Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/13.10.2010/

Сербия между Нью-Йорком и Новым Иерусалимом



     

     Место, называемое святым, существует в двух пластах бытия – временном и вечном. Эти пласты соединяет Крестный Путь подвижника, нашедшего приют в природном или городском пространстве.

     

     Крестоношение и смерть Лазаря Хребельяновича сделали Косово Поле причастным вечности.

     Памятники человеческого тщеславия имеют привычку превращаться в пыль, а Дечаны и Грачаница стоят неколебимо. Если мы удаляемся от вечности, ветер небытия всё сильнее выстужает наши лица.

     

     Георгий Пахимер, византийский интеллектуал XIII столетия, писал об «Эмпедокловой сфере», фокусирующей хитросплетения эмоций, политики, дипломатии, экономики и риторики… и заставляющей человека забывать и прошлое и грядущее.

     Запад – мир, где господствует точное время. Его точность проверяют часовые механизмы, заменяющие сердца.

     Точное время, между прочим, свидетельствует, что со дня Косовского боя прошёл 621 год, а со дня «бульдозерной революции» - 10 лет.

     

     С 2000 года НАТО удалось осуществить почти все планы, намеченные в связи с этой постыдной революцией. Югославия ликвидирована, Космет отторгнут от Сербии при соучастии стран ЕС, политическая элита деморализована, её патриотическая часть отстранена от власти, а некоторые политики, протестовавшие против революции, перешли на сторону вчерашних идеологических противников. Разгромлено и сербское сопротивление на Космете – его духовный вождь Владыка Артемий изгнан из края и предан собратьями, а политический лидер доктор Милан Иванович не смог войти в сербские управленческие структуры и находится под угрозой ареста.

     

     Слободан Милошевич умер мученической смертью в гаагском застенке. Радован Караджич находится в заложниках у лжесуда.

     

     Сербия втиснута в прокрустово ложе нью-йоркской демократии.

     Единственная серьёзная задача, оставшаяся невыполненной – взятие в плен Ратко Младича, и я надеюсь, что она не будет выполнена никогда.

     

     Иногда часы западного времени дают сбои…

     9 октября 2010 года, в день Иоанна Богослова и в день памяти Короля Александра Объединителя, в Белграде прошла «Семейная прогулка» («Породична шетньа»), названная в проамериканской печати «первым актом борьбы против гей-парада». Вдохновлённые словами митрополита Амфилохия (Радовича), не постеснявшегося обличить содомитов, жители сербской столицы вышли на улицы и во главе с руководителями Сербского Собора «Двери» выразили свой протест против намечавшегося «танца радужной смерти». Протест был мирным.

     

     Завершился он пением «Косово, Косово, земля моя милая»…

     Одна из улиц, по которой шли защитники Жизни, именуется Святогорской. А Призрен – Косовометохийская архитектурная икона Иерусалима (как и обитель Каленич).

     Афон и Иерусалим – то пространство, где встречается русская и сербская святость.

     Попробуем научиться смотреть на Сербию в её византийско-восточном измерении.

     

     Первым сербским паломником на Святой Земле был архиепископ Савва, сын Стефана Немани. В 1229 году святитель Савва выкупил дом Тайной Вечери, сохранив его таким образом за христианами на всё последующее время. Сын рашского жупана усердно молился у Гроба Господня вместе с русскими иноками. Любил он посещать пустынную обитель Саввы Освященного, воздвигнутую тезоименитым ему подвижником за 8 веков до его рождения. По преданию, тот древний святой пророчествовал о приходе сербского гостя…

     Сербские Предстоятели помогали монастырям Илии Пророка на Кармиле, монастырю Николая Чудотворца на Фаворе, Крестному монастырю.

     

     При Короле Милутине граница между Византией и Сербией проходила по линии Струмица – Просек – Прилеп – Охрид – Кройя , т.е. по территории нынешней Македонии и Северной Албании. Косовометохийский монастырь Баньска, задужбина Милутина, находилась в центре Державы и составляла вместе с Призреном, Дечанами, Печской Патриархией (основана в 1231 году), Грачаницей, Студеницей и Сопочанами её священное сердце.

     

     Король Стефан Урош Милутин не только добился предоставления сербам придела в базилике святителя Николая в Бари, но и учредил постоянное представительство Сербии в Святой Земле – монастырь Архангелов Михаила и Гавриила. Милутин и его приемники предоставили монастырю несколько метохов, в том числе на Скадарском озере.

     Дочь Лазаря Хребельяновича Елена исповедовалась старцу Никону Иерусалимцу. Духовник Елены составил обширный аскетический труд, известный в истории южнославянской письменности как Горицкий сборник.

     После Косовской битвы содержание Иерусалимского Архангельского монастыря постепенно перешло в обязанности Дубровника, и из документов Дубровницкой республики видно, что и в 1533 году сербское представительство в Иерусалиме существовало.

