Монастырь Студеница, именуемый в народе «Царской Лаврой», является одной из важнейших • святынь сербов. Его место в духовной, политической, культурной истории Сербии не просто велико — оно огромно.
Сербские племена начали принимать крещение во второй половине IX века. Непосредственным толчком к распространению восточного христианства на землях, заселенных сербами, стала миссионерская деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Вскоре после начала сербской христианизации возникли первые монастыри. Исследователями отмечено, что несколько обителей было основано и успешно действовало уже в начальный период после христианизации (860—870-е годы). Сербские монастыри сразу становились не только духовными центрами, но и оплотами культуры, средоточием книжной и переводческой деятельности. Впрочем, о тех далеких временах сохранились крайне скудные сведения, и мы слабо представляем себе историю древнейших обителей Сербии.
Расцвет монастырского строительства в Сербии приходится на эпоху правления династии Неманичей. Основатель этой династии великий жупан Стефан Неманя (XII век) положил начало активному строительству обителей. Его почин продолжили потомки. Главным детищем Стефана Немани, впоследствии принявшего монашеский постриг и прославленного в лике святых под именем Симеона Мироточивого, стал монастырь Студеница. В нем великий жупан завещал похоронить себя. Там его должны были усердно поминать во время богослужений и молиться за вечный покой души. Сербы говорят, что Студеница, наряду с монастырями Жичей и Хиландаром (последний находится на Святой Горе Афон), является матерью сербской духовности, причем старшей из трех — первопрестольной матерью Сербских Церкви и Земли.
О начальной истории Студеницы упоминает множество древних источников. В основном это жития сербских святых и летописи. Так, в Житии преподобного Симеона Мироточивого, составленном его сыном преподобным Стефаном Первовенчанным, сообщается, что святой Симеон — тогда еще великий жупан Стефан Неманя — заложил храм во имя Пресвятой Богородицы на реке Студенице после включения в состав своей державы нескольких крупных городов, в том числе Средца. Житие святых Симеона и Саввы, автором которого был монах Хиландарского монастыря Доментиан, свидетельствует, что Стефан Неманя, создав храм во имя Божией Матери, назвал его «великой лаврой» и собрал в новый монастырь большое число иноков. Летописи отмечают великолепие обители Стефана Немани, удивлявшей современников «доброзрачным мрамором».
Несмотря на значительное для того времени количество сведений о начальной истории Студеницы, точная дата ее основания остается неизвестной. Большинство современных исследователей полагают, что монастырь появился в 1186 году, после того как Стефан Неманя одержал ряд крупных побед и расширил пределы государства за счет области Зета и земель вдоль побережья Адриатического моря. Историки опираются на указание жития родоначальника династии Неманичей, из которого следует, что Студеница была обетным монастырем — Стефан Неманя обещал воздвигнуть монастырь в случае побед и исполнил свое обязательство. Эта точка зрения ныне принята официально, чему подтверждение — проведение в 1986 году большой международной конференции, посвященной 800-летию обители.
При описании строительства Студеницы исторические источники перечисляют пожертвованные ее основателем иконы, потиры, книги, рясы, завесы, которые тщательно оберегались и хранились, являясь неотъемлемым имуществом монастыря. Строительные работы, продолжавшиеся несколько лет, завершились во второй половине 90-х годов XII века. К 1196 году обитель была готова для вселения монахов. Именно сюда, в свою «задужбину», и ушел в начале монашеского пути Сте фан (Симеон) Неманя, впоследствии перебравшийся на Афон.
Преемник основателя Студеницы на троне великих жупанов Стефан Первовенчанный благоволил монастырю, как и его отец. Ему пришлось выдержать длительную междоусобную борьбу с братом Вуканом, и важнейшим шагом на пути ее прекращения стал перенос тела их отца, скончавшегося на Афоне, в Студеницу в 1208 году. Примирившиеся братья в сопровождении многочисленной свиты с почетом встретили тело Симеона и во главе торжественной процессии доставили его в монастырь, где оно было предано земле. Вскоре возле могилы начали замечать знаки святости усопшего. Для современников, живших в атмосфере чуда, которое являлось безусловной реальностью и признаком Промысла Божьего, стало очевидно, что Сербия получила небесного защитника, ходатая перед Господом за сербский народ. Тексты жития, необходимые для прославления нового святого, подготовили его сыновья Савва Сербский и Стефан Первовенчанный вскоре после перенесения честных останков в Студеницу. Через полвека ученый монах сербского Хиландарского монастыря на Афоне Доментиан написал третье житие преподобного. Поклонение преподобному Симеону Мироточивому поднимало авторитет его потомков, неизменно подчеркивавших, что они «святородны» и происходят от «святого корня». Именно со святого Симеона начала закладываться особая сербская традиция духовности, которую Церковь Сербии в последующие века будет блюсти как часть своей священной истории. Разумеется, и сам монастырь с течением времени стал восприниматься -в качестве первого и важнейшего палладиума святости сербов.
