Свято-Успенский монастырь Ком на Скадарском озере
В ряду средневековых монастырей на Скадарском озере монастырь Ком, родовая церковь Црноевичей, занимает особое место. Он построен у подножья Одринской горы далеко от любопытных взглядов и очень отличается от монастырей Балшичей, построенных на горках озера.
Монастырь Ком является родовой церковью Джурджа и Леша Црноевича. Церковь в Коме посвящена Успению Пресвятой Богородицы. Исторические источники о воздвигании церкви не существуют, но предполагается, что она построена в период с 1415 по 1427 гг. Некоторое время тут было местонахождения Зетской митрополии, которая, когда покинула монастырь Архангела Михаила на Превлаке через Пречистую Краинску и Св. Николу на Вранине, перенесена на Ком.
Ком четко говорит об осложняющей политической обстановке во время Црноевичей. Турки потихоньку приближались; томительное балансирование между Отоманской империей и Венецией, а также борьба за независимость заставили Црноевичей защитить свои монастыри уединенностью и недоступностью. Целый комплекс монастырей рано приобрел вид крепости. Само здание обителей построено в западной части острова на стратегически важном месте на скале, с которого распространялся вид на всех, которые с плохим или хорошим намерением приближались к Кому. Монастырь был опоясан защищающей стеной с двумя воротами. В период активной жизни, монастырь Ком был очень богатым, так как плодородная земля, в настоящее время наводненная озером, находилась под виноградниками и пастбищами. Кроме церкви, о жизни монахов, которые ухаживали за церковными благами, свидетельствовали остатки монастырских обителей.
Ком также принял и традиции кладбищенских церквей. Об этом свидетельствует один документ из 1444 года, в котором Коичин Црноевич жалуется млетской власти в Скадре и Которе и просит вернуть монастырям и церквам на Зетском озере все после завоевания захваченные блага, которые построили его предки и другие зетские властелины, а в которых всех их захоронили.
Монастырь долго не вел интенсивную жизнь, потому что после завоевания Жабляка в 1478 году Турки были в непосредственном соседстве, и так, уже в 1485 году Иван Црноевич в хартии об учреждении Цетиньского монастыря дарит Святой Богородице на Цетине все имущества, которые в прошлом принадлежали церкве на Коме. Все это не представляло окончательное покидание монастыря; около 1520 года монастырь опять действует, но в течение 17 и 18 вв. он почти опустел. Только сабор-церковь продалжает жить, ее посещают, открывают.
Монастырская церковь является простым однопалубным зданием, которое в середине 15 века приобрело боковые приделы, и просторный, их охвачивающий, деревянный притвор. Она расписана в два этапа, первый раз около 1470 года, а потом в 80-ые года 16 века. Она является единственной церквой на Скадарском озере, в которой сохранены фрески.
В середине прошлого века, когда на Коме собирались Цеклиняне, в нем возобновлена служба в день Успения Пресвятой Богородицы, а в строительном и богослужебном смысле его подерживали и хранили священнослужители, монахи из соседних монастрей и народ. Все еще между старшими поколениями из соседних поселков можно найти тех, которые помнят великие народные собрания на Коме. Соблюдая традиции Зетской митрополии и уважая славное прошлое Црноевичей, молодой Негош Призренским митрополитом рукоположен в чин архимандрита зимой на Коме в 1831 году.
В 80-ые годы 20 века частично проведены исследовательные работы, санация объектов и консервация фресок. С приездом иеромонаха Давида (Мишелича) и монаха Хризостома (Нешича) в 1998 году на Ком, с благословением митрополита Черногорско-Приморского г. Амфилохия (Радовича), началось возобновление монастыря Ком и его духовной жизни. Первым настоятелем монастыря Ком был иеромонах Давид (Мишелич) который, из-за болезни уже в 1999 году переходит в Иован До, скит Святого Иоанна Крестителя – метох монастыря Острог, в котором сегодня находится его могила. Иеромонах Давид представил себя Господу в 2004 году, в больнице в Германии, после долгого лечения. С 1999 года монах, а в настощее время игумен, отец Хризостом (Нешич) с Божьей помощью и милостью Пресвятой Божьей Матери, которой монастырь и посвящен, своими усилиями и с помощью благоверного народа возобновляет и воздвигает по частям эту великую святыню.