Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/15.12.2010/

Школа - территория насилия



     

     Насилие среди молодежи принимает все более брутальные обличия, а последний пример, произошедший недавно в Ириге, когда двое 13-летних школьников выбросили в окно свою ровесницу. Насилие среди школьников стало практически трендом, а многочисленные исследования показывают, что проявления агрессии в школах стали все более частыми, а школьники (и их учителя) являются и жертвами и теми кто вершит физическое и психологическое насилие.

     

     Исследования показали, что больше всего насилия в крупных городах. Так, к примеру, по данным Полицейской управы, только в Белграде с января по ноябрь, в школах было совершено 160 уголовных преступлений. По данным Управы, чаще всего совершаются похищения, уничтожение и поломки школьного имущества, нанесение тяжких телесных повреждений и разбой. Одно из недавних исследований, проведенное в 50 школах (среди 26 947 учеников и 3397 взрослых) показало, что 65% учеников хотя бы раз, а 24% неоднократно подвергались какому-либо насилию за последние три месяца. По результатам другого исследования, около 29% школьников подтвердило, что в их школе есть «банда», а 9% заявило, что в школе их несколько. 29% учеников сообщило, что в школу кто-то приносил ножи и прочее оружие. Треть младших и четверть старших школьников боится кого-то в школе, а четверть учеников считает, что в школе они несчастны [1]. Поразительные результаты показало недавнее исследование в рамках проекта «Сербия, территория без насилия», проведенного в четырех средних школах, среди 1000 опрошенных в Белграде, Нови Саде, Смедеревской Паланке и великой Плане. Исследование показало, что почти 79% опрошенных присутствовало на драках, около 19% на воровстве, 9,5% на сексуальном оскорблениях 24,4% при стрельбе, а более 57% при запугивании.[2]

     

     Совсем ужасающие случаи, вроде попытки убийства ученика белградской Торговой школы, все-таки редкие, а самые распространенные виды насилия в школах – вербальное насилие, распространение клеветы, интриги, шантаж и запугивание. Среди школьников в значительной степени присутствует мобинг, то есть различные облики вербального, психического и физического преследования, появилось также и электронное насилие, то есть издевательства с помощью мобильных телефонов и интернета.

     Ситуация в школах стала буквально губительной для детей, так как новая система ценностей в Сербии оформилась через неуважение большинства базовых и человеческих моральных принципов и норм. В таком контексте, общество все более создает удобную атмосферу для распространения и закрепления различных обликов девиантного поведения среди детей, школьников и молодежи. Многие из них совершают насилие, а многие становятся жертвами различных обликов насилия, ответа на происходящее нет, тогда как органы просвещения предлагают различные программы списанные и взятые из тех стран, где общественный и моральный климат и общая экономическая и политическая ситуация гораздо лучше чем в Сербии.

     

     

     Один из таких проектов – программа «Школа без насилия» [3], которую с 2005 учебного года проводит ЮНИСЕФ при финансовой поддержке Мирового банка, сейчас эта программа проходит в 196 школах по всей Сербии с целью «создания безопасной и стимулирующей среды для учебы, работы и развития». Проект «Школа без насилия» был задуман крайне амбициозно – здесь, к примеру, четыре «существенных» компонента, чтобы получить школу без насилия нужно сделать «семь шагов», а его применение и «постоянное встраивание в программу работы школы» должно продлиться как минимум один учебный год. Программа проводится в Сербии в сотрудничестве с Министерством просвещения, Министерством здравоохранения, Министерством труда и социальной политики, Советом по правам детей Правительства Республики Сербия, Управлением по развитию образования и воспитания, Министерством внутренних дел и Министерством по делам молодежи и спорта.

     

     Основная установка подобных программ в том, что в решении проблемы школьного насилия должна принимать участие вся школа, от учеников и учителей до родителей и все важные государственные органы, что и было сделано в случае проекта «Школа без насилия». Результаты, однако, слабые, практически никакие, а в отдельных сегментах после проведения программы дошло и до эскалации насилия. Оценка данного проекта, проведенная в прошлом году агентством «Стратеджик маркетинг», показала, что хотя и достигнут частичный успех в средних школах, но среди учеников седьмого и восьмого классов эффекта нет. Наибольший успех достигнут в области информирования и обучения, но чем больше времени проходит после завершения программы, тем эффект становится слабее. В младших классах произошло уменьшение вербального, социального, физического и психологического насилия (запугивания и угроз), но в старших классах (седьмой и восьмой) произошел рост вербального и социального насилия, тогда как остальные формы насилия неизменны по сравнению с исследованиями, проведенными первоначально. [4]

     

     Как объяснение фактического провала проекта в анализе указывается, что в ходе применения программы возникают проблемы падения мотивации, нехватки времени и ресурсов и существует тенденция к тому, что процедуры проводятся формально, и не являются действительно эффективными, так как все еще воспринимаются как задание, которое нужно сделать для ЮНИСЕФ. По свидетельству Лиляны Филиппович, психолога и координатора программы «Школа без насилия», программы, которые препятствуют насилию среди школьников применяются слабо, так как большинство лекторов работали с детьми совершенно формально, а учителя считают, что эти программы неэффективны, устарели и навязаны в добавок к их обязанностям.

