Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/4.9.2009/

Забытый дизайн



     

     На книге не видно художественного творчества, и для многих издателей в Сербии неизвестны и типографические правила, – говорит профессор Миле Грозданич

     

     Производство книги – сложный процесс, включающий в себя работу издателя, дизайнера, верстальщица. В сербском издательском деле как раз потеряна та важная нить, которая связывает содержание книги, издателя и дизайнера. Графическому, творческому исполнению в Сербии еще далеко до современного типографического оформления, а издатели сегодня «толкаются локтями», лишь бы быстрее продать книгу продать книгу.

     «Вид книги в нашем издательском деле, в сущности „подражательный” из-за того, что основан по примеру иностранных книг. Речь, стало быть, о художественном копировании и уничтожении оригинальных, традиционных линий художественного оформления книг, которое по меньшей мере один век узнаваемо в Сербии» - говорит для «Политики» профессор др. Миле Грозданич, профессор факультетов художественного искусства в Белграде и в Цетине, художник, обладатель наград в области художественной графики, живописи и графического дизайна. Член рабочих групп анализа, профессионального развития и перманентного обучения в издательском деле, основном при Министерстве культуры Республики Сербии в декабре прошлого года.

     Занимаясь этой проблемой, Грозданич настаивает на ясной редакционной концепции издательских домов, профильных изданиях, привлечению профессиональных дизайнеров, которые будут применять в своей работе все графические правила для профессионального оформления книги, как и для предпечатной подготовки книг в типографиях и их печать на профессиональном оборудовании.

     

     Грозданич опять указывает на тот случай, что многие издатели в Сербии, а их около трех сот, выпускающие больше десяти книг ежегодно, не уважают графическую технологию и правила, которые важны для внешнего вида книги.

     

     - Каждый член нашей рабочей группы, в меру своей компетенции, внес свои замечания, и в совокупной оценке приоритетов не было расхождений. В мои обязанности, к которым относилось проблемы снижения критериев в оформлении книг, не вдаваясь в компетенции редактора, могу сказать, что дизайн книг больше, чем скромен, это относится и к технологической стороне труда. На большинстве книг в сербском издательстве, к сожалению, и у солидных издательств, заметны большие упущения, которые не должны присутствовать в наше время.

     - Прежде всего, речь идет о редакторских и языковых ошибках в подготовке рукописи к печати, о плохом художественном материале, необработанных и непрофессиональных фотографиях, о несоответствующем шрифте, потому что ни у одного из издателей нет оригинального. Грозданич сравнивает сегодняшнее состояние в области сербского книгоиздательства (в котором не существует конкурентоспособных партнеров таким иностранным издательствам как например, «Phaidon», «Taschen», «Rotovision»).

     Сегодня возможно лидерство в какой-либо области культуры, а книгоиздательство одна из самых важных, для чего необходим соответствующий уровень профессиональной подготовки, как в издательском деле, так и дизайне.

     

     - Частные институты характеризуются плохими учебными планами и программами, которые одобрили непрофессиональные государственные комиссии по «благословлению» Министерства просвещения. Остается фактом, что обучение импровизированное, что преподаватели приученные не обладают художественным образованием и знаниями в области компьютерно-технического дизайна. Мне неизвестно, чтобы в частных институтах был, например, предмет «рисунок-иллюстрация», необходимая дисциплина для издательской деятельности. К несчастью, сегодня вошла в практику покупка двух компьютеров, одного принтера и сканера, а затем открывается студия дизайна, и без художественного образования – объясняет профессор Грозданич, добавляя, что отношение страны и высших институтов по поводу этой не малозначимой проблемы, видится именно в том, что в Сербии существует около трех тысяч издательств различных профилей, а работают в них всего около тридцати дизайнеров.

     

     - Это несоответствие указывает на то, что молодой художник-дизайнер не может из-за редакционной политики развивать свою креативную мысль, и не может менять доминантную единоличную работу издательского дома, а уродливой редакционной политикой и неравномерными критериями издатели, не обладающие художественным оформлением, остаются без качественного и узнаваемого дизайна. А узнаваемость сегодня в мире важна, – говорит наш собеседник.

     

     

     Как включить графических художников в работу издательских домов?

     

     Наш собеседник полагает, что Министерство культуры может и должно поднять уровень художественного оформления книг вместе с издателями, стимулировать эту область конкурсами, премией и наградами. Указывает на то, что наряду со всеми историями о брендах, Министерство культуры, и конечно же страна должны настаивать на создании творческих дизайнерских решений.

     

     Миле Грозданич как член упомянутой комиссии при министерстве Культуры будет настаивать на продвижении инициативы по организации однолетнего и двулетнего смотра качественных графическо-дизайнерских решений, именно потому, что в Сербии, где издательство и типография многолетняя традиция, не существует таких профессиональных мероприятий.