Устав от однотипных кафе и столкнувшись с нехваткой денег молодые белградцы все чаще ищут развлечения в парках и на площадях.
Зачетка Светозара П., старшекурсника философского факультета переполнена отличными оценками. Профессора и ассистенты, по словам его друзей, не жалеют слов, восхищаясь этим парнем. А как же иначе, когда это двадцатичетырелхлетний студент сдает все экзамены в срок. Отдых от апостольской тишины лекционных залов и гробового спокойствия факультетской библиотеки он находит на площади перед своим университетом. Он и его приятели с «факса» (факультета) сидят на голом бетоне недалеко от памятника Негошу и прихлебывают пиво из поллитровых стеклянных бутылок.
- Здесь весь мир делится на тех, кто «глазеет» на площади и тех кто сидит в «Площади», - объясняет Светозар, что он четко отделяет своих коллег с учебы от лощенных посетителей с «глубокими карманами», пьющих коктейли в нескольких метрах отсюда в саду знаменитого кафе.
- У нас мало денег и потому мы пьем на улице. Здесь мы общаемся так же, если даже не лучше, чем в душном шумном кафе. За стеклянные бутылки платится залог, но продавцы дают нам в долг, знают нас. Оставляем им документы в залог, что вернем пустую бутылку – вмешивается в разговор Миляна Л., коллега Светозара, тоже отличная студентка.
Пока она зажигалкой открывает пиво, Светозар продолжает:
- Я и поверить не смог бы, что за годы учебы здесь происходило. Праздновали экзамены и дни рождения… Даже один ассистент с нами здесь праздновал конец семестра, - перечисляет он.
«Видели ли вы нового Ларса фон Триера…?», - продолжают болтать между собой эти молодые люди, разбивающие традиционные стереотипы о людях, пьющих по улицам и паркам. Вопреки традиционным представлениям о «клошарах и бездельниках» в столичных парках и на площадях все больше студентов, а присутствие среди них девушек свидетельствует, что «пьянки» в общественных местах давно уже занятие отнюдь не только «сильного пола» и то лишь «проблемных». В целом, много юношей и девушек, которые в основном ночью улицы и зеленые оазисы города превращают в места, где начинаются, а часто и заканчиваются развлечения. «Пролече» на Топличином венце, Ташмайдан, Академический, «Манеж» возле памятника Вуку или Дома народной скупщины – лишь некоторые из парков, которые занимает молодежь из всех частей столицы. Как они говорят, для этого две причины – нехватка денег и давно наскучившая программа, которую предлагают душные и «навороченные» кафе. Все в принципе началось, когда вымерли киоски на углу, возле которых лет двадцать назад пили пиво в розлив, а их место заняли круглосуточные магазины, в которых за небольшие деньги можно купить пиво в пластиковой «двухлитровке» или литр вина в тетрапаке.
Один москвич, недавно побывавший в Белграде, рассказывал, что парки полные молодежи напомнили ему то время, когда в России власти стимулировали население перейти на пиво, чтобы пить меньше водки. Инициатива превратилась в свою полную противоположность – парки возле Кремля оказались переполнены москвичами, которые пили ячменный напиток буквально бочками. «И здесь много пьют, так что все идет к тому же», - рассказал гость сербской столицы в неформальном разговоре с хозяевами. Однако признался, что его соблазнили группы девушек, распивающие двухлитровые бутылки пива.
Судя по примеру Мадрида и европейским столицам не чужд отдых под открытым небом. Биляна Исаилович, переводчик книг с испанского языка, рассказывает, что улицы и парки этого города по выходным переполнены молодежью, пьющей и танцующей под музыку мобильных телефонов.
- Молодежь собирается в пятницу или субботу вечером и распивает на скамейках «бамбус» - коктейль из красного вина и «кока колы». Соседям из ближайших домов это обычно не нравится, но они напрасно беспокоят полицию, так как в парках собирается столько людей, что их всех разогнать невозможно, - рассказывает Биляна о страданиях жителей испанской столицы.
«Распитие» по скамейкам, однако, давно перестало быть исключением, происходящим «на полях» городской жизни. Профессор Ратко Божович, культуролог, полагает, что в этом популярном феномене скрываются глубокие истины о нашем общество, молодежи и их личности.
- Вакуум ценностей, пришедший с переходным периодом, оставил молодежь без надежной базы, на которой они бы строили собственное «я» и коллективное «мы». Пассивное сидение в кафе, где музыка громкая, а выпивка дорогая, ожидание что что-то здесь произойдет под прожекторами и чужими взглядами стало для них скучным. Возвращение домой с пустым кошельком и столь же опустошенными чувствами заставило их искать новый и более непосредственный способ общения. Выход на скамейку в природном и спокойном окружении, выпивка, передающаяся из рук в руки и, в некоторой степени, меньшая забота о деньгах вернули им близость общения…это само по себе приносит смысл, - разрушение чахлой повседневности. Тот факт, что все это происходит в парках маленького городского центра, посетители которых чаще всего студенты, юноши и девушки с широкими интересами, которые могут обсуждать искусство и политику – хороший знак. Молодежь пошла «в поиск», - романтически объясняет Божович.
Не все что происходит в городе урбанизировано, - добавляет он. Традиция сборов в общественных местах, дружеских разговор дискуссия с людьми с другим мнением под бокал или без него столь же стара, как и сам город…
- Эти «подковы» на которых мы собираемся – показывает пальцем Светозар П. на остатки римских терм на площади перед философским факультетом, - происходят из античных времен. Тогда люди собирались на городских площадях и открыто полемизировали. Почему же тогда мы, через века после них делающие то же самое, считаемся «еретиками»? – спрашивает наш собеседник.
-----------------------------------------------------------
Пиво – напиток общения с долгой традицией и ритуалом распития, - рассказывает профессор Иосип Барас с технолого-металлургического факультета. Пивом труднее напиться и оно подходит для компании – его редко покупают одинокие алкоголики, которым проще и эффективно глотнуть чего-нибудь покрепче. Пиво, открыв сразу выпивают, так как во взаимодействии с воздухом оно выпускает газы и теряет вкус.
- Двухлитровая пластиковая упаковка популярна в первую очередь по экономическим причинам. Производителям дешевле упаковать пиво в невозвратную и большую упаковку, а покупатели платят за это меньшие деньги. Экономические обстоятельства изменились, а с ними и привычки покупателей. В так называемых «двухлитровках» достаточно напитка для нескольких человек, они удобны для больших компаний, легко «кружат» из рук в руки, а прежде всего экономят деньги, - объясняет Барас.
Пластиковую упаковку, - добавляет он, в значительной степени можно переработать. Однако аккуратность не всегда свойственна посетителям парков, площадей и прочих мест сбора.
Д. Буквич
М. Лукович
Фото – Б. Педович