     

     В Государственном Историческом Музее зимой 2010 года экспонировалась Псалтирь, выполненная в южнославянском скриптории на Святой Земле в XIV столетии и привезённая в Россию Авраамом Норовым из Лавры Саввы Освященного. В рукописи сохранились -заметка ходочасника Живко из Белграда, пришедшего в Иерусалим в начале XVIII века, а также автографы паломников - сербского архимандрита Григория, священника Виссариона из монастыря Раковица и иеромонаха Иерофея из Рачи.

     Другая Псалтирь, написанная в Сербии в XVI веке и находившаяся в Архангельском монастыре в Иерусалиме, донесла до своих позднейших русских владельцев память о проигумене монастыря Грабовац Афанасии, старце Михаиле и проигумене Симеоне, пришедших поклониться Живоносному Гробу в 1665 году.

     

     В 1748 году в Вене была издана книга архимандрита Архангельского монастыря Симона (Симоновича) «Описание Иерусалима» с гравюрами Христофора Жефаровича. В 1820-1830-е годы книга распространялась через литографические оттиски в Москве (1) …

     В течение 7 столетий сербские иноки жили на Синае и на Афоне. В монастыре святого Пантелеимона долгое время была смешанная русско-сербская братия и сербы усваивали московские обычаи, даже двуперстие (Дамаскин Хиландарац).

     Мирьяна Бошков в статье «Русский хронограф и сербский Троядик» (2) указывает на то, что в Хронографе воеводинского монастыря Велика Ремета содержится идея о Москве - Третьем Риме.

     

     В XVIII и XIX веках русские богомольцы, пробиравшиеся в Иерусалим через Балканы, встречали радушный приём у братьев- сербов; русский игумен Ипполит Вишенский, путешествовавший в Святую Землю в 1707 году, оставил в своём дневнике драгоценное свидетельство о подвигах гайдука Старины Новака…

     Русские крестьяне-иконописцы в XVIII- XIX веках исходили всю Шумадию, Боснию, Косово и Метохию…

     Не редки в записках паломников конца XIX -начала XX веков упоминания о встречах с сербами в Палестине.

     …После Первого и Второго Сербских восстаний по Шумадии строятся храмы в честь русского праздника Покрова Богородицы. Например, в 1836-1838 годах по указанию Князя Милоша Обреновича возвели Покровский собор в Валево.

     Чудотворная икона Покрова Пресвятой Богородицы, с 1830 года находится в монастыре Чокешина.

     Сербы называют день 1 (14) октября "Покровица", это Слава сразу двух белградских общин - Раковица и Нови Београд, монастырей Лешье у Парачина, Малой Реметы, Печской Патриархии. Интересно, что в Сербии был обычай держать перед Покровом семидневный пост, а на сам праздник женщины не работали по дому. По одной из версий, сербы его приняли в XIV веке…

     

     В 1898 году Пресвятая Богородица повелела возвести храм Покрова в Джунисе, и ныне Джунис с его русской Крестной Славой стал великим богомольем…

     Но западные сердца-циферблаты стучат в Белграде. Поклонники цифирного суеверия и белградские нью-йоркцы 10 октября, в преддверии Покровицы, устроили гнусную провокацию, именуемую (это лучше на русский не переводить, по-сербски звучит замечательно!) …«парада поноса». Справедливая ярость сербов не замедлила.

     Святосавство включает в себя и семейную честь!

     …За последние 10 лет мы вдоволь наслушались обвинений в том, что славянофилы служат утопии. Однако Запад, с сардонической улыбкой предлагающий всё новые и новые условия для вступления Сербии в ЕС, успел доказать, что именно «евроинтеграция» является злонамеренной утопией. Утопией, требующей крови.

     

     «Космет как анти-постмодернизм» (Срджа Трифкович) есть предельное единство знака и означаемого, маяк во тьме «эпохи подмен». Изгнание приверженцев традиции из институций, будь то Скупщина или Священный Синод, не влияет на целостность самой традиции, как не влияет разделение Крестного Древа на количество присущей Ему Благодати.

     

     Закат постмодерна выявляет неразрушимость фундамента Святосавской духовности. Западный гуманизм боится и ненавидит красивых и свободных людей, молящихся перед Крестом и поющих народные песни.

     Но ещё османами подмечено: если убить серба, его лик тотчас проявится на стене древней церкви, а если соскоблить фреску, из ниоткуда возникнет сабля, и феска покатится по пыльной тропе…

     

     Доброй будет беседа русских и сербов после Литургии в Святой Софии на Босфоре и в Храме Гроба Господня.

     Живели!

     

     Примечания:

     1. См.: Тысяча лет русского паломничества. Каталог выставки. М. ГИМ, 2009. С. 72, 141-142

     2. Бошков М. Руски хронограф и српски Тројадик // Зборник Матице српске за славистику. Нови Сад, 1997. №o 53. С. 51–71.


Комментарии (5)