Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/15.1.2010/

Верой, словом и делом

Многие сербы до сих пор свято хранят веру в то, что само существование Сербии будет продолжаться до тех пор, пока в ней сохраняются чудотворные мощи основоположников государства: преподобных Симеона Мироточивого и Стефана Первовенчанного

     

     

     Главными святынями Студеницы являются мощи ее основателя преподобного Симеона Мироточивого, его жены —- преподобной Анастасии Сербской, их сына — преподобно¬го Стефана Первовенчанного. Все они находятся в соборном храме обители. Большая каменная гробница святого Симеона строга и проста, у ее осно¬вания выбит весьма широкий желоб, в который некогда собиралось миро, обильно истекавшее от мощей. Раки со святыми останками преподобных Анастасии и Стефана расположены на солее, по сторонам царских врат. Вот как описывал раку святого Стефана Первовенчанного русский путешественник Е. Л. Марков в 1895 году: «Гроб деревянный, лаковый, с изящной перламутровой инкрустацией старинной работы. Мощи покрыты довольно плохими поношенными пеленами; через небольшое отверстие в них прикладываются к челу сербского царя. На груди его находится драгоценный и очень древний золотой киот с частицами Животворящего Древа Креста Господня, осыпанный каменьями, а в углу гроба насыпана куча денег... Эти дары богомольцев, по старинному обычаю, остаются подолгу в гробнице...»

     В обители собраны частицы мощей многих других угодников Божиих, в том числе святителя Николая Чудотворца. Бесценные сокровища включает в себя монастырская риз-ница. Она начала создаваться одновременно с монастырем и, постоянно пополняемая благочестивыми жертвователями — среди них ведущее место принадлежало правителям сербским, превратилась в удивительный по своему содержанию реликварий. Но проходили годы, которые складывались в десятилетия, а те — в столетия, многочисленные пожары наносили непоправимый урон ризнице. Однако больший вред исходил не от неразборчивого огня, а от тех, кто сознательно являлся в Студеницу с целью грабежа. Иноки, как могли, спасали свои святыни: закапывали, прятали вне стен монастыря. К великому сожалению, древнейшие предметы ризницы, а равно и рукописные книги из библиотеки, не сохранились. В настоящее время среди предметов, находящихся в Студенице, особо ценными являются выполненная в 1627/1628 году ставротека (реликварий), предназначенная для хранения частицы Честного и Животворящего Креста Древа Господня, и рака для мощей святого Стефана Первовенчанного, изготовленная «рукой грешного Антония» по заказу и на средства митрополита Симеона в 1607/1608 году. Великолепные образцы средневеково¬го сербского искусства представляют: кадильница игумена Саввы, созданная неизвестным мастером в 1590/1591 году; украшенное миниатюрами рукописное Четвероевангелие первой половины XVI столетия; Иванова пятихлебница 1630-х годов; шитые покров и плащаница Антония Гераклейского, относящиеся к концу и второй половине XIV века соответственно.

     


     Многие паломники, прибывающие в Студеницу, устремляются к храня¬щейся здесь частице мощей священно-мученика Харалампия.

     Святой Харалампий жил в годы правления римского императора Септимия Севера (193—211 годы после Р.Х.). Угодник Божий, как свидетельствует святитель Димитрий Ростовский, прославился своим подвижничеством и был избран епископом города Магнезии. Епископ Харалампий наставлял людей: «Царь мой Иисус Христос Духом Святым послал апостолов и пророков, дабы люди, вразумившись их святой проповедью, пошли неуклонно путем правды. Ваш же царь Север лютыми муками принуждает людей к приношению жертв бездушным идолам и этим самым предает души их вечной смерти. Иисус Христос, Царь мой, чрез пророков и апостолов передал нам слова небесной жизни. И этой проповедью враг наш изгоняется, змий попирается, неверие претворяется в веру, учение же бесовское погибает, и падает в своем лютом падении вся вражья сила. Итак, должно лучше веровать словам, наставляющим на путь вечной жизни, нежели стоять за дело, причиняющее вечную пагубу».

     

     После таких речей святой епископ был схвачен и представлен на суд к наместнику Лукиану и военачальнику Лукию. Когда Харалампий повторил перед ними свои слова и отказался принести жертву римским богам, со священномученика сорвали одежды и стали истязать его железными крючьями, и так продолжали до тех пор, пока не содрали всю кожу с головы до ног. Святой же Харалампий, весь истерзан¬ный, говорил мучителям: «Благодарю вас, братия, что, исстрогав мое бренное тело, вы обновили дух мой, стремящийся перейти в новую, вечную жизнь». Обоих мучивших его воинов объял ужас, и они сказали судьям: «Бесчестие, наносимое вами сему человеку, обращается ему в честь, а муки — в отраду. Не есть ли он сам Христос? Приняв подобие старца, не пришел ли он в Азию, дабы обратить к себе всех ее жителей? Тело его, терзаемое железными когтями, становится тверже железа, так что когти вбиваются в него, а оно само остается невредимым».

