Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/4.9.2009/

Первый пилот противолодочной авиации



     

     Димитрие Коньович, морской офицер и знаменитый сербский промышленник, основатель компании «Ikarbus» родился в 1888 году в селе Станшичи под Сомбором в семье учителя Павла Коньовича. Его старший брат – известный сербский композитор Петар Коньович, а двоюродный брат – знаменитый художник Милан Коньович.

     По завершении школы Димитрие Коньович поступил в престижную военную академию в Пуле. Первая Мировая Война застала его в качестве морского офицера в военно-морском флоте Австро-Венгрии, но благодаря его подвигам сербский и французский народы навсегда остались перед ним в долгу.

     Благодаря ему, зимой 1916 года было сохранено Мирославлево Евангелие, одна из величайших культурных ценностей сербского народа. Вместо того, чтобы, выполняя приказ, бомбить сербские войска, садящиеся на корабли в адриатическом порту Сан Джованни ди Медуа, Димитрие Коньович развернул свой самолет и сбросил бомбы в море. Как выяснилось на одном из кораблей, которые он должен был бомбить, в сопровождении будущего сербского патриарха Гаврилы перевозилось Мирославлево Евангелие, таким образом спасенное.

     В том же году Коньович вошел в истории, как первый в мире пилот, потопивший субмарину с воздуха. Это была французская подлодка «Foucault» в водах Адриатики. Увидев, что есть выжившие моряки, Коньович посадил свой гидросамолет на воду и спас их

     За это 14 февраля 1968 года Правительство Франции наградило его почетным дипломом за храбрость, гуманизм и милосердие в боях на море. До сих пор на официальном сайте французского военно-морского флота можно увидеть гравюру, изображающую спасение подводников Коничем.

     В чине фрегаттен-капитана в 1918 году Димитрие Коньич встретил войска победившего Королевства Сербия и передал им флот и все военные запасы австро-венгреской армии в Кумборе, в Боке Которской. Вскоре после вступления в Армию Королевства Сербов Хорватов и Словенцев он перешел в речную военную флотилию в Нови Саде и прослужил там до 1923 года.

     По завершении военной карьеры Коньович занялся созданием «Икарбуса» - первого югославского и балканского авиазавода директором и одним из главных акционеров которого он оставался почти 20 лет. Также Димитрие Коньоич прославился тем, что лично как тест-пилот вылетал на каждом произведенном фабрикой самолете.

     

     Сразу после немецкой оккупации Сербии Димитрие Коньович был арестован и посажен в лагерь в Баньице. Во время случайного посещения лагеря его заметил старый товарищ по учебе в Пуле, ныне офицер Вермахта. Удивленный, увидев друга он спросил: «Димитрие, откуда ты здесь?» Коньович ответил ему: «Твои меня арестовали». Ради старой дружбы Коньович был освобожден и до конца войны он прожил в своем имении на окраине Белграда.

     После освобождения Сербии Димитрие Коньович занялся восстановлением завода и исполнял функции директора, хотя новые власти и поставили над ним своего управляющего. В 1946 его заставили, вместе с остальными акционерами, передать свои акции государству, после чего он, без каких-либо причин был осужден за «экономическое сотрудничество с оккупантами». Так как по приговору у него было конфисковано все имущество, Коньович с семьей в 1947 году перебрался в Бешку, где занимался сельским хозяйством, уже как пенсионер в 1961 году вернулся в Белград, где жил до самой смерти в 1982 году.

     

     Перевод: Неклюдов Дмитрий