Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/10.8.2010/

Случай владыки Артемия и Международный суд справедливости



     В какой мере консультативное мнение МСС о статусе Косова даёт объяснение всему тому, что произошло в епархии Рашско-Призренской: от столкновения монахов перед вратами монастыря Грачаницы до окончательного запрета на возвращение епископа Артемия на Косово и в Метохию.

     

     Действительно ли Косово потеряно после мнения Суда о «легитимном» решении косовских албанцев декларацией независимости нарушить целостность Сербии или это только эпилог одного предательства? "Днём после" кто-то заметил, что хронология отказа от южного сербского края начинается ещё с 2005 года, когда Вук Еремич, тогдашний советник по вопросам внешней политики президента Сербии Бориса Тадича, в ходе неофициальных встреч в администрации США в Вашингтоне на вопрос об отделении Косова и Метохии своим собеседникам ответил: "Мы должны найти способ позолотить горькую пилюлю". И в то время как история борьбы за Косово развивается по двум параллельным направлениям, в общественных дискуссиях, в которых наша политическая элита образца 5 октября 2000 г. прибегает исключительно к "демократическим" методам и тратит на это миллионы долларов налогоплательщиков, в самой Сербии подвергается наказанию всё, что находится в оппозиции к идее, что Косово не подготовлено заботливо к сдаче.

     

     

     Бронетранспортёрами НАТО до Грачаницы

     

     В середине февраля 2010 года при необычных обстоятельствах, в сопровождении Косовской полицейской службы и НАТО-вских бронетранспортеров и джипов, в качестве нового администратора епархии Рашско-Призренской и Косовско-Метохийской в Грачаницу въехал бывший епископ Захолмско-Герцеговинский Афанасий. Владыка Артемий, как сообщалось в официальном заявлении, из-за финансовых злоупотреблений епархиального секретаря отца Симеона удалён с Рашско-Призренской кафедры. Какое это имеет отношение к Косову и мнению Суда справедливости? Имеет, и очень большое. Объяснение предлагает Джулия Горин, специалист по балканским вопросам и консультативный член Американского совета по Косову, неоднократно писавшая о событиях на Косове и в Метохии. В её тексте «Тоталитаризм на службе Запада» сказано: "В середине января 2010 года в Печи состоялась региональная встреча, посвященная вопросам безопасности, на которой офицер КФОР-а сообщил присутствующим, что уже известно, что владыка Рашско-Призренский Артемий будет сменён, и на его место будет поставлен новый епископ Сербской Православной Церкви, более открытый к сотрудничеству и диалогу с Западом. Встаёт вопрос, как, вообще говоря, НАТО может быть в курсе подобных вещей? А ответ очевиден: Сербия сделает всё возможное, чтобы выполнить то, чего Запад пожелает, и офицер КФОР-а не сделал ничего особенного, лишь открыл обещание сербских должностных лиц. И вот, менее чем через месяц был назначен новый администратор епархии".

     И пока перед вратами средневековой Грачаницы монахи из Высоких Дечан под руководством епископа Феодосия в сопровождении КФОР-а и косовской полиции набрасываются на монахов, верных своему духовному отцу Владыке Артемию, в «Ассошейтед Пресс» уже некоторое время выходят статьи, в которых Артемий представлен как человек "известный своими ультра-националистическими и анти-западными настроениями". Столкновением монахов СПЦ перед вратами монастыря поколеблена единственная оставшаяся опора защиты православных жителей на Косове и в Метохии; решением в отказе благословения Джозефу Байдену посетить Дечаны, по оценкам Запада, епископ Артемий становится "типичным сербом". Таким он для них неприемлем. С этим согласны и некоторые лица из верхушки СПЦ.

     О связях с Западом и неких представителей наших властей впервые Владыка публично упомянул в «Печате»: "Случай с Байденом, который после визита в Белград и Приштину без предупреждения решил посетить монастырь Дечаны, переполнил чашу. Я решительно воспротивился этому визиту. Такого Байден не смог пережить, и удар пришёл с этой стороны. Это и стало спусковым крючком, ведь я являлся постоянным препятствием тому, чтобы с вопросом Косова было покончено, с помощью Брюсселя – руки Вашингтона, – и, к сожалению должен сказать, нашего правительства в Белграде".