     

     Другие и стандартные способы недопущения насилия в школах прописаны правилами о воспитательной дисциплинарной ответственности учеников, которыми определяются легкие и тяжкие проступки учеников и устанавливается наказание за них. Школы в зависимости от дисциплинарного проступка ученика могут применять воспитательные, когда речь идет о легких проступках или воспитательно-дисциплинарные в случае тяжких проступков. Проблемы здесь в том, что предполагаемые правилами меры имеют все меньший эффект, наказания в соответствии с распоряжениями из Министерства просвещения, все мягче, а процедура наказания все более сложная и затянутая. Согласно новым мерам ученики становятся все более защищенными, так что для многих учителей становится грандиозным успехом завершить урок без крупных нарушений дисциплины.

     

     

     Показательную картину данной ситуации и регуляции показал случай в основной школе «Доситей Обрадович» в Ириге, когда девочку А.Р. в «игре» двое школьников Т.С. (13) и М.Б. (13) во время школьной перемены выбросили из окна высокого первого этажа, тогда как третий ученик И.М. (15) из средней специальной школы «Борислав Михайлович Михиз», работающей в том же здании, снимал происходящее на мобильный телефон. В результате падения с высоты в два метра А.Р. получила вывих сустава в одной и ушиб обеих ног, к счастью она упала на ноги, так что тяжких последствий не было. Выкидывание девочки не одиночный случай агрессии в этом учреждении, так как, как позднее писала пресса, уже давно поступали жалобы родителей на поведение учеников в школе, давно получившей плохую славу и среди учеников и среди преподавателей. Насилие старших школьников над младшими возросло после того как средняя школа разместилась в помещениях основной, стали обычными драки, бегство с уроков и явка на занятия через окна, срыв занятий учениками и тому подобное. Кроме того, выяснилось, что с двумя мальчиками, выбросившими девочку из окна, у школы давно уже были проблемы, но их до сих пор не наказывали. О ситуации в этой школе свидетельствует и то, что непосредственно перед инцидентом с А.Р., в тот же день произошла драка между двумя учениками восьмого класса в спортивном зале, школьник избил своего сверстника металлической дубинкой.

     

     

     Вышвыривание ученицы в окно привлекло к этой школе внимание прессы и показало, что здесь уже давно пора навести порядок. Вопрос лишь как Нужно ли представить школу в Ириге проекту «Школа без насилия» или какой-то другой программе, но вопрос в том, учитывая прежние результаты, насколько это поможет, то есть сколько учеников еще пострадают. Другой метод – наказание учеников по действующим правилам, но согласно новому Закону об образовании, так как речь идет об учениках основной школы, вышвыривание девочки в окно входит в число тяжких нарушений, за которые может последовать замечание директора и замечание вече преподавателей. Мальчиков также могут перевести в другую основную школу, но только на основании решения вече преподавателей и при согласии родителей, соответственно опекунов

     

     Замечание директора или вече преподавателей не напугает и не вразумит тех, кто уже давно демонстрирует агрессивное поведение и в условиях распада общества применение скандинавской модели школы невозможно. В той ситуации, которая сейчас в Сербии, подобное дело можно решить лишь жесткими и строгими наказаниями – прежде всего по отношению к директору, дежурным преподавателям и родителям и, наконец и к самим школьникам.

     

     [1] http://www.radio-activ.org/index.php?option=com_content&view=article&id=1550%3Aradioactiv-tema-treina-osnovaca-je-doivela-da-neko-dete-u-kolu-donese-no-ili-drugo-oruje-&catid=46%3Agesellschaft&Itemid=50&lang=hr

     

     [2] http://www.srbijanet.rs/vesti/drustvo/42131-nasilje-u-skolama-se-ne-prijavljuje-u-strahu-od-osvete.html

     

     [3] http://www.unicef.org/serbia/support_3041.html

     

     [4] http://www.google.com/search?q=skola+bez+nasilja&ie=utf-8&oe=utf-8&aq=t&rls=org.mozilla:sr:official&client=firefox-a