Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/12.11.2009/

Рука братской помощи



     Более ста лет назад крупнейший русский историк Церкви профессор Н. Ф. Каптерев опубликовал работу, в которой по крупицам собрал сведения о посещении сербским духовенством России в XVI — начале XVIII вв. Неоднократно приезжали в Россию и представители Студеницы.

     

     Древнейшее сохранившееся известие о посещении студеницким духовенством державы русских царей относится к 1629 году. Тогда в числе просителей милостыни, приехавших в Путивль, упоминается архимандрит Студеницы Афанасий. По непонятным причинам его не пропустили в Москву, и он был вынужден возвратиться восвояси. Следующий известный слу¬чай произошел через четверть века, в 1655 году, — 22 января в Москву прибыл студеницкий архимандрит Неофит. В поданной на имя царя Алексея Михайловича челобитной он заявлял, что из Лавры Студеницкой, где почивают мощи чудотворца царя Симеона, никто доселе за милостыней к русским государям не являлся. По распоряжению Алексея Михайловича архимандриту были пожертвованы соболя на сумму в 20 рублей, а также было выдано 12 рублей деньгами. Во время своего второго посещения Москвы, которое состоялось 20 июля 1662 года, архимандрит Неофит получил значительную царскую привилегию. Государь удовлетворил ходатайство настоятеля Студеницы и выдал монастырю жалованную грамоту — представители обители получали право приезжать за милостыней в Москву один раз в пять лет. Обычно милостыня заключалась в пожертвовании собольих мехов на сумму в 100 рублей.

     В свою очередь, и русское правительство было заинтересовано в помощи сербских умельцев. Так, в 1664 году в Студеницу направили сербского выходца князя Стефана Милорадовича. Ему ставилась задача разыскать в Сербии мастеров золотой и серебряной руды. Чтобы поиски увенчались успехом и были отобраны настоящие мастера-рудознатцы, князю Милорадовичу выдали образцы руд, с которыми предстояло работать приглашенным умельцам. К сожалению, неизвестно, чем завершилась эта миссия.

     В январе 1686 года в Москву приехал новый архимандрит Студеницы — Василий. С собой он вез богатые дары: миро в серебряном сосуде от мощей преподобного Симеона, серебряный крест, оправленный финифтью, и панагию с частицей мощей святого апостола и евангелиста Луки. Братия обители в послании просила о помощи. Это прошение было удовлетворено от имени малолетних государей Иоанна и Петра Алексеевичей. Архимандрит Василий получил собольи меха на сумму в 150 рублей. Шкурок было дано на большую, чем обычно сумму, «потому что, — как записано в архиве Посольского приказа, — давно не приезжали».

     

     Помимо того, лично архимандриту Василию выделили еще собольих мехов на сумму в 20 рублей и 15 рублей деньгами.

     Известия, собранные профессором Н. Ф. Каптеревым, дополняются списком Типика Студеницкой обители середины XVIII века, который неизведанными путями попал в Прагу и уже в XIX столетии находился в составе собрания Чешского народного музея. В этом списке о посещении России архимандритом Неофитом сообщается следующее: «При царе Алексее Михайловиче всея России архимандрит Неофит Студеничский первый был [в Москве] и получил свободную грамоту от реченного великого монарха Московского и все Великороссийского». А о миссии 1686 года список Типика свидетельствует так: «И при царе и императоре 1-м Петре Великом Пахомий, архимандрит Студеничский вместо Василия архимандрита, Матфеева брата, был в России и довольно милостыни получил. И подтвердили ему милостивейше ту грамоту Иоанн и господин Петр Алексеевичи и сестра их царевна София Алексеевна, самодержцы и великие монархи Всероссийские». Данный исторический источник приводит и любопытные известия о более позднем времени, которые не попали в труд Н. Ф. Капетерева: «По святом и блаженном успении Екатерины, 2-го Петра императора и Анны Иоанновны, самодержавных императоров Всероссийских, в лето 1758 года по благословению и писанию вручительному господина Гавриила 2-го, патриарха Славеносерсбского и Пекского, при державе благочестивейшей и самодержавнейшей великой госпожи императрицы Елизаветы 1-й Петров¬ны, архимандрит Константин с братом Рувимом и Паисием, и вместо Рувима оба реченные брата в великой России и на севере в царствующем граде Москве были 1 год. И в том годе церковь святая покрыта была и прочая обновилась».

     Пожертвования русского царского семейства продолжились в XIX столетии. Так, настоятель Студеницы Милентий (Никшич) достиг Петербурга в августе 1811 то да, где получил аудиенцию у Александра I. В общей сложности на содержание монастыря ему тогда было выделено из россий¬ской казны около 7000 рублей. А вот выдержка из проницательных наблюдений русского педагога и публициста Е.Л. Маркова, видевшего богатое собрание Студеницы в 1895 году: «В доме своем архимандрит показал нам тщательно хранимое в футлярах большое и дорогое Евангелие, присланное в Студеницкую обитель покойной императрицей Марией Александровной, о чем и сделана надпись. Монастырь очень гордится этим даром нашего царского семейства и особенно дорожит им; архимандрит никогда не упустит случая показать Евангелие, присланное русской царицей». Речь идет о Марии Александровне Романовой (урожденной принцессе Гессен-Дармштадтской), жене императора Александра II.

     

     Источник: журнал "Православные монастыри. Студеница"