     Позже, на заседании Синода Сербской Православной Церкви санкции по отношению к Владыке Артемию, касающиеся устранения от управления епархией, получили свою окончательную формулировку в виде решения отправить его на покой. По этому случаю, как рассказывал Владыка, Собор претворился в подобие городского совета, в котором большинством голосов было принято решение о почислении на покой и о запрете возвращения в епархию Рашско-Призренскую и Косовско-Метохийскую. За Владыкой последовали 97 насельников монастырей епархии – больше, чем сейчас в общей сложности имеет вся Болгарская Православная Церковь. И пока Синод совещался, какой монастырь можно было бы определить бывшему епископу Рашско-Призренскому с наименьшим риском для того, чтоб не стал местом сбора всех его духовных чад, месяц назад пришли и первые похвалы специального представителя Европейского союза на Косове и в Метохии Питера Фейта, приветствовавшего изменение отношения Сербской Православной Церкви к вопросу о южном сербском крае, а именно: "переход СПЦ к более умеренной позиции по вопросу о Косове".

     События на Косове и роль международных факторов в автономном крае лучше всего описала Изольда Генри, автор книги «Сокрытие геноцида на Косове», заявив, что всё это напоминает роман Уильяма Голдинга «Повелитель мух», в котором толпа убивает Пиги без причины, просто потому, что он отличается от других и потому что нужно найти козла отпущения.

     

     

     Истина только одна

     

     Это правда, что после незаконного провозглашения независимости Косова в 2008 году Владыка Артемий запретил монашеству посещать и общаться с иностранными посольствами, поддержавшими албанский "манёвр", представителями ЕС и властями Косова. Не менее ярким среди других действий епископа оказался иск, который Владыка направил против стран, бомбивших Косово, затем отказ начать восстановление монастырей, поскольку тогда было бы возобновлено всего 11–12 церквей и монастырей из 150 религиозных объектов, поврежденных с того момента, как НАТО и ООН взяли контроль над Косовом и Метохией. Аргумент, направленный Владыкой Артемием Синоду, что его оппозиция только в том, что святыни не должны восстанавливать уничтожившие их экстремисты, не встретил понимания. Из-за этой своей позиции ещё в 2004 году епископ Рашско-Призренский получил замечание от Синода Сербской Православной Церкви. Даже тот факт, что выбранные для восстановления церкви и монастыри не предназначены для сербов, так как сербов в этих местах больше нет, не изменил направления действий официальной политики.

     Вероятно поэтому адвокат Джим Джатрас, защитник Сербии и Косова, в первых после устранения епископа Артемия с места правящего архиерея епархии Рашско-Призренской и Косовско-Метохийской сообщениях из США сформулировал: "Косово и Метохия является сердцем Сербии, но второе сердце, которое нельзя отделить от Косова, есть православная вера. Не случайно, что нападение направлено против епископа Артемия, представляющего живой символ обоих сердец".

