Два года с момента принятия Ассамблеей Косова декларации о независимости этого сербского края от Сербии - достаточный срок для того, чтобы понять смысл западного геополитического проекта. Главный вывод: для архитекторов косовской «независимости» день 17 февраля 2008 года стал исходной точкой масштабной перекройки карты Европы, цель которой - окончательное расчленение исконных сербских территорий, вытеснение с Балкан России и создание в юго-восточной Европе опорной базы НАТО. Кроме того, поддержка албанских сепаратистов и боснийских мусульман позволяет Соединённым Штатам более активно действовать в Ираке, Афганистане, Пакистане и потенциально в Иране, отводя от себя обвинения в антиисламском курсе. Единственной силой на Балканах, способной противодействовать этой стратегии, напрямую угрожающей геополитическим интересам России, по-прежнему выступают здоровые патриотические силы на сербской политической сцене.
Что удалось добиться в Косове архитекторам «нового мирового порядка» за истекшие два года, и в чём их планы не вполне осуществились? Прежде всего, были блокированы попытки Сербии оказать более внятное сопротивление становлению косовского псевдогосударства. Как подчеркивал в беседе с автором этих строк заместитель председателя оппозиционной Сербской радикальной партии и руководитель её фракции в Народной Скупщине Драган Тодорович, «нынешние власти Сербии продолжают сотрудничать с теми, кто разрушает наше государство. Официальный Белград упустил много возможностей для укрепления своего положения в вопросе о Косове и Метохии. Наш самый сильный аргумент изначально заключался в наличии резолюции Совета Безопасности ООН № 1244 от 10 июня 1999 года, требующей уважать наш государственный суверенитет и территориальную целостность. Но вместо того, чтобы настаивать на строжайшем выполнении этого документа и постепенно продвигаться по пути возвращения Косова в конституционный порядок, наши власти в обход данной резолюции позволили Европейскому Союзу вмешаться в дела Косова, хотя он не имеет никакого права там присутствовать. Несмотря на то, что план спецпосланника генсека ООН Мартти Ахтисаари, предусматривавший предоставление Косову поднадзорной независимости, не был принят Советом Безопасности ООН, сербские власти согласились на размещение в Косовском крае гражданско-полицейской миссии ЕС. А эта миссия преследует единственную цель – реализовать «план Ахтисаари» и создать новые институты государства Косово. Мы потеряли много времени, надеясь на то, что сможем достичь своих целей лишь дипломатическими методами, в частности, рассчитывая на Международный суд ООН в Гааге. И уже больше года сербская дипломатия все свои силы направляет на обеспечение нужного решения данного Суда, хотя оно будет прежде всего политическим, а не правовым, и потому явится очередным поражением Сербии».
В пространном интервью, посвященном второй годовщине независимости косовского псевдогосударства, сербский министр иностранных дел Вук Еремич объявил «самым большим успехом» своего ведомства за истекшие два года то, что удалось «сохранить мир и стабильность в регионе вопреки дестабилизирующему влиянию приштинских властей». Однако при всем уважении к дипломатичности господина Еремича, не стоит забывать, что борьба за мир и стабильность на Балканах и борьба за сербское Косово – не одно и то же. Впрочем, осторожность главы МИД Сербии становится понятнее, если вспомнить грозное предупреждение, вынесенное на днях в его адрес западными странами-членами международной Контактной группы по Косову. Дипломатическая нота, подписанная представителями США, Великобритании, Германии, Франции и Италии, требует от Вука Еремича в ближайшие месяцы «не так резко высказываться о Косово». В документе говорится буквально следующее: «Мы до сих пор терпели агрессивные высказывания Сербии насчет Косово, потому что полагали, что со временем этот вопрос можно будет снять с повестки дня. Наши партнеры в Белграде сообщили нам, что заявления министра Еремича о Косово были нацелены на защиту президента Тадича от нападок сербских националистов, а инициатива обратиться в Международный суд ООН за консультацией по законности декларации о независимости Косово была лишь маневром, с помощью которого можно было бы вывести косовский вопрос из списка политических проблем в Сербии. Все это, похоже, оказалось неправдой, и Косово остается для Сербии важной политической проблемой». Как видим, западные партнёры нынешних сербских властей невольно раскрыли секрет Полишинеля, состоящий в том, что вся предыдущая политико-дипломатическая активность Белграда на косовском направлении была заранее согласована с США, ЕС и НАТО и преследовала целью обман собственного общественного мнения. Так что же удивляться нынешним манёврам Вука Еремича!
