Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/20.1.2010/

Вхождение в Евросоюз не будет возвращением в Эдемский сад



     

     По случаю праздника Христова Рождества епископ Рашско-Призренский и Косовско-Метохийский АРТЕМИЙ (Радосавлевич) беседовал с журналисткой Еленой Тасич из сербского ежедневного издания «Данас». Владыка Артемий, в 2010 году отмечающий пятидесятилетие пребывания в монашеском звании, из которых 19 лет провёл, предводя епархию Рашско-Призренскую, говорит о положении на Косове и в Метохии, миссии Церкви в южном сербском краю, её роли в процессе европейского объединения, о предстоящих выборах нового Первоиерарха Сербской Православной Церкви...

     

     Хотя сербские монастыри и церкви на Косове и в Метохии последние четыре месяца и жили без электричества, Рождество всё-таки не встретят во мраке. Можно ли проблему снабжения обителей и храмов Рашско-Призренской епархии решить окончательно, учитывая, что Правительство Сербии образовало специальную рабочую группу по вопросу снабжения электроэнергией косовско-метохийских сербов, сообщается о переговорах с влиятельными западными посольствами в Приштине, а Вы обращались и к Министерству по делам Косова и Метохии, и к Священному Архиерейскому Синоду?

     

     Рождество Христово – это праздник света и духовной радости. Его никогда не встречают во мраке, каковы бы ни были внешние условия. Согласно нашей вере православной, существует вещественный свет, имеющий различные источники, однако, существует и невещественный, или духовный свет, который никакая тьма и мрак не могу одолеть, ни превозмочь. Наши церкви и монастыри на Косове и в Метохии встретят Рождество и в этом году осиянны сим духовным светом, исходящим от Солнца правды, как часто в церковных песнопениях называется Господь наш Иисус Христос. И свет во тьме светится, и тьма его не объят, говорится в Евангелии от Иоанна (1:5). Что же до вещественного света – электрического, – то и тут после четырёх месяцев нашлось некое решенье. Электричество будет на Рождество во всех храмах и монастырях. После многократного обращения и долгого ожидания, что нам наша держава Сербия поможет разрешить возникшую проблему, мы поступили по совету Священного Архиерейского Синода. Путём переговоров с посредниками между нами и косовской энергетической корпорацией дошли до решения: без подписания каких бы то ни было договоров оплачиваем потреблённую электроэнергию через банк, который играл бы роль посредника. Мне неизвестно, чтобы Правительство Сербии сформировало особую рабочую группу по вопросу снабжения электричеством сербов на Косове и в Метохии, потому и не могу это комментировать, как и то, что сообщалось о переговорах с влиятельными западными посольствами в Приштине. С западными посольствами в Приштине у нас нет никаких контактов, так как это представительства стран, признавших незаконно и в одностороннем порядке провозглашенное так называемое независимое Косово.

     

     
Согласие на раздел Косова и Метохии – государственная измена


     

     Как Вы прокомментируете заявления, что после положительной оценки Международного суда Справедливости в Гааге о возможности новых переговоров по Косову и Метохии, Белград мог бы поставить вопрос о разделе южного сербского края?

     

     С подобными заявлениями я не знаком и не могу их комментировать. Замечу лишь: согласие на раздел Косова и Метохии явилось бы актом государственной измены, вне зависимости от того, кто бы на это согласился, так как это было бы попранием Основного Закона Республики Сербии, сознательным нарушением её территориальной целостности и суверенитета. Я бы спросил: от какой же части Косова и Метохии мы можем отречься? Если Косово и Метохия – сердце Сербии, а это так и есть, – как тогда можно часть сердца подарить кому бы то ни было, и при том не поставить под вопрос выживание целого организма – Сербии? Вообще же, на Косове и в Метохии буквально на каждом шагу сербские православные святыни – 1300 церквей и монастырей! – потому это и есть святая сербская земля. Чем мы смогли бы и посмели из этого пожертвовать, не почувствовав своей неправды и ответственности, как перед нашими святыми предками, так и перед потомками, которых таким образом лишили бы их духовного самоопределения?

     

     
Народ дезориентирован


     

     Создаётся впечатление, что об обыденной жизни сербского населения на Косове и в Метохии вне автономного края известно мало. Как обычный человек чувствует себя между неопределённой политикой Белграда, самопровозглашённой косовской независимостью и присутствием разнообразных международных сил: Еулекса, представителей Евросоюза и международного гражданского Представителя, КФОРа, остатков Миссии ООН?

