«ДВЕРИ СЕРБСКИЕ»: Интеллектуальный молодежный патриотический проект
Презентация «Дверей Сербских» в СМИ детально продумана – ее цель заключается не только в том, чтобы донести свое мнение, но и в том, чтобы защититься от ложных обвинений. Идеологические противники, в первую очередь из НПО Сороса, пытаются выдать «Сербские двери» за правых клерикалов и экстремистов. На самом деле «Сербские двери» ориентируются на таких исторических деятелей, как святитель Николай Сербский, св. преподобный Иустин Попович, генерал Дража Михайлович, Милош Црнянски, Александр Солженицын. Одно перечисление этих имен показывает, что перед нами – респектабельная консервативно-патриотическая организация, а вовсе не группировка каких-то радикалов.
В 1999 году сербское общество пережило двойную травму – бомбардировки со стороны НАТО и оккупацию Косова, своей исторической колыбели. Тогда многие изменили свое отношение к современному миру и ко всему тому, что идет к нам с Запада. У большинства пропала та наивная вера в его хорошие намерения. Все задавались вопросами: «что дальше» и «что делать». Ответы на тяжелые вызовы, с которыми столкнулся сербский народ, некоторые искали в национальной и православной традиции.
Среди тех, кто пошел по этому пути, оказалась группа студентов Белградского Университета, которая в 1999 г. основала молодежную организацию «Сербский собор Двери». Они объединились, чтобы для общественности, в первую очередь, студентов и молодежи пропагандировать сербские идеи и традиционные ценности. По их мнению, основная причина кризиса, постигшего сербский народ, лежала в области духовной дезориентации современного человека. В экономических и политических реформах нельзя было найти выход, скрывавшийся за духовной и экзистенциальной «ширмой» индивида и народа в целом. Это можно было осуществить только через принятие традиции, возвращение ее и возвращение к ней.
Их «рупором» медиа-коммуникации стала трибуна факультета машиностроения. На сегодняшний день на этом легендарном месте было проведено более 120 лекций (на некоторых из них присутствовало свыше 1000 человек), которые не остались незамеченными для патриотически ориентированной молодежи. Часто там можно было услышать мнение интеллигенции, патриотической оппозиции и всех тех, с чьей позицией мы не могли познакомиться в прозападных СМИ. Итак, эти лекции, наряду с ТВ-передачами (телевидение «Мост», «Палма»), радиопрограммами, сайтами (НСПМ, Двери, Видовдан. орг) и журналами («Печат», «Геополитика»), стали теми редкими местами, где можно было услышать свободную дискуссию.
Помимо лекций на факультете машиностроения «Двери» организовывали их на факультете филологии, а также по всей территории Сербии и за ее пределами. Собрания организовывались по случаю памятных дат, юбилеев сербских личностей. Сербская молодежь проводила ежегодный собор, многочисленные презентации, гуманитарные акции, концерты и другие культурные мероприятия. Темы, которыми они занимаются, базируются на национальной истории, православной традиции и отношений молодежи к вызовам современного постдемократического общества. Они выпускают тематические номера журнала «Двери», как и другие публикации о национальных традициях и христианских ценностях. Кроме этого, их сайт за последние годы был модернизирован и постоянно обновляется. Также отмечено и их вхождение на политическую арену с организацией (при поддержке другими национально-молодежными организациями) первого протеста против провозглашения в одностороннем порядке независимости Косова в 2008 г. рядом с посольством Словении (когда Словения признала сецессию южной сербской области), на котором присутствовало свыше 10 000 человек.
Ядро «Дверей Сербских» – десять человек, из которых можно выделить Бошко Обрадовича, братьев Тврдишич и Владан Глишича. На протяжении многих лет они упорно трудятся и систематически организуют мероприятия. Пройдя через огонь и медные трубы, эти ребята сформировали группу, которая эффективно и организованно воздействует на общество через лекции, журналы, сайты и собственные ТВ-передачи на телевидении Чачка, которые транслируются кабельными сетями по всей стране. Тем самым они продемонстрировали, как группа молодых энтузиастов с ограниченными ресурсами, но с добровольной и организованной работой может достигнуть заметных результатов и добиться влияния среди общественности. Это урок молодым, которые недовольны сложившейся ситуацией в своей среде и обществе: если собрать группу единомышленников и организоваться, подготовить конкретные мероприятия, то можно добиться определенного влияния.
«Двери Сербские» выделяет из ряда других патриотических организаций, кроме исключительно высокого количества мероприятий, ее сетевая структура. Хотя у «Сербских дверей» и есть сотня добровольцев, они в целом делают ставку на налаживание сотрудничества на локальном уровне с уже существующими организациями или активными группами. Такая сетевая организация показала себя очень продуктивной в формировании патриотического сегмента неправительственного сектора в Сербии, который по сути очень слаб, неактивен, имеет любительский характер, не поддерживается в СМИ. К тому же сетевая децентрализованная организация имеет и свои недостатки: нет сильного организационного единства.
Презентация «Дверей Сербских» в СМИ детально продумана – ее цель заключается не только в том, чтобы донести свое мнение, но и в том, чтобы защититься от ложных обвинений. Идеологические противники, в первую очередь из НПО Сороса, пытаются выдать «Сербские двери» за правых клерикалов и экстремистов. На самом деле «Сербские двери» ориентируются на таких исторических деятелей, как святитель Николай Сербский, св. преподобный Иустин Попович, генерал Дража Михайлович, Милош Црнянски, Александр Солженицын. Одно перечисление этих имен показывает, что перед нами – респектабельная консервативно-патриотическая организация, а вовсе не группировка каких-то радикалов.
Какое будущее у этой структуры? Благодаря своим многочисленным мероприятиям, участию в дебатах в СМИ «Двери Сербские» определили себя как православная национальная организация, имеющая свою аудиторию, ее имя уже стало узнаваемо. Удержатся ли они на этом же уровне активности и в этой сфере деятельности, или же будут более открыто заниматься политикой, зависит не только от их амбиций, но и от того, какой им представится шанс на политической арене.