Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/23.9.2010/

Иногда они возвращаются - вертолеты Ми-17 в авиации Сербии



     

     Армия Сербии скоро получит в свое распоряжение два многоцелевых вертолета Ми-17, что станет первым обновлением авиапарка с 1992 года, когда ВВС и ПВО бывшей Югославии получили последние самолеты югославского производства.

     

     Миль Ми-17 (известный также как Ми-8МТВ, по классификации НАТО «Hip», а в Армии Сербии обозначающийся как HT-48 – ‘helikopter transportni’) является результатом развития транспортного вертолета Ми-8 ,произведенного более чем в 12 000 экземпляров в различных модификациях и считающегося одним из самых популярных и наиболее разносторонних вертолетов в своей категории. Югославские ВВС и ПВО с конца шестидесятых до начала восьмидесятых приобрели 90 вертолетов старой модификации Ми-8Т, получившей обозначение НТ-40, уцелевшие вертолеты до сих пор составляют костяк вертолетного флота сербских ВВС.

     Сегодня Ми-17 производят на заводах в Казани и Улан-Удэ в Российской Федерации и по лицензии в Китае. По сравнению со «старшим братом» Ми-8, Ми-17 визуально практически идентичен (на первый взгляд единственное отличие – хвостовой винт, установленный на левой, а не на правой стороне). Различия находятся «под обшивкой» в новом, более мощном моторе и современной электронике.

     

     


     

     Ми-17 нашел себе применение на всех континентах в широком спектре работ: от военного до пассажирского и гуманитарного транспорта, в поиске, спасении и эвакуации раненых, тушении пожаров, поддержке сил специального назначения и боевых действиях, для которых он может вооружаться пулеметами, неуправляемыми ракетами калибра 57 мм или управляемыми противотанковыми ракетами. Интересно, что одной из иностранных военных делегаций в качестве презентации возможностей сербской оборонки был продемонстрирован Ми-17 с установленной на нем телевизионно управляемой ракетой – все еще находящейся в стадии развития ракетой «Гром-Б» и подвесным контейнером с пулеметом 12,7 мм.

     

     Два вертолета Ми-17 вместе с двумя «летающими канонерками» Ми-24 были приобретены для потребностей Подразделения по специальным операциям (JSO) в 1997 и 1998 годах по довольно неконвенциональным каналам и, как сообщает агентство «Бета» «их происхождение никогда не было окончательно выяснено, но в литературе в качестве стран, где могли быть приобретены вертолеты, чаще всего упоминаются Украина, Азербайджан и Таджикистан». «Загадка вероятно никогда не будет раскрыта, так как закупки для JSO проводило Управление Государственной Безопасности, оперативники которого «не сохранили чеки»», - пишет «Бета», указывая, что вертолеты были произведены в 1987 и 1991 годах в бывшем СССР. Интересно, что в документах Гаагского Трибунала в той части, где расследуются пути средств на финансирование аппарата власти в Сербии упоминается «закупка двух вертолетов Ми-17В (серийные номера 3532422319632 и 35324215211434 ) по контракту 03B/97, UCE – 16.1-69K/KE DD 30/10/97 и письму 194 DD 14/1/98»

     

     


     

     В Подразделении по специальным операциям вертолеты прошли войну в Косово, счастливо избежав и НАТО-вских бомбежек и встречи с вражескими истребителями и огня ПВО.

     После вывода вертолетов из употребления в связи с истечением сроков ресурса и расформирования JSO, произошедших практически одновременно ,вертолеты были переданы Армии (тогда еще Армии Сербии и Черногории) и в 2006 году было решено отремонтировать их и включить в состав ВВС, средства на ремонт должны были быть выделены из Национального Инвестиционного Плана. Всего 30 миллионов евро на ремонт Миг-ов 29, Ан-26, трех старых Ми-8, двух Ми-24 и двух Ми-17. через постоянные задержки, отмену тендеров, проблемы с налогами и прочие обычные в Сербии проблемы практически все самолеты и вертолет из этого списка были отремонтированы, остались лишь Ми-24.

     

     Ми-17 были переданы 138-й смешанной транспортной авиационной эскадрилье с аэродрома Батайница и включены в документы ВВС под номерами 12550 и 12551. Однако их включение в работу затягивается, по неофициальной информации из –за отсутствия в Армии Сербии экипажей, подготовленных к полетам на данных вертолетах.

     

     Однако, что есть то есть, хоть эти вертолеты и предназначались первоначально для паравоенной организации, это нисколько не умаляет их важность для ВВС Сербии, особенно сейчас, когда транспортные вертолеты можно пересчитать по пальцам.

     

     

     

     

     


     

     

     Кстати, что касается вертолетов ВВС и ПВО Сербии, - на днях была продемонстрирована новая пробная схема окраски для вертолетовМи-8. В течение следующего года новая схема будет проходить тестирование в оперативных условиях, после чего в случае успеха примут решение о ее принятии для всех сербских «Ми». Проводить тестирование новой схемы окраски будет Военно-технический институт, совместно с Техническим опытным центром и Командованием ВВС и ПВО и Генштабом.

     

     

     

     Фото: Igor Salinger, Petar Vojinović

     

     

     По материалам «Време», tangosixblog.com, mycity-military.com, aermedia.com

     

     

     


Комментарии (2)