     

     Я не согласился бы с утверждением, что об обыденной жизни сербского населения на Косове и в Метохии мало известно вне автономного края. Об этом написано множество книг, статей, публикаций, снято много документальных фильмов, многочисленные делегации посетили и объехали Косово и Метохию, так что каждый, кому до этого есть дело, мог узнать, что здесь происходит вот уже свыше десяти лет. Что ответить на вопрос, как обычный человек чувствует себя на месте событий? Люди ощущают себя дезориентированными между неопределённой и непоследовательной политикой Белграда, самопровозглашённой косовской независимостью и различными видами международного присутствия. Все наличные международные факторы – Еулекс, КФОР и прочие – служат единственной цели: поддержать и укрепить «независимое Косово», так как в этом заключается позиция и политическая воля их правительств. Никому из них нет дела до истины и прав человека на Косове и в Метохии, тем более – до защиты сербов.

     

     Отслеживает ли Епархия Рашско-Призренская данные об отселении и рождаемости и чем ещё, кроме организации благотворительных домовых кухонь, Церковь может помочь выживанию сербов на Косове и в Метохии?

     

     Да, конечно, отслеживает, но на местном уровне. Каждый священник всегда знает, когда и кто из его прихода выбыл, когда кто умер и когда кто-то родился. К сожалению, у нас нет службы, которая все эти данные собирала бы, систематизировала, научно отслеживала и обрабатывала. Для этого требуется специальная исследовательская группа и значительные материальные средства, чем Епархия не располагает. Наша епархия действует соответственно своим возможностям. Она организовала народные кухни в местах наиболее высокой угрозы для существования сербов, так как считает это самым жизненно необходимым вопросом. Требовалось найти способ и средства для помощи биологическому выживанию оставшегося сербского населения в этих краях, в чём мы, слава Богу, покамест преуспели. Как ещё Церковь может помочь выживанию сербов на Косове и в Метохии? Много может и много делает, как в духовном, так и в любом другом смысле. Сколько, к примеру, средств роздано людям в беде за эти десять лет... Не говоря уже о помощи народу продуктами питания, одеждой и обувью, что многочисленные благотворители осуществили через Епархию. Притом, и всякое доброе и тёплое слово, всякий совет, готовность выслушать чью-то скорбь, всё это приношение Церкви ради существования сербов на этих землях.

     

     
Миссия Церкви


     

     В виду “специфических проблем и многолетнего изнурительного напряжения, проистекающего из положения и условий, в которых приходится жить и работать в обстановке оккупации, гонений и истребления Сербства“, Епархия недавно обратилась к сербам в Отечестве и рассеянии с воззванием о помощи для обезпечения более полной и всесторонней деятельности Епархии. Что входит в сферу этой миссии? Существует ли опасность, что обращение не найдёт доброго отклика в обществе из-за тяжёлой экономического и социального положения в Сербии, а также и утверждений в прессе, что власть в Белграде, якобы, недовольна образом использования государственных средств Епархией?

     

     Из всего мною сказанного о том, что Епархия делает для сербского народа на Косове и в Метохии, ясно, почему мы обратились к нашему народу в Отечестве и рассеянии, как и то, для какой деятельности эти средства необходимы. Здесь мог бы только ещё напомнить о разрушенных и уничтоженных 150 храмах и монастырях, свыше десяти лет лежащих в развалинах. Их нужно восстанавливать и эти кровоточащие раны лечить. Мы отдаём себе отчёт в тяжёлой экономической и социальной ситуации, как в Сербии, так и во всём мiре, но также ясно, что обращение – не предписание или требование, накладывающее обязательства, но просьба, на которую отзываются те, кто может и хочет. Таковых немало и в Сербии и по всему свету. Захотят ли они и в какой мере отозваться, дело их доброй воли и чувства. На это мы и не могли бы никоим образом повлиять. Мы также знаем и о той злонамеренной клеветнической кампании травли и науськивания, время от времени проявляющейся в СМИ, по поводу “недовольства властей и многих других в Белграде образом использования государственных средств Рашско-Призренской епархией” и что поэтому и наше воззвание может найти плохой приём у общественности. Однако, это нам не помешало продолжать выполнять свой долг, заботясь о находящемся под угрозой сербском народе на Косове и в Метохии. Всё, что получаем от сербского государства через Министерство по делам вероисповеданий или от других донаторов, мы расходуем по предназначению и о том регулярно оповещаем компетентные органы. Несмотря на это, многие наши проекты, планы и потребности остаются нереализованными, потому что нам, вероятно, под влиянием той грязной пропаганды, сокращена требуемая и необходимая помощь. Мы пытаемся возместить её недостаток этим Обращением.

