРОВ//"Красная звезда" 79-80 (21066-21067), четверг-пятница, 8-9 апреля 1993 года.

     

     


Комментарии (3)