Этот текст написан с желанием с профессиональной точки зрения вновь осветить одно событие чрезвычайной важности – восстановление сербских святынь в Косово и Метохии. «Анализ истины о восстановлении» - под таким названием доктор Милан Глишич, профессор архитектурного факультета Белградского университета, судебный эксперт и член Ревизионной комиссии Министерства по инфраструктуре Сербии в книге «Невыполнимое восстановление» (Белград – Грачаница 2008) дал краткое (всего тридцать страниц), богато иллюстрировано и абсолютно ясное извещение о работах по восстановлению.
Приведу здесь лишь несколько выводов (стр. 82-84) , на которые я хотел бы и далее опереться:
Часть вывода 1 (а) объекты не фотографировались, (б) образцы материалов не проверялись в лаборатории
(в) стабильность всего объекта и его важнейших частей вообще не оценивалась, (г) объекты, ожидающие санации не защищены от дальнейшего разрушения, (д) раскопаны фундаменты и атмосферная влажность угрожает катастрофическими последствиями для объектов и т.д.
Вывод 2. Работы ведутся неквалифицированно, плохими материалами, без учета правил реставрации.
Вывод 3. Предприятия не квалифицированны по данному виду работ
Вывод 4 Наблюдения за работами или нет вообще или оно неквалифицированное.
Вывод 7 Характеристики использованных материалов очень плохие…
С учетом того, что я преподаю механику уже 40 лет (мои работы и книги в Сербии и за рубежом можно посмотреть по адресу http://staff.mfkg.kg.ac.rs/mmicunovic) я могу совершенно компетентно говорить о статической и сейсмической стабильности, термомеханическом повреждении и усталости материалов. Насколько это важное и деликатное задание может показать тот факт ,что доктор Панагиос Панагиотопулос, профессор Солунского университета (а также университета в Ахене в Германии), православный грек и один из талантливейших греческих ученых в области механики в 1986 году получил задание от иерусалимского патриарха изучить микротрещины на стенах гроба Господнего. В этом важнейшем здании никогда не было пожаров и вандализма, а трещины были едва видны невооруженным взглядом. В феврале 1987 года он пригласил меня в научную поездку, чтобы я сам смог детально рассмотреть все чертежи результаты исследований. Так что если в неком здании даже мельчайшие трещинки могут соединиться и вызвать так называемую магистральную трещину и вызвать обрушение всего объекта, что же тогда с «отреставрированными» церквями Косово и Метохии? Отмечу, что в области строительства и науки строительный факультет в Белграде всегда имел высочайший международный статус и высоко оцениваемые международные проекты, а из Приштины, из Косово я не знаю ни одного известного профессора механики албанца по национальности.
Я особенно отмечу, что на вершине мировой науки в области повреждений и усталости были православные сербы, профессор Душан Крайчинович (из Нортвестерн университета в Эванстоне, США), с его так называемой «библией» повреждений – «Damage Mechanics», важнейшей книгой в этой области, напечатанной когда-либо. Два его бывших докторанта, а сейчас профессора Университета в Белграде Драгослав Шумарац и Сретен Мастилович, третий, весьма авторитетный сотрудник Крайчиновича – Владо Лубарда, профессор в Сан Диего, Калифорния, православный серб из Черногории. В нашем университете в Крагуевце также есть несколько профессоров из этой области со значимыми международными достижениями, осуществившие ряд проектов в этой области в Сербии и за рубежом. Напомню, что в 1999 году в Приштине албанские демонстранты убили профессора механики Башича с приштинского строительного факультета из-за сербских номеров на его автомобиле.
После такого вступления становится ясно, что подход к этой проблеме тех, кто заставил владыку Артемия, чтобы он согласился с тем, чтобы восстанавливали сербские святыни те же, кто ломал на них кресты, безответственен (митрополит Амфилохий и владыка Ириней Бачский в марте 2005 года подписали Меморандум о восстановлении с так называемым Правительством Косово, вопреки жесткому сопротивлению владыки Артемия, патриарх Павел свою подпись с этого Меморандума отозвал). Почему?
Так как статически плохо построенные объекты представляют опасность для верующих в ближайшем или далеком будущем. Подход к значимым проектам должен быть ответственным, особенно когда речь идет о религиозных объектах в сердце Сербии.
Отсутствие консультаций наших, ведущих в мире специалистов, показывает на ненормальный подход, когда со значительным давлением и шантажом заставляют доверить работы исполнителям из Косово.