     

     Каким образом Сербская Православная Церковь, Епархия и Синод, думает решить проблему защиты косовско-метохийских монастырей в виду уменьшения сил КФОРа: Испания уже отозвала своих военных, то же собираются сделать Греция и Италия, а косовская полицейская служба намерена, в соответствии с планом Мартти Ахтисаари, взять на себя заботу о сербских святынях. Говорилось ли об этом с властями в Белграде?

     

     Что Священный Архиерейский Синод думает по этому поводу, мне неизвестно. Мы в Рашско-Призренской и Косовско-Метохийской епархии твёрдо держимся Резолюции СБ ООН № 1244, по которой единственно КФОР отвечает за безопасность на Косове и в Метохии, и не принимаем услуг КПС. На это есть две причины. Первая: мы знаем, что в рядах КПС есть члены бывшей преступной Освободительной армии Косова. Вторая: КПС является органом самопровозглашённого и для нас несуществующего государства «независимое Косово». Но следует сказать, что Епархия и сербы на Косове и в Метохии не могут препятствовать КПС «как бы охранять» и наши святыни, патрулировать возле них, держать под надзором... Я считаю, что здесь несут ответственность те, кто принял и благословил приход Еулекса на Косово и в Метохию, чтобы провести в дело план М. Ахтисаари, так как в этом контексте передаётся и компетенция и ответственность за безопасность с КФОРа на КПС.

     

     
Кандидатура и Святосаввие


     

     Сербия подала заявку на получение статуса кандидата на членство в ЕС. Что это значит, по Вашему мнению, для решения косовского вопроса?

     

     Только новый капкан и ничего больше.

     

     Должна ли, как многие считают, Церковь высказываться по поводу вхождения Сербии в ЕС? Как бы Вы прокомментировали тот факт, что отношение Сербской Церкви к процессу европейского объединения по-разному оценивается общественностью: от точки зрения, что руководство Церкви настроено к евроинтеграциям скептически, до утверждения, что оно подчинилось требованиям светских властей?

     

     В любом случае должна высказаться, ведь от этого зависит успех её духовной миссии в православном народе сербском. Через европейские интеграции стараются изменить духовное определение нашего, по самой своей сути, православного народа, чтобы евангельские и духовные ценности заменить «общеевропейскими ценностями», которые, в основном, являются антиевангельскими и языческими; чтобы вместо Святосаввия возобладал еретический экуменизм и безбожный глобализм. Вхождение в Европу – не возвращение в Эдемский сад, а вступление в кошмар, в котором нас не станет. Различие отношения отдельных членов Сербской Православной Церкви к процессу европейского объединения можно понять и объяснить лишь на основании личной свободы индивидуума, в том числе и епископа, и его духовного настроения.

     

     Как бы Вы определили Святосаввие, ведь многим вне СПЦ неясно, что в нём столь специфично по отношению к Православию и Христианству вообще?

     

     В двух словах, Святосаввие ничем не отличается от Православия, как и Православие ничем не отличается от Христианства. Ибо истинное Христианство именно и есть в Православии и Святосаввии. Вне этого его и не существует. Святой Владыка Николай (Велимирович) в предисловии к книге «Святосаввие как философия жизни» преподобного отца Иустина (Поповича) Челийского, дословно говорит: „Святосаввие есть ничто иное, как Православное Христианство сербского стиля и опыта, выраженное в богоугодных личностях, в первую очередь, в святом Савве Неманиче“. Термин святосаввие берёт своё начало в наше время из среды молодых профессоров и студентов белградского Богословского факультета и уже вошёл в общее употребление у сербов. Но в этой книге о. Иустина Святосаввие впервые представлено в виде системы как полная и самодостаточная философия жизни: „Святой Савва – мудрейший и величайший сербский философ“. Важно, что понятие Святосаввия ясно и понятно тем, кто себя ощущает православными сербами, потомками и последователями святителя Саввы, нашего духовного отца, учителя и просветителя.

