Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/18.10.2010/

Об украинизации подкарпатских (закарпатских) русинов



      Коснуться вопроса об искусственной украинизации коренного населения Закарпатья меня подтолкнуло в своё время сообщение о международной конференции «Опыт и проблемы национального самоопределения русинов» (Будапешт, март 2009 г.), а также опубликованные обращения участников конференции к международным организациям - ООН, Совету Европы, ОБСЕ, Межпарламентской Ассамблее Православия – с просьбой рассмотреть вопрос о русинах, проживающих в Закарпатской области.

     

     Вот уже 64 года в Закарпатской области продолжается, по сути, этноцид русинского народа, антигуманная украинизация подкарпатских русинов. Это началось еще после Второй мировой войны, когда часть территории Чехословакии - автономная республика Подкарпатская Русь, ныне Закарпатская область - была присоединена к Советской Украине.

     

     Надо сказать, что независимо от того, в составе какого государства находились русины - Венгрии, Австро-Венгерской империи или Чехословакии, - они всегда с большой симпатией относились к великой и родственной им Российской державе. Советский Союз они воспринимали не иначе как Россию.

     

     Именно так подходили к этому и православные священники, принявшие на своем съезде в октябре 1944 года петицию к И.В.Сталину о присоединении автономной республики Подкарпатская Русь к РСФСР. К сожалению, их опередили коммунисты, которые, хотя и провели свою партийную конференцию после съезда священников, приняли при поддержке политработников Красной армии (в работе конференции принял участие начальник политотдела 18-й Армии Л.И. Брежнев, будущий Генеральный секретарь ЦК КПСС) свою резолюцию о воссоединении Закарпатской Украины с Советской Украиной.

     

     Видимо, местные коммунисты были абсолютно уверены, что русинский край будет самостоятельной Закарпатской автономией в составе Украины. Однако местные сторонники коммунистической идеи обучались в Москве и плохо знали украинских коммунистов, возглавляемых первым секретарем ЦК КПУ Н.С.Хрущевым. Они, коммунисты русинского края, из-за своих поспешных и необдуманных решений потеряли не только автономию, но и веками признававшийся европейскими государствами этнос – русинов. Хрущев и слышать не хотел о каких бы то ни было русинах в составе Украины.

     

      К сожалению, не хотят слышать о русинах и руководители современной Украины. Однако приходится. А тогда, в 1946 году, началась искусственная украинизация. Сельские жители, русины, составляющие большинство населения края, не только не знали, но даже вообразить не могли, что они в одночасье уже стали украинцами. Паспорта со вписанной в них национальностью «украинец» они стали получать только в конце 1964 года - после смещения Хрущева со всех руководящих постов.

     

      Интересно сравнить данные переписи населения Подкарпатской Руси довоенного периода и Закарпатской области настоящего времени. Так, в 1930 году, при переписи населения русинского автономного края, включенного в состав Чехословакии по решению Сен-Жерменского договора 1919 года, полумиллионное население русинов составило – 62,6% от общего числа населения Подкарпатской Руси. Далее шли венгры (15,4%), евреи (12,5%) и румыны (1,7%). В остальные 7,8% вошли: чехи, немцы и только потом украинцы, русские и другие. Примечательно, что украинцы составляли менее 1% от населения Подкарпатской Руси.

     

     На момент присоединения Подкарпатской Руси (Закарпатской Украины) к Советской Украине, русинское население составляло более 400 тыс. человек. При этом следует помнить, что после войны рождаемость населения значительно возросла. До 1960 года естественный прирост населения составлял 13,6 тыс. человек ежегодно. Во многих семьях было от трех до шести, семи детей, а в некоторых и больше. В сельской местности примерно 75% населения края были русинами. К слову, и сегодня, по данным украинской статистики, подавляющее большинство населения области (62,9%) проживают в сельской местности. Однако демографическая составляющая населения области (по официальным данным) следующая: 80,5% - украинцы, 12,1% - венгры, 2,6% - румыны, 2,5% - русские, 1,1% - цыгане, 0,5% - словаки, 0,3% - немцы. До и после Второй мировой войны русины по численности населения занимали первое место, затем шли венгры, румыны, цыгане и только после них - украинцы. Сегодня же венгры сохранили за собой второе место, но первое почему-то заняли украинцы. А куда, спрашивается, девались русины?

