Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/18.7.2010/

"Riblja Čorba"



     

     Riblja Čorba (Рибља Чорба) - в переводе с сербского означает «Рыбный суп» (в белградском жаргоне – «менструация»). Эта культовая югославская (а ныне сербская) группа была основана в 1978 году. Пик популярности Рибли Чорбы пришелся на 80-е, однако и сейчас она пользуется большой популярностью как в Сербии, так и во всей бывшей Югославии.

     

     Лидер группы - Борислав «Бора» Джорджевич является одной из самый значимых фигур в югославском роке, являясь одновременно талантливым поэтом и патриотом своей страны.

     

     Бора Джорджевич провел сначала несколько лет в группе «Сунцокрет» с Биллей Крстич, а затем короткое время с Джордже Балашевичем в группе «Рани мраз», после чего решил создать свою группу, исполняющую музыку с «жестким звуком». Бора вязался с друзьями из группы «СОС» (Мишей Алексичем, Райко Койичем и Мирославом Вицко) и 15 августа в ресторане «Шуматовац» была основана общая группа, первоначально ее планировали назвать «Бора и ратники», но потом выбрали название «Рибля чорба».

     Первый концерт прошел в воеводинском городке Элимир3 сентября 1978 года, а 22 декабря вышел первый сингл с песнями "Lutka sa naslovne strane" и "On i njegov BMW" сразу получившими огромную популярность.

     

     После выхода сингла, Бора Джорджевич решил, что им нужна еще одна гитара для усиления звука и чтобы их перестали сравнивать с группой «Bijelо dugme». Тогда Рйко привел в групу19-летнего гитариста Момчило Баягича «Баягу». Первый концерт в новом составе прошел в 7 января 1979 в Ярковце, а 28 февраля в Доме молодежи прошел первый белградский концерт

     

     1979 года стал для группы годом испытаний, сначала на концерте в Далово упал со сцены и сломал ногу Миша Алексич, затем в армию призвали Бору и Райко, а чуть позже и аого Мишу так что оставшиеся музыканты, плохо знавшие тексты песен на концертах позволяли петь публике.

     

     Бора иногда появлялся на концертах, когда ему давали отпуск за примерное поведение, а вот Райко сбегал из сараевских казарм и был наказан командиром, увидевшим фото с концерта в газете.

     

     В конце 1980 группа вновь собирается в полном составе и записывает альбом „Pokvarena mašta i prljave strasti“ тексты песен которого Бора высылал из армии, так что по возвращении, благодаря Баяге, его уже ждали готовые песни. Из песен альбома особого внимания заслуживают "Ostaću slobodan", "Lak muškarac", "Neke su žene pratile vojnike", а также песня Баяги "Dva dinara, druže", ставшая первой из песен группы, добившейся титула хита года. Альбом вышел огромным для Югославии тиражом в 200 000 экземпляров.

     

     Однако, проблемы у группы не заканчиваются, еще в 1979 году под запрет попала песня „Mirno spavaj“ строчка которой «…выпей свои седативы…» по мнению властей пропагандировала наркотики, так что часть тиража пластинки была отозвана, а оставшаяся сотня экземпляров сейчас представляет собой раритет.

     

     Еще одной проблемой группы стала бурная и агрессивная публика, так 10 сентября в «Рокотеке» на Калемегдане прошел так называемый «концерт сломанных ребер», когда лишь чудом никто не погиб, но многие зрители с концерта отправились в скорую помощь. 8 февраля 1982 на концерте в Загребе в давке погибла 14-летняя девушка.

     

     

     С начала февраля 1982 власти занялись и политической стороной текстов «Чорбы», так ветеранские организации и союз социалистической молодежи потребовали запрета пластинки „Mrtva priroda“, вышедшей тиражом в 500 000 экземпляров за строки «за идеалы гибнут дураки» и «кретины поднимают бунты и гибнут» из песни «На Западе без перемен», Боре пришлось написать официальное объяснение всех текстов и подписаться под заявление о том, что «На Запад без перемен» он будет исполнять под собственную ответственность.

     

     В 1984 году посольства трех арабских стран и африканского Заира подали жалобу на то, что в своей песне "Besni psi" в строке «Греческие контрабандисты, арабские студенты, негативные элементы, малолетние деликвенты и бешеные псы» Бора приравнивает арабов к бешеным собакам, министерство культуры провело анализов текста песни и порекомендовало ее больше не исполнять. В начале 1986 года тексты группы обсуждались даже на комиссии ЦК Компартии Сербии по информационно-пропагандистской работе.

      А в 1987 году Бору Джорджевича судили за «оскорбление народа Югославии», однако все обвинения были отвергнуты.

     

     В 1984 году, после нескольких лет спада группа распалась, - музыкантам был предложен выгодный концерт в Греции, но Райко и Баяга в это время находились на отдыхе, Райко уже находившийся «под грузом» обвинений в плохой игре на последнем турне отказался и Бора решил с ним расстаться, на что Баяга заявил, что «если уходит тот, кто меня сюда привел, то уйду и я». Бора все решил просто, - в «Экспресс Политике» появилось объявление о том, что Баяга и Райко больше не являются членами «Riblje čorbe».

     

     После короткого организационного периода, пока подбирались новые члены группы, начинается ее новый подъем, «Ribljа čorbа» выступает в Советском Союзе, а в 1986 признается лучшей югославской группой года, Бора – лучшим композитором, а Миша автором хита года «Амстердам».

     

     


     

     С началом гражданской войны в Югославии Бора Джорджевич занимает жесткую позицию поддержки сербских бойцов в Республике Сербской и Республике Сербской Краине, группа выступает на концертах в поддержку Сербской Демократической Партии.

     

     После внеочередных парламентских выборов 28 декабря 2003 года, Бора Джорджевич, как член Демократической Партии Сербии, был назначен на пост заместите министра культуры, но в 2005 он вынужден был подать в отставку, после того как обвинил журналиста телеканала Б92 в шпионаже и антисербской политике.

     

     В сентябре 2009 по предложению организаторов концерта «Чорбы» в Любляне в Словении была выпущена почтовая марка, посвященная группе.

     

     


     Концерт в белградской Арене октябрь 2009

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


Комментарии (3)