Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/19.5.2005/

Ряженые-куренты



     

      Куренты — не единственные в Словении ряженые. Они характерны лишь для небольшой территории в окрестностях Птуя, но уникальны своей колоритностью. Курент выступает в одиночку только в роли пахаря в обрядах, связанных с началом полевых работ. Во всех других случаях куренты объединяются в группы. Где бы они ни находились, на улице или в доме, они непрерывно подпрыгивают и извиваются всем телом для того, чтобы как можно громче звенели прикрепленные к их костюму колокольчики. Характерный резкий, а вблизи просто оглушительный звон не прекращается до поздней ночи. Во время масленицы этот звон раздается во всех селах Птуйско-Поля. Куренты ходят от дома к дому. Дети обычно ждут их появления с любопытством и страхом. Самая большая радость для курентов — повстречать девушку, которая неосмотрительно вышла на улицу. Куренты начинают над ней подшучивать и «гладят» так называемой «ежовкой» — резной деревянной палкой, обтянутой с одного конца шкуркой ежа. Конечно же, куренты никому не причиняют зла. Каждому, кто им повстречается, они дружелюбно протягивают для рукопожатия руку в перчатке, не переставая при этом подпрыгивать. Величайший позор для курента, если кому-нибудь удастся сдернуть с его головы маску. От таких посягательств он обороняется колючей «ежовкой». В прошлые времена, если встречались куренты из разных деревень, подчас доходило до беды: «ежовка», подброшенная вверх, была знаком к началу драки.

      Маска курента в старых семьях хранится как реликвия и передается по наследству. Старики и сейчас любят рассказывать о ее магической силе. Стоит, мол, надеть ее на голову, как сразу ощущаешь внутри огонь. Будто кто-то не дает тебе покоя и заставляет все время подпрыгивать. Подобные ритуальные маски — не исключение. Они известны и в соседних странах. Разумеется, в наше время их первоначальный смысл значительно поблек. Но все же и нынешние куренты, надевая маску, испытывают волнение и особый подъем. Необходимо учесть, что куренты и схожие с ними маски первоначально изображали духов предков, а затем, преимущественно в аграрной среде, были олицетворением духов плодородия. Об этом свидетельствует и сохранившийся обычай: хозяйка разбивает у нот курента глиняный горшок. Жертва? Возможно. Считается, что после визита курента лучше несутся куры, коровы дают больше молока, а свиньи быстрее набирают вес. Поэтому курентов всюду радушно встречают и угощают, но страшно боятся, чтобы кто-нибудь из них не начал валяться по земле, что якобы приносит дому несчастье. Кое-кто во все это верит, другие же лишь соблюдают обычай.

      В Птуйско-Поле масленица и сейчас не проходит без курентов. Эта традиция настолько крепка, что ее не в силах вытеснить никакие новомодные развлечения. Жизнь этому обычаю безусловно продлил и зародившийся несколько лет назад, но уже завоевавший признание птуйский карнавал. Он вывел курентов из окрестных деревень на улицы Птуя. Здесь в ежегодном шествии масок, в непривычной для себя обстановке они идут рядом с другими ряжеными старой Европы. Но после карнавала куренты опять возвращаются в родные села, подпрыгивают, звенят колокольчиками, требуют выкуп от девушек — вышитое полотенце, которое наматывают себе вокруг пояса. Граница распространения курентов значительно расширилась. Хотя блекнет их мифический ореол, сами они исчезнут нескоро.