Миссия Международного валютного фонда (МВФ), возглавляемая Альбертом Егером, пробыла в Белграде с 8 по 23 февраля. Целью миссии было осуществление регулярного контроля исполнения договора между МВФ и Сербией, заключенного в первой половине 2009 года. В случае если отчет миссии будет носить положительный характер, Сербии будет выплачена третья часть кредита (одобренного в первой половине 2009 года), составляющая 350 миллионов евро. Еще до начала переговоров с МВФ заместитель председателя правительства Сербии Божидар Джелич заявил, что Сербия выполнит все, что от нее требует МВФ, то есть признал, что о настоящих переговорах не может быть и речи.
В свете новых требований, предъявленных МВФ, Альберт Егер еще во время заключения кредитного соглашения стоимостью 2.9 миллиарда евро в марте 2009 года предупредил сербские власти и сербский народ, что они должны «затянуть пояса» (1). Вообще, Егер – австриец, работающий в МВФ с 1992 года (2). Прежде чем возглавить миссию в Сербию, он возглавлял аналогичные миссии в Болгарию, Румынию и Украину. И как раз сравнение со странами Восточной Европы показывает, что доверять МВФ и Альберту Егеру в вопросах экономики не следует.
Так, Всемирный банк заявил в октябре 2009 года, что падение ВВП в Украине составит 15% (Егер отвечал за Украину с 2004 по 2007 год). Помимо этого, внешний долг Украины на 31 декабря 2009 года, вследствие «реформы» МВФ, составил около 90 миллиардов долларов (3). В Болгарии, которая также действовала по указке МВФ и Егера, в начале 2009 года прокатилась волна акций протеста. Внешний долг Болгарии, численность населения которой соотносима с численностью населения Сербии, на 31 декабря 2009 года составлял около 50 миллиардов долларов (4), т.е. практически на 20 миллиардов долларов превышал внешний долг Сербии.
О ситуации в Румынии после «реформ и советов» Альберта Егера и МВФ говорят следующие факты. Румыния с населением 22 миллиона человек, общей площадью территории 238 391 квадратный километр и длиной границ 2 508 километров имеет всего 228,6 километра автодорог (5). Помимо этого, румынское министерство финансов в январе 2010 года ввиду катастрофической экономической ситуации предложило правительству дополнительное налогообложение... для похоронных бюро (6) (антикризисный налог на погребение). Тот факт, что страны, которые развивали свою экономику в соответствии с рекомендациями МВФ, катятся вниз, косвенно признал даже сербский министр торговли Слободан Милосавлевич. Он заявил в начале 2010 года: „Среднестатистический серб живет лучше среднестатистического венгра. Также мы живем лучше болгар и румын...“ (7) Отсюда вывод: „реформы“, уже проведенные МВФ в Восточной Европе (Болгария, Румыния, Украина), губительно сказываются сейчас на Сербии – их следствием становятся не процветание и социальная поддержка беднейших слоев, а экономический регресс и рост бедности.
Это прямо следует и из Письма о намерениях, которое правительство Сербии и Национальный банк Сербии (НБС) адресовали Международному валютному фонду 3 декабря 2009 года (8). В сущности, это письмо - выражение лояльности сербских властей Доминику Штраус-Кану, шефу Альберта Егера. В письме говорится, что в некоторых секторах влияние глобального финансового кризиса на сербскую экономику оказалось „более неблагоприятным, чем это прогнозировалось“; особенно это относится к „стремительному росту внутренних и внешних долгов сектора производства…». Это выглядит как оправдание перед МВФ за то, что сербские предприятия не могли и дальше беспрепятственно становиться должниками Запада, как в начале кризиса. Говорится о снижении импорта в Сербию, но нет ни слова о падении экспорта из Сербии. Есть в письме просто скандальные заявления. Например: «Доля государства в банках будет изъята, как только это станет возможным». Комментарии не требуются.
В то же время Письмо о намерениях хранит молчание об откровенно наглом поведении западных банков на сербском рынке, о гигантских процентных ставках, которые в несколько раз выше, чем на Западе. Зато сказано, что в течение 2010 года произойдёт номинальное замораживание доходов в общественном секторе, замораживание пенсий, значительное снижение государственного финансирования. При этом сербские власти подчеркивают свою «готовность провести ключевые реформы в сфере пенсионного обеспечения, образования и здравоохранения». На доступном языке это означает следующее: замораживание уровня доходов граждан и пенсий при инфляции 7% (то есть их снижение на 7%).
Существенное снижение государственного финансирования приведёт к оттоку с государственных предприятий квалифицированных специалистов, к ухудшению качества услуг, предоставляемых государством. Пресловутые «реформы» пенсионного обеспечения, образования и здравоохранения сводятся, по сути, к снижению объемов их государственного финансирования и наносят неприкрытый удар по самым незащищенным слоям сербского населения – пенсионерам, учащимся, нуждающимся в постоянном лечении. Об этом говорится прямым текстом: «Общая цель, которой мы руководствуемся при проведении реформы и оптимизации расходов, заключается в снижении расходов пенсионных фондов примерно до 10% от ВВП к 2015 году сравнительно с уровнем 13% ВВП в 2009 году». Подчёркивается, что реформы в области образования и здравоохранения будут проводиться «в соответствии с рекомендациями Всемирного банка». Когда знакомишься с этими рекомендациями, то видишь, что «реформы» ведут к сокращению числа врачей и преподавателей.
Такова правда о том, куда Международный валютный фонд толкает Сербию и что кроется за фразой о «необходимости ограничить общественное потребление». При этом предполагается направить гнев граждан на государственных чиновников невысокого ранга, пенсионеров и громоздкую систему образования и здравоохранения.
Своими действиями в Сербии Международный валютный фонд наносит мощный экономический удар одновременно по незащищённым социальным слоям, государственным предприятиям и государству в целом. Прискорбно, что множество юристов, экономистов, политиков из оппозиционных партий и партии власти не осмеливаются критиковать этот курс. Сербская «элита» в массе своей даже не пытается размышлять о возможности антикризисной программы, альтернативной МВФ-овской.