До Угара на Фрушкой Горе над Врдником ведет крутая и непролазная тропа шириной едва в полметра, а сам путь длиной почти в километр. Практически на самой вершине, на малюсеньком участке в девять ар располагается единственный мужской монастырь зилотов в Сербии. Само слово «зилот» в переводе с греческого означает ревнитель или тот, кто ревностен, то есть чему-то полностью посвящен. Для Сербской Православной Церкви зилоты отступники, тогда как они утверждают, что СПЦ, соглашаясь на экуменизм и диалог с другими, в первую очередь христианскими церквями, отказалась от исходного догмата о единой святой и соборной апостольской церкви.
- Персонифицированный во Всемирном совете церквей, одетый в мантию диалога и толерантности, экуменизм для нас ересь и означает поддержку новой глобальной религии, которую диктует новый мировой порядок, с чем мы никогда не смиримся, - объясняет непоколебимо уверенным голосом иеромонах Нектарий, настоятель монастыря на Угаре.
Сам монастырь или «Метох (приход) святогорского монастыря Эсфигмен» как написано на входе в него представляет собой маленькую церковь, разместившуюся в перестроенном подвале бывшей дачи, трапезной на ее первом этаже и четырех достроенных монашеских келий. Монастырь Эсфигмен – центр зилотского движения населен сотней монахов, тогда как на Фрушкой Горе их всего трое. Кроме Нектария, бывшего белградца, здесь Максим из Батайницы и Зосима, приехавший из Папрачи в Республике Сербской.
Кроме отношения к экуменизму между СПЦ и зилотами, как утверждает иеромонах Макарий, нет других существенных различий. Правда, как и в Эсфигмене на входе в монастырь на Угаре развевается черный флаг с лозунгом «Православие или смерть». Томислав Иванович, в монашестве иеромонах Нектарий утверждает, однако, что это не милитаристское заявление.
- Это подтверждение нашей непоколебимой решимости отдать жизни за православную веру, - объясняет он.
Зилотское движение, как рассказывает собеседник «Новостей» до недавнего времени имело «апостольскую преемственность» или формальную связь с Русской зарубежной церковью. Оттуда и в самой церкви и в трапезной ряд портретов царской семьи Романовых, генерала Петра Врангеля, который и основал эту церковь в наших Сремских Карловцах, портреты епископов Русской Православной Церкви за рубежом… После ее объединения с Русской Православной Церковью эта связь, однако, была прервана.
- Мы по-прежнему связаны с Греческой старокалендарной церковью, а сейчас и с бывшей Русской катакомбной церковью, которая в течение всех десятилетий большевизма действовала в России, - рассказывает Нектарий.
Хотя их «святилище» существует с 1996 года в самом Врднике монахов с Угара по-прежнему чаще всего воспринимают как отступников и сектантов, называя их иногда даже лесными волками!
- Хотя они и не агрессивны и обычно неприметно проходят через село и приходят только чтобы что-нибудь купить, ясно, что речь идет о людях, которые отреклись от принципов нашей веры и их влияние в народе очень, очень мало – рассказывает местный житель Богдан О.
Есть, однако, и те, кто открыт по отношению к зилотам, которые за эти годы все-таки стали часть. Повседневной жизни Врдника.
- Я хожу на Угар, особенно на их славу, Святых Кирилла и Мефодия, - рассказывает Слободанка Дж. Из Старой Колонии, части Врдника, ближайшей к монастырю зилотов. – Тогда собирается много людей от интеллектуалов до простого народа. Вопреки всему я считаю, что нельзя быть непримиримым ни к чьим убеждениям, в том числе и их.
Кроме мужского, в Сербии есть и женский зилотский монастырь. Он располагается в Микольском Камне на Кучевских горах, недалеко от Бора. В нем, по словам иеромонаха Нектария сейчас десять монахинь и две послушницы.
Для СПЦ зилоты – завезенная отступническая секта, а их сторонники – самозваные монахи. «»Недавно появившись среди сербов, сначала на Святой Горе, а потом и в Сербии группка самозваных монахов «зилотов», которые сами себя называют «истинно православными христианами» а в сущности завезенная секта греческих «старокалендарников», что на земле Сербской Православной Церкви представляет собой бессмысленную вещь, так как Сербская Церковь живет по старому календарю и это как говорят в народе «напрашивание на неприятности», - пишет о них епископ Атанасий Евтич.