С перенесением мощей преподобного Симеона в Студеницу ее архимандритом становится Савва Сербский. Важнейшим его делом первого времени пребывания на посту игумена был заказ на роспись храма, которую блестяще выполнил неизвестный греческий мастер в конце 1200-х годов. Савва дал Студенице устав (Типик), взяв за образец правила монашеской жизни, введенные им для сербского монастыря Хиландар на Афоне. В Типике Студеницы содержалось требование соблюдать равновесие между материальными возможностями и числом братии. В 12 главе провозглашалась свобода монастыря, который «ни под кем не будет, только под одною всепетой Богородицей Благодетельницей, молитвенным заступничеством преподобного отца нашего и ктитора [Симеона Мироточивого] и властью игумена, который за всем следит, управляет, кормит и владеет». В 13 главе подробно описывались правила избрания игумена. Святой Савва также устроил в Студенице больницу.
XIII—XIV века были временем благополучного существования Студеницы. Однако общие для всей Сербии беды, связанные с наступлением на нее Османской империи, постепенно приводили к оскудению обители. После падения последнего из независимых сербских княжеств под ударами тур ков в 1459 году Студеница то и дело подвергалась разорениям. Турки не только грабили монастырское добро, но и наносили урон постройкам монастыря, в результате чего он ветшал. Долгое время не было сколько-нибудь достаточных средств для проведения серьезных восстановительных работ. Лишь в середине XVI столетия удалось собрать деньги на первую значительную реставрацию, которую завершили в 1568 году. Были обновлены фрески соборного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, в результате чего, правда, оказалось утрачено более половины живописного фрескового ансамбля времен Саввы Сербского.
Однако не только завоеватели причиняли беды монастырю. Стихия также не однажды покушалась на древние стены, испытывая силу духа и глубину веры насельников; Так, в начале XVII века серьезное землетрясение, а затем и пожар повредили обитель. Многие исключительной ценности исторические документы и значительная часть культурного наследия исчезли навсегда.
Весьма тяжелые времена настали для Студеницы в последней четверти XVII столетия. Чтобы сохранить ее важнейшие святыни и драгоценности, принимается решение об их временном перенесении в другой монастырь. Таким монастырем была выбрана обитель Црна Река. Мощи преподобного Стефана Первовенчанного и другие реликвии с 1687 по 1696 годы находились вне стен Студеницы. В 1806 году, после сожжения турками Студеницы во время Первого сербского восстания, мощи святого короля также увозились из обители.
Студеница и ее округа, составлявшие так называемую Студеничскую нахию, получили автономию в составе Османской империи в тридцатых годах XIX столетия. Они вошли в состав молодого Сербского княжества, обретшего широкое самоуправление после многих веков османского ига. Сербам разрешили иметь свое войско, суды и школы, однако в крепостях оставались турецкие гарнизоны. Студенецкая округа была разделена на два уезда — Студеницу и Йошаницу — со старейшинами во главе. Их имена сохранились в истории: Никола Иваняц и Филип Прибакович. Но и в новых условиях жизнь обитателей этого края все равно продолжала оставаться непростой. Они должны были платить дань землевладельцам, которые на первых порах являлись исключительно турками, и исполнять многочисленные повинности, в том числе трудовые. Разграничения, строительство пограничных постов, частые столкновения с турецкими властями причиняли много бедствий местному населению. Впрочем, все эти тяготы не мешали выполнению одной из важнейших задач той поры — восстановлению святыни сербского народа монастыря Студеница. По непосредственному распоряжению руководителя сербского народа в годы борьбы против
турков и основателя новой правящей династии Милоша Обреновича велись капитальные работы.
Студеница постепенно преображалась, хотя количество монахов было невелико — в самом конце XIX века их насчитывалось всего 6 человек. Вот как описывал свои впечатления от обители известный русский педагог, публицист, критик и прозаик Е. Л. Марков, посетивший ее в 1895 году: «Монастырь Студеница обширнее других монастырей Сербии. Двор его огражден со всех сторон, так что в минуту опасности — что еще не особенно давно здесь было обычным явлением — монастырь мог запереться и отсиживаться в своих стенах. Внутри двора большие каменные постройки. В прежние времена монахов в Студенице было много, и все эти дома были заняты жильем иноков;
при святителе Савве их было больше ста человек, а теперь вместе с архимандритом всего шесть монахов, так что помещения большей частью пустуют. Впрочем, у монастыря довольно большое хозяйство, и почти всегда поэтому в стенах его проживает толпа рабочих, не считая гостей и богомольцев».
XX век выдался для Студеницы, как и для всего сербского народа, крайне непростым. Кровопролитные Балканские войны 1912—1913 годов, грянувшая сразу за ними Первая Мировая война, затем Вторая Мировая война, которая в Сербии вылилась в гражданскую, приход к власти коммунистов с их богоборческой идеологией, наконец, болезненный распад Югославии на рубеже XX — XXI веков — вот основные события этого труднейшего для сербов столетия.
Источник: "Православные монастыри. Студеница" Журнал