     То, что идея восстановления только замаскированная ширма ЕС и НАТО, стало ясно позднее, когда в документе ЕС от февраля 2010 г. «Развитие культурного наследия на территории Косова», осуществляемое под управлением Европейской комиссии, было отмечено, что Европейский парламент сделал первый шаг для сохранения и восстановления культурного наследия в районах, пострадавших от конфликтов на Западных Балканах. Три миллиона евро выделено на проекты в Боснии и Герцеговине и на Косове и в Метохии для того, чтобы подчеркнуть ценность и богатство культурного наследия Западных Балкан. В оценке культурного наследия Косова ни словом не упомянуто, что это часть сербской цивилизации, истории, религии и культуры. Продвижением такой политики является, безусловно, и официальная интернет-презентация Европейской Комиссии на Косове, в которой указывается, что Европейская Комиссия с 1999 года до сегодняшнего дня вложила 2 миллиарда евро на строительство и развитие работы так называемых косовских институтов, содействие социально-экономическому развитию и региональной интеграции на Косове и в Метохии. В перспективе, все монастыри на Косове должны рассматриваться как часть туристического предложения косовских властей. Этим можно объяснить урезание названия «Косово и Метохия» до «Косово». Метохия в переводе означает православная земля. Чем, благодаря усилиям албанцев, созревших для привилегированного содружества, она больше не является. Об этом Дж. Горин говорит: "Давайте не будем забывать, что восстановление церквей албанскими властями на Косове вместе с международным сообществом есть ключ к завершающей стадии переговоров по Косову, и притом двояким образом. Во-первых, это позволит косовскому доктору Франкенштейну, а особенно его американскому крёстному отцу, указывать на этот "подвиг", как на доказательство зрелости Косово, ответственности и уважения к национальным и религиозным меньшинствам. Во-вторых, что еще хуже, эти монастыри и церкви медленно, но верно станут представлять туристам как "наследие Косова", как "косовские символы".

     С этой точки зрения, может быть, теперь легче понять, почему Владыка, предупреждавший, что Косово из христианского края превращается в исламскую джамахирию в самом сердце Балкан и Европы, стал персоной нон грата. Из этой перспективы, по-другому звучат и слова Милешевского епископа Филарета, сказанные на проповеди в день престольного праздника монастыря Куманицы, через четыре дня после объявления мнения Международного суда о легитимном отделении Косова: "Что мы будем делать? Где наше Косово? Что теперь будут делать архиереи, которые осудили Артемия…?"

     На днях горячую пощечину из Греции получило сербское Министерство юстиции, прокуратура и полиция, и даже лица из верхушки CПЦ. А именно, Верховный суд Греции официально отказался выдать изверженного из сана монаха Симеона Виловского, oценив, что дело этого бывшего близкого сотрудника Владыки Артемия имеет политическую подоплёку. Не возвращаемся ли мы к началу этой истории? На пресс-конференции адвокат и законный представитель Симеона Виловского категорически настаивал, что это решение Aреопагa не сводится к "лжесвидетельству Артемия" (так отреагировала на приговор CПЦ), ибо упомянутой судебной инстанции не было представлено никаких доказательств мошенничества, из-за которого были сменены и секретарь и епископ Рашско-Призренской и Косовско-Метохийской епархии. Тем не менее, о возвращении Владыки и помину нет, несмотря на обращения монахов-беженцев и на теперь официальные доказательства отсутствия вины. С его отъездом и запретом на возвращение на Косово и в Метохию процесс деклерикализации может быть мирно доведён до конца. В этом смысле, Международный Суд справедливости представляет и своего рода оправдание совершённому. Этого от нас ожидает Европа. И мы исполнили все ожидания.

     

     

     Вороний суд

     

     За долгие годы работы на Косове, пишет ирландка Мэри Уолш, эксперт по международному праву с десятилетним опытом работы на Балканах, в одной из своих книг, посвященных геноциду над сербами, не раз вспоминала рассказы отца о различных природных явлениях, в том числе однажды – "вороний суд".

     "Это редкое явление мало кто видел, но оно часто упоминается в средневековой литературе. Одна из птиц – "обвиняемый" – окружена большой группой ворон. Жертва изолирована, а вороны весьма важного вида занимают места на ближних ветвях. Кажется, что каждая играет определённую роль, некоторые – прокуроры и судьи, а есть и простые судебные прислужники. Какое-то время кажется, что только каркают, излагая доказательства. Без исключения, суд постановляет, что обвиняемая ворона виновна и должны быть наказана. Тогда вороны слетают с ветвей на обвиняемую и заклёвывают её до смерти. После "судебного разбирательства" и исполнения смертной казни, стая ворон поднимается в воздух, оставляя гнить истерзанный труп обвиняемого.

     Кто-то может спросить, какое отношение этот рассказ имеет к Косову. Взятая в качестве аналогии, эта притча о воронах точнее всего говорит о том, что происходит на Косове".

     


Комментарии (3)