Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/16.5.2005/

Охрид



      История Охрида неразрывно связана с деятельностью Климента Охридского, самого знаменитого ученика славянских просветителей Кирилла и Мефодия. После изгнания из Великоморавской державы Климент в 886 году нашел себе надежное прибежище в Охриде. Здесь он создал центр славянской письменности и заложил основы охридской литературной школы. К этому времени относится создание древнейших, дошедших до нас глаголических рукописей на пергаменте, по которым можно проследить процесс становления старославянского литературного языка. Сам Климент является автором 42 сочинений религиозного и дидактического содержания. В монастыре св. Пантелеймона Климент построил трехлепестковую в плане (три-конх) церковь (около 893 г.). Несколько лет спустя его ближайший соратник Наум Охридский воздвиг схожую по архитектуре церковь Архангела Михаила (ныне церковь св. Наума).

      Считается, что через школу Климента прошло свыше трех тысяч учеников, продолживших распространение славянской письменности во многих странах и даже в Киевской Руси. Славянская письменность пережила период расцвета в годы правления Самуила, когда Охрид стал политическим центром государства, а Охридская автокефальная церковь распространила свою юрисдикцию почти на весь Балканский полуостров. После падения царства Самуила (1018 г.) и установления византийского господства была образована Охридская архиепископия, охватывавшая весьма обширную территорию.

     

      Архиепископский престол занимали выдающиеся представители своего времени. Многим из них принадлежит видное место в истории средневековой политики и культуры. В середине XI века церковь св. Софии была расписана фресками. Это один из самых больших в европейском искусстве ансамблей фресковой живописи той поры, сохранившийся до наших дней. С этого же времени начинает интенсивно пополняться Охридская ризница. Правители Византийской империи присылают сюда в дар замечательные произведения искусства. В конце XIII века в Охриде начали работать выдающиеся мастера фрески Михайло и Евтихий. Их первая дошедшая до нас работа — фрески церкви Богоматери Перивлепты, построенной в 1295 году (ныне церковь св. Климента) — является датированным памятником новой эпохи в византийском искусстве — палеологовского возрождения. В XIV веке в Охриде было создано несколько ансамблей, которые сохранились до наших дней и в определенной мере восполняют наше представление об утраченных росписях храмов Константинополя и Фессалоник. В период византийского господства, а впоследствии в царствование Стефана Душана и при местных феодалах у многих иконописцев были в городе свои мастерские. Величайший охридский мастер Йован Теориан, работавший в середине XIV века, оставил после себя множество учеников, которые задавали тон в церковной живописи на всей территории архиепископии.

     Новый период культурного подъема Охрид переживает лишь в начале XVII века, когда возросло влияние светских кругов, оказывавших поддержку церковной верхушке. Полностью реставрируется монастырь св. Наума, в котором устанавливают иконостас в стиле барокко. В это время строится дворец архиепископа, начинают издаваться жизнеописания святых южнославянской церкви. После 1830 года, в период либерализации политики турецких властей, начинается строительство новых и обновление древних памятников палеологовского возрождения. Охрид застраивается зданиями в стиле старинной городской архитектуры, имевшими, однако, интерьеры, соответствовавшие, скажем так, буржуазным вкусам.