     

     А может быть, все русинское население просто мигрировало за границу, спросит читатель? Тоже не получается. Ведь границы Советского Союза были на замке.

     

     Допустим, что после распада СССР 50-60 тыс. русинов уехали за границу и примерно столько же осталось жить в странах СНГ. А где же остальные несколько сот тысяч? Возможно, они превратились в «мертвые души» и сегодня нам нужен новый Гоголь и его герой Чичиков, чтобы их сосчитать? Успокойся читатель, не знающий о хитросплетениях истории милой моему сердцу Украины с не менее милыми моему сердцу земляками русинами. Все очень просто и ясно. Мертвых душ не было и нет. Есть живые души русинов, подвергнутых насильственной украинизации. Вот вам и один из ответов на вопросы о закарпатских, или, точнее, подкарпатских русинах, в принудительном порядке сделанных украинцами. Так что абсолютно правы те ученые, которые утверждают, что в Закарпатской области в настоящее время реально проживает более 700 тыс. русинов.

     

     После войны в новообразованную Закарпатскую область для организации коммунистического образа жизни приехало несколько тысяч украинцев и русских. Но это меньше 1% от всех жителей края. К примеру, в моем родном селе Волковое было чуть более ста домов, и проживали там одни русины - около 600 человек. Сегодня же все проживающие в селе по паспортам - украинцы. И таких сёл в Закарпатской области – сотни!

     

     Приведу еще один пример. В нашей семье, у моих родителей, было семеро детей. У соседа, двоюродного брата отца по фамилии Славянин, – девять детей. Испокон веков все были русинами. И к какому этносу отнесли правители Советской Украины их и их детей после рождения, уважаемый читатель? Все они стали «украинцами»! Так, один мой брат Мирон родился при чехах, второй брат Николай, в декабре 1939 года, при венграх, а я - в 1946 году на Украине, в СССР. Но почему-то ни чехи, ни венгры не приписали моих братьев к своим национальностям, а оставили русинами. В моем же свидетельстве о рождении была уже другая запись – украинец.

     

     Помню, мой отец, Василий Васильевич, кстати, окончивший ту же гимназию, что и Александр Васильевич Духнович (русинский просветитель XIXв.), свободно владевший венгерским и чешским языками, знавший многие сочинения того же Духновича наизусть, время от времени любил повторять его слова: «Я русин был, есмь и буду». Слово «есмь» - древнерусское и русинское, на современном русском языке означает «есть». Я, по правде говоря, будучи подростком и юношей, не очень прислушивался к ним, но, проживая в Москве, я вспомнил их при последней Всероссийской переписи населения. Вспоминаю, как отец то ли шутя, то ли с печалью произнес: «Получили мы, сынок, твое свидетельство о рождении, заглянули туда и поняли – вчера нас было в семье пятеро русинов (родители, двое сыновей и бабушка), а с твоим рождением русинов не добавилось, а убавилось до нуля, все стали украинцами». И с тех пор до сегодняшнего дня так происходит со всеми русинами, проживающими в Закарпатской области. Подавляющее большинство населения Закарпатской области говорит на своем родном русинском языке. Многие осознают, что они русины, но боятся об этом говорить, чтобы не потерять работу или учебу.