Предоставляются полномочия непрофессиональным и, доказано, враждебно относящимся людям. О последствиях для СПЦ и истории православия в Косово и Метохии можно подумать только с ужасом. И без этого восстановления уже пишется новая история православия в Косово и Метохии, где объявляется, что сербские церкви не сербские, а албанские.
Если первую часть текста я мог написать авторитетно, то остальное напишу сокрушенно, как последний из православных христиан. Все-таки внесу хоть малую лепту, несмотря на свою недостойность.
Прежде всего об ударе лопатой по нижней части спины одного наркомана, который принес наркотики в центр по лечению наркомании на территории монастыря Црна Река, созданный под попечительством протоиерея Бранислава (с травли в прессе о недопустимости телесных наказаний и начался очередной этап борьбы с владыкой Артемием, прим Српска.Ру). Жестокое осуждение и травля в прессе продолжались, все время, пока владыку Артемия можно было хоть как-то связать с этим центром. Потом интерес к судьбе этих несчастных молодых людей внезапно исчез. Тот факт, что десяток этих несчастных умер от передозировки вне центра, громогласных критиков ничуть не интересовал. Действительно, что важнее: человеческая душа и его излечение от страшной болезни или лопата и болтовня о правах человека? Многие родители в заявлениях по ТВ выразили искреннюю поддержку отцу Браниславу. Почему? Потому что они были готовы на то, что их несчастные дети получат и более жесткие побои, лишь бы они спасли свои души от подчинения игле.
В «кибер» отпоре жестокому наказанию и заточению владыки Артемия (термин из блистательной стаьи Александра Чикича на сайте НСПМ) значительное большинство православных верующих выражает ему свою поддержку и сочувствие. А каково же его поведение? В ходе всех нападений он никогда не защищался ни единым словом – как Господь на Исус Христос. А ему было что сказать, ведь почти четверть монашества в СПЦ он помиловал своей благословенной рукой и привел к Богу. Нападали же на него те, кто «прославился» игрой в футбол, недостойным и деспотическим поведением, а также требованиями к Патриарху Павлу уступит свое место кому-то более авторитетному, так он больше неспособен руководит церковью (хотя он своими величественными похоронами привел больше людей православной веры, что кто-либо мог даже и подумать). Кстати, единственным спортом монахов Црной Реке, до прихода в Грачаницу принудительного управляющего были всенощные бдения, пост и молитвы за наш грешный народ. И сейчас они, святые молитвенники наши, не проводят голодовку, а молятся Богу о всех нас, в том числе и тех, кто их гонит.
У меня была возможность многократно побывать в монастыре Црна Река и подивиться монахам и многочисленным молодым послушникам не только во время утренних и вечерних молитв, но и из-за их обычного общения с людьми. Действительно, эти молодые люди, готовящиеся к возвышенному монашескому званию вели себя как великосхимники – всегда в молитве, послушно, без единого лишнего слова. Их волнению и жалости сейчас нет границ.
О финансовом контроле и грязной кампании против игумена Симеона Виловского можно сказать следующее: если он виновен – пусть отвечает, но не наперед, без достаточных доказательств. Отцовскую любовь владыки Артемия ко всем чадам, даже тем, кто (может быть) согрешил наши нервные церковные иерархи не могут понять. Сколько раз уже говорили, что в Гааге сербов судят по командной ответственности, здесь вопрос в том же самом. Как фиксировать милостыню в монастыре Црна Река для несчастных и нищих сербов, когда дают столько сколько смогут. Никто не уходил из этого святого храма голодным и неутешенным. В какую книгу это записать, когда Христос говорил, что милостыню надо давать так, чтобы одна рука не знала, когда дает другая.
Все выглядит таим образом, будто только владыка Артемий должен быть послушным. Он это и делает, так как он уже многократно подчинялся решениям не только Собора СПЦ, но и Синода. Доказательства можно получить непосредственно из первой части моего текста. С другой стороны, после трех решений Собора СПЦ о то, что необходимо служить так, как служили Святой Владыка Николай Охридско-Жичский и Ава Юстин Челийский, некоторые епископы заявили, что они выше Собора и их решение Собора не обязывает. Не интересует их и то, как служит его святейшество Ириней. И ни волоса с их головы не упало. И дальше нам навязывают величие некоего Йована Зизиюласа, а Святого Савву и двух упомянутых наших святителей тихо отпихивают в сторону. У них пока нет сил, чтобы свести счеты с нашими славными святителями, пока они лишь иногда могут заявить, что «икуменизм» это не то же самое, что экуменизм.
Милан В. Мичунович