     

     После полувекового монашеского опыта как Вы оцениваете пройденный путь и насколько в наше время трудно быть епископом и заботиться о духовном спасении народа?

     

     Пятьдесят лет рассматривается как «золотой юбилей» некоего события. Я благодарен Богу за то, что Он позволил мне до этого дожить. Этот свой путь вижу как труд и подвиг в совершении воли Божией. По милости Божией, вот уже скоро целых 19 лет я нахожусь во главе богоспасаемой Епархии Рашско-Призренской, быть может, в самое тяжёлое время её долгой истории. Быть епископом Церкви Божией всегда было и сегодня продолжает быть трудной и ответственной должностью, требующей сознательного и самоотверженного труда на службе Богу и народу. В этой службе опорой и поддержкой является сам Пастыреначальник и Подвигоположник – Первый Пастырь, положивший основание всякому подвигу, – Господь Иисус Христос, обещавший своим ученикам быть с ними до скончания века, как говорится в Евангелии от Матфея (28:20).

     

     
Самое мрачное язычество


     

     Что Вы подразумеваете под «общеевропейскими ценностями» и почему они противопоставлены евангельским ценностям, коль скоро Церковь настаивает на христианских корнях Европы?

     

     Здесь всё то, что современная Европа предлагает человеку и человечеству вместо Христа Господа и Его святого Евангелия. Итак, по порядку, хоть несколько шагов. Демократия, понимаемая по-западному: право насильственного навязывания своих принципов, понятий, веры...; борьба за «права человека=меньшинств», под чьим лозунгом навязывается «толерантность» и пропаганда всякого греха и беззакония, вплоть до «парада гордости»; права на безнаказанные бомбометания и истязания других народов под видом гуманизма, как это было с натовскими бомбардировками Сербии, принуждение с помощью силы к демократии в Ираке, Афганистане...; принудительное объединение всех христиан – экуменизм, глобализм... Можно перечислять без конца и края. Все эти «ценности» по самой своей сути противоположны евангельским ценностям по той простой причине, что Европа отреклась от живого Богочеловека Господа Иисуса Христа и погрузилась в самое мрачное язычество. Чего только Европа теперь не обожает, чего только не провозгласила за своё божество, которому усердно кланяется и безоговорочно служит. Европа некогда имела христианские корни, пока православно веровала и исповедала Богочеловека Христа своим Богом и Спасителем. Погрязнув в ереси папизма и протестантизма, Европа отторглась от своего христианского корня и отправилась служить человеческой похоти и человеческому разуму. Для неё нет спасенья, доколе через покаяние не возвратится к своим христианским корням, хранимым и сохранённым в святой Церкви Православной. Чем скорее это сделает, тем лучше для Европы и для целого света.

     

     
Нужен Патриарх, готовый вести Церковь по святосаввскому пути


     

     В год, когда исполняется 80 лет с обновления Сербской патриархии, Священный Архиерейский Собор СПЦ должен избрать 45-го патриарха. Каковы, по Вашему мнению, главные приоритеты и задачи СПЦ сегодня и какой Предстоятель ей нужен?

     

     Здесь по сути нечему меняться. Главные приоритеты и задачи Сербской Православной Церкви сегодня те же и останутся таковыми, каковы веками были: душепопечительство вверенной паствы и хранение Богом данной веры православной в неизменном и неповреждённом виде. В веках первоиерархи Церкви сменяли друг друга, а Церковь всегда оставалась тем, что её основатель и её глава Господь Иисус Христос от начала в основание Церкви заложил. Какой предстоятель СПЦ сегодня нужен? Такой и тот, кто будет в состоянии непоколебимо вести Церковь к осуществлению её миссии в роде сербском, имеющий такое настроение и готовый предводить Сербскую Православную Церковь на святосаввском пути. Веруем, что такового Бог укажет и на престол святителя Саввы возвысит.

     

     Ожидаете ли Вы после выбора нового патриарха перемен в отношении Церкви к косовско-метохийской проблеме и как прокомментируете заинтересованность некоторых западных посольств в возможных «кадровых перестановках» в руководстве Епархии Рашско-Призренской?

     

     Желали бы, чтобы это отношение было лучшим, более конкретным и корректным, основанным на принципах веры и церковных канонах. «Заинтересованность» же отдельных западных посольств в возможных «кадровых перестановках» в руководстве Епархии Рашско-Призренской оцениваем как недопустимое вмешательство сил и князей мiра сего в жизнь Церкви. Надеемся, что такая их «заинтересованность» не найдёт опоры и поддержки в кругах Сербской Православной Церкви.