Однако вернёмся к итогам последнего косовского двухлетия. Помимо дипломатического признания со стороны 65-ти из 192-х государств-членов ООН, Косову за этот период удалось стать членом двух влиятельных международных финансово-экономических организаций – Всемирного банка и Международного валютного фонда. Это позволяет косовским властям принимать полноценное участие в дискуссиях и рассчитывать на масштабные займы и кредиты. С 1999 года до настоящего времени Приштина только по официальным каналам получила от международных доноров порядка 4 млрд. евро. Краевое правительство настаивает на еще большем содействии, хотя и без того донорские вливания составляют 15% валового внутреннего продукта Косова. Косовский министр финансов Ахмет Шаля уже заявил, что рассчитывает на зарубежные средства для наполнения текущего бюджетного дефицита. Дипломатический представитель Италии (одного из крупнейших доноров косовской экономики) в Приштине Майкл Джиффони в сердцах отреагировал в том смысле, что международной помощи «будет недостаточно для того, чтобы разрешить экономические проблемы и дать старт реальному прогрессу этой страны». «Необходимо разорвать этот порочный круг зависимости от внешней помощи», - говорит итальянский дипломат, однако даже он не в силах объяснить, на что ещё может опираться сегодняшняя косовская экономика, кроме денег Еврокомиссии, МВФ и Всемирного банка и доходов от криминального бизнеса.
Третий относительный успех албанских властей Косова и их западных кураторов – это раскол, проявившийся к концу 2009 года в рядах косовских сербов. В то время, как на муниципальных выборах в ноябре-декабре сербская явка на севере не превышала 1%, сербы в изолированных анклавах на остальной территории Косово голосовали более активно – с явкой до одной трети. Кроме того, ряд сербских лидеров во главе с руководителем Сербского движения сопротивления Момчило Трайковичем призвали своих соплеменников отказаться от бойкота сепаратистских органов власти, назвав участие в выборах (и, соответственно, в созданных по их итогам муниципальных советах) «меньшим из зол». Не добавила оптимизма борцам за сербское Косово и неоднозначная отставка архиепископа Рашко-Призренского Артемия. Однако в целом косовские сербы по-прежнему остаются одним из главных балканских оплотов сопротивления «новому мировому порядку».
Вот с таким багажом подошли участники косовской геополитической партии к нынешнему рубежу. Все вышеизложенное позволяет прогнозировать значительную активизацию действий Запада по достижению пока ещё не достигнутых целей. Это, прежде всего, окончательная дезорганизация сербского сопротивления и обеспечение согласия правящей этилы в Сербии на независимость Косова в обмен на обещания ускоренного приёма в Евросоюз. Непосредственно в Косове албанские сепаратисты, миссия ЕС и натовские силы КФОР попытаются осуществить молниеносную силовую операцию по взятию под контроль северных районов края. После решения этих задач ставка будет сделана на дальнейшее раздробление Сербии по линии Воеводина – Санджак - Прешевская долина с одновременным разыгрыванием албанской карты в соседних балканских государствах. Реализация данного плана может быть сорвана или реально заблокирована лишь в случае коренных изменений на внутриполитической сцене Сербии и тесного взаимодействия сербского населения и военно-политических структур Северного Косова, боснийской Республики Сербской и самой Сербии при одновременном более активном вовлечении России в геополитические процессы на Бакланах.
_______________
Петр Ахмедович ИСКЕНДЕРОВ - старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель газеты «Время новостей» и радиостанции «Голос России».