     

     Нынешнее политическое руководство Украины не вполне понимает, как много оно выиграло бы не только среди русинов Закарпатья, но и на международной арене, если бы признало древний русинский этнос.Да и как не признавать своих братьев - славян Подкарпатской Руси, земли, откуда славяне разошлись по всей Европе. Еще в 1805 году русинский священник профессор богословия Григорий Таркович писал: «Карпат славянов есть истый отец, мати, но розсiянi дiти то не хочуть знати». То есть истинной отчизной, матерью всех славян являются Карпаты, но дети, рассеянные по многим странам мира, не хотят об этом знать или в этом признаться. С мнением Г.Тарковича соглашался и В.О.Ключевский, который отмечал, что «Карпаты были общеславянским гнездом, из которого впоследствии славяне разошлись в разные стороны».

     

     Сколько же еще понадобится времени, чтобы современные украинские этнографы доросли в своем сознании до учёных Словакии, Сербии, Польши, Румынии, Молдавии, не говоря о США, Канаде и России, где русины признаны отдельным этносом, а не субэтносом украинцев, как считают на Украине?

     

      Однако рано или поздно все становится на свои места. Видна на горизонте и развязка русинского вопроса. Похоже, что историческое время Подкарпатской Руси уже наступило. Подкарпатская Русь в соответствии с Меморандумом 2-го Европейского Конгресса Подкарпатских Русинов, состоявшегося 25 октября 2008 года в Мукачеве и принявшего Акт Провозглашения восстановления русинской государственности, восстановила свой автономный статус. Дело осталось за малым, а именно за заключением нового Договора «Об отношениях Украины с автономной республикой Подкарпатская Русь (Украина)". Возможно, будет новое название автономии – Закарпатская Русь. Однозначно, что автономная Закарпатская Русь должна быть в составе Украины. А пока надо набраться терпения и ждать.

     

      И последнее. Сегодня много закарпатцев-русинов, искусственно превращённых в украинцев, проживает в России. Многие из них, увы, не знают, что еще со времен Петра Первого некоторые наши предки русины верой и правдой служили Российской империи. Одним из первых был Иван Алексеевич Зейкан – дипломат и переводчик при императоре Петре Алексеевиче. Можно упомянуть и другие имена: Иван Семенович Орлай (1771-1829) - доктор медицины, гоф-медик царского двора, издатель первого в России медицинского журнала «Всеобщий журнал врачебной науки»; Михаил Андреевич Балудянский (1769-1847) - первый ректор С.Петербургского университета, профессор, ученый в области права и политической экономии; Василий Григорьевич Кукольник (1765-1827) - профессор физики, директор Главного Петербургского педагогического института. Список можно продолжить до наших дней. К слову, этническим русином являлся митрополит Лавр, бывший предстоятель Русской Православной Церкви Заграницей. (Впрочем, не удивлюсь, если в Киеве назовут и митрополита Лавра – украинцем).

     

      Сегодня много выходцев из Закарпатской области (некоторые из них родились еще, когда область носила свое прежнее название - Подкарпатская Русь) проживает и успешно трудится на благо России. Это Йозеф Михайлович Гливка – председатель московского Русинского землячества "Карпатская Русь". Это такие известные ученые, как Василий Михайлович Симчера – профессор, доктор экономических наук, академик, директор НИИ статистики Федеральной службы государственной статистики, заслуженный деятель науки Российской Федерации, Иван Иванович Кочиш – профессор, доктор сельскохозяйственных наук, член-корреспондент РАСХН, проректор Московской государственной академии ветеринарной медицины, лауреат премии Правительства РФ. Все они осознанно относят себя к русинскому этносу. А сколько еще неизвестных нам земляков русинов, выходцев из Закарпатья, проживает на необъятных просторах великой России? Этого, к большому сожалению, мы не знаем. А очень бы хотелось. Надеемся, что при приближающейся переписи населения в Российской Федерации они хорошенько подумают, вспомнят своих родителей, дедушек и бабушек и осознанно назовут себя, как и положено коренным закарпатцам, коротким, но ёмким словом – русин.

     

     Источник: "Фонд стратегической культуры"


Комментарии (10)