Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/14.12.2004/

Резьба по дереву



     

      Резьба по дереву имеет в Македонии давние традиции. Об этом свидетельствует множество работ, выполненных несколько веков назад, которые сохранились в церквах и монастырях. Обычно это произведения анонимных авторов, отмеченные исключительной художественной выразительностью и высоким уровнем мастерства.

      Иконостасы церкви Святого Спаса в Скопье и Бигорского монастыря в окрестностях Дебара являются подлинными шедеврами художественной резьбы. Они выполнены в первой половине XIX века мастерами артели, которую возглавляли Петар Филиповски, по прозвищу Гарка, его брат Марко и Макарие Фрчковски из села Галичник.

      Иконостас церкви Святого Спаса в Скопье (1819 —1824 гг.) — одно из известнейших в мировом искусстве произведений художественной резьбы по дереву. По своим размерам (двухъярусный, длиной 10 метров) это не самый большой иконостас в Македонии. Но он значительно превосходит все другие мастерским исполнением, великолепной композицией и богатством растительного, животного и геометрического орнамента. Виртуозно используя фактуру древесины ореха, резчики создали композиции, иллюстрирующие священное писание, которые тем не менее удивительно напоминают сцены из повседневной жизни. Некоторые фигуры даже «одеты» в национальную одежду жителей края, откуда резчики родом.

      Иконостас церкви Бигорского монастыря (1830—1835 гг.) значительно больше по размерам, чем иконостас в Скопье (он — трехъярусный). Его резьба гораздо тоньше, и потому он считается лучшей работой артели Филипповского. Также как и резные престолы митрополита и игумена из той же церкви иконостас отражает блистательное совершенство македонской художественной школы резьбы по дереву и мастерство ее лучших представителей. Резчики оставили на иконостасе свои портреты.

      По манере исполнения иконостасы церквей Святого Спаса и Бигорского монастыря стилистически близки работам афонских резчиков. Отсюда барочные веяния, получившие в творчестве миякских мастеров своеобразную интерпретацию.

     


Комментарии (1)