     

     

     ПРИЛОЖЕНИЕ

     
ОБРАЩЕНИЕ ЗА ПОМОЩЬЮ,

     епархии Рашско-Призренской и Косовско-Метохийской


     

      Епархия Рашско-Призренская и Косовско-Метохийская вынуждена обратиться к сербскому народу в Сербии и рассеянии за помощью.

      Многолетнее изнурительное напряжение, проистекающее из положения и условий, в которых приходится жить и работать, всё более затрудняет деятельность Епархии и осуществление её главных задач.

      Помощь, направляемая в предшествующие годы епархии Рашско-Призренской, удовлетворяла многочисленные насущные потребности сербского народа на Косове и в Метохии, способствовала делу Миссии Епархии в обстановке оккупации, гонений и истребления Сербства.

      Обстоятельства, однако, становились всё тяжелее, экономическое положение всё слабей, способность отвечать растущим нуждам во всё более сложном окружении снижалась.

      Трудности, с которыми в повседневной работе сталкивается епархия Рашско-Призренская, во многом своеобразны и единственны в своём роде; требуют особого подхода, привлечения специалистов и экспертов разных отраслей, учреждения органов, способных адекватно отвечать на растущие и часто неожиданные вызовы в постоянно ухудшающихся условиях.

      Мы не забываем помощи, которую в предыдущие годы Епархии оказывало Правительство Республики Сербии.

      Однако теперь всего этого становится крайне недостаточно, и нет возможности покрыть основные потребности деятельности епархии Рашско-Призренской.

      Таким образом, Епархия вынуждена обратиться к сербскому народу в Отечестве и рассеянии, – соответственно возможностям во времена сегодняшнего кризиса, приложить дополнительные усилия и оказать помощь для обезпечения более полной и всесторонней деятельности Епархии.

     

     

Епископ Рашско-Призренский и Косовско-Метохийский

     +АРТЕМИЙ



     

     Текст данного обращения с подробными инструкциями опубликован на сайте Епархии по адресу: http://www.eparhija-prizren.com/pomoc

     В Сербии материальную помощь можно направить на счёт в Коммерческом Банке.

     Для жителей других государств приводим реквизиты валютных счетов в евро и долларах США по отдельности.

     

     ДЛЯ ПЕРЕВОДА ДЕНЕГ В ЕВРО

     

     INSTRUCTION FOR CUSTOMER TRANSFERS IN EUR

     

     Intermediary Bank / Correspondent Bank

     

     SWIFT – BIC: DRESDEFF

     Name: DRESDNER BANK AG

     City, Country: FRANKFURT AM MAIN, GERMANY

     

     Account with institution / Beneficiary’s Bank

     

     SWIFT – BIC: KOBBRSBGXXX

     Name: KOMERCIJALNA BANKA A.D. BEOGRAD

     Street: SVETOG SAVE 14

     City, Country: BEOGRAD, REPUBLIC OF SERBIA

     

     Beneficiary

     

     IBAN/ Account Number: RS35205007390001724039

     Name: EPARHIJA RAŠKOPRIZRENSKA I KOSOVSKOMETOHIJSKA

     Street: GRAČANICA

     City, Country: 38205 GRAČANICA, REPUBLIC OF SERBIA

     

     

     ДЛЯ ПЕРЕВОДА ДЕНЕГ В ДОЛЛАРАХ США

     

     INSTRUCTION FOR CUSTOMER TRANSFERS IN USD

     

     Intermediary Bank / Correspondent Bank

     

     SWIFT – BIC: AEIBUS33

     Name: AMERICAN EXPRESS BANK, LTD

     City, Country: NEW YORK, NY, UNITED STATES

     

     Account with institution / Beneficiary’s Bank

     

     SWIFT – BIC: KOBBRSBGXXX

     Name: KOMERCIJALNA BANKA A.D. BEOGRAD

     Street: SVETOG SAVE 14

     City, Country: BEOGRAD, REPUBLIC OF SERBIA

     

     Beneficiary

     

     IBAN/ Account Number: RS35205007390001724039

     Name: EPARHIJA RAŠKOPRIZRENSKA I KOSOVSKOMETOHIJSKA

     Street: GRAČANICA

     City, Country: 38205 GRAČANICA, REPUBLIC OF SERBIA