     Лукиан, заскрежетав зубами, воскликнул в ответ: «О, злые рабы и ленивейшие в исполнении повелений! Не делая, что вам приказано, вы еще защищаете осужденного на муки!» Однако воины, мучившие святого Харалампия, изнемогли, наконец, совершенно и стали уже открыто исповедовать и прославлять силу Христову, укреплявшую страдальца. Тотчас же оба были усечены за имя Господне; имена их были Порфирий и Ваптос. Полководец Лукий, встав со своего места и взяв орудие палачей, сам стал мучить святого Харалампия, жестоко терзая все тело его. Но руки его отнялись от локтей, как бы отсеченные мечом, и, прилипши к телу мученика, повисли на нем. Лукий упал на землю и стал взывать: «Сей человек — чародей! Помоги мне, игемон!»

     Наместник, подойдя и увидев висевшие на теле мученика руки своего полководца, плюнул в лицо святого Харалампия, и в это мгновение голова Лукиана повернулась, и лицо его стало смотреть назад. Тогда магнезийцы, объятые великим ужасом, начали молить святого мученика, произнося: «Оставь свой гнев и отврати Божие мщение! Ведь тебе же повелено, чтобы ты не воздавал злом за зло». Святой Харалампий сказал на это: «Жив Господь Бог, в сердце моем нет злобы, а на языке — лести! Вы сами видите, как Христос Бог наказал сих беззаконных начальников, Он же дарует нам и жизнь вечную, а нечестивых — погубит». То¬гда все воззвали к Господу: «Господи, не погуби нас, согрешивших Тебе! Вот Ты ныне, Боже, наказал наших князей, дабы приве¬сти нас к свету и соделать достойными жизни вечной». И уверовало во Христа великое множест¬во народа. Сам Лукий произнес: «Человек Божий, Ангел Господень, помилуй меня, люто страждущего; мои руки отягощают тебя, вися на твоем теле: возврати их на свое место, тогда и ты избавишься от тягости, и я исцелюсь от своего недута, и, если ты это сотворишь, я уверую в твоего Бога». Святой обратился к Богу с искренней молитвой. И вот послышался голос с неба, произносивший: «Харалампий, земной светильник, озаряющий и небо, слуга ангелов, сожитель пророков, друг апостолов, совоин мучеников и Моей беседы достойный, Я услышал молитвы твои и принял слова уст твоих, да будет это моление твое во исцеление сим болящим». И в следующую минуту Лукий и наместник Лукиан исцелились от своих болезней. Лукий, припав к ногам святого мученика, стал просить крещения, какового вскоре и удостоился, а наместник прекратил гонение на христиан.

     Через некоторое время Лукиан отправился к импе¬ратору Северу и рассказал ему обо всем, что произошло в Магнезии. Услышав это, Север, исполненный гнева, воскликнул: «О, вечные боги, опозоренные нечестивыми людьми! Зачем учение этих лживых людей так распространилось на земле?!» И послал он триста бесчеловечных и лютых воинов схватить святого Харалампия.

     Император приказал им сначала предать святого мукам, а потом привести его из Магнезии. Воины, возвращаясь к правителю, повели с собой мученика Христова; они вбили в тело его острый железный гвоздь, в бороду же, довольно длинную, вплели веревку и, обмотав ее вокруг шеи, так и влачили святого на пути к императору.

     Север велел привести Харалампия на беседу.

     — Харалампий, я разгневался и похулил тебя; но, претерпев теперь сие мучение, ты останешься у нас в чести, если только будешь отвечать мне на то, о чем я буду тебя спрашивать. Много ли тебе лет?

     Святой Харалампий отвечал:

     — Много времени провел я в сей суетной жизни: я прожил сто тринадцать лет.

     — Как же, прожив столько лет, —сказал Север, — ты до сих пор не познал бессмертных богов?

     — Прожив много лет, я приобрел и великое знание: познав Христа — Единого Истинного Бога, я и уверовал в Него.

     Император спросил его, имеет ли он жену или нет.

     Святой отвечал:

     — Я стяжал себе Небесную Деву, то есть царство Христа моего; на земле же не имел жены.

     — А умеешь ли ты воскрешать мертвых?

     — Это не во власти человеческой, но во власти Христовой.

     Север велел привести человека, уже долгое время одержимого злым духом; тридцать пят лет диавол мучил этого человека: желая погубить его, дух злобы то гонял несчастного по пустыням и горам, то ввергал в дебри, болота и расселины земные. Когда человек этот был близко подведен к святому, то, обоняя благоухание, исходившее от него, тотчас же воскликнул: «Молю тебя, раб Божий, не мучай меня прежде времени! Но повели словом, чтобы я вышел, и, если хочешь, я тебе скажу, как вошел в сего человека».

     Святой согласился, и диавол рассказал следующее: «Этот человек хотел обокрасть ближнего, но он сказал сам себе: если я сначала не убью наследника его, то не в состоянии буду захватить его богатства, и, убив ближнего, уже хотел восхитить его наследство; увидев его в таковом состоянии, я вошел в него и вот уже тридцать пять лет как обитаю в нем». На это святой Харалампий сказал диаволу: «Выйди из сего человека и не причиняй ему больше никакого вреда». И диавол оставил его, и бесноваты стал здоровым.

     Наблюдавший исцеление император воскликнул: «Поистине велик Бог христиан!» А спустя три дня умер некий юноша. Север приказал принести мертвеца к себе и сказал святому Харалампию: «Помолись своему Богу, да воскреснет сей мертвец». Святой, помолившись, воскресил мертвого, и уверовало много народа во Христа; сам император удивлялся, видя таковые чудеса.

     


Комментарии (1)