Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/23.12.2010/

Ядерное топливо из Сербии прибыло в Россию



     

     Ядерное топливо, отправившееся в ночь с 18 на 19 ноября из Винчи, в среду прибыло на место назначения – комбинат «Маяк» в Сибири! Таким образом, была успешно завершена крупнейшая и сложнейшая операция по транспортировке ядерного топлива, когда-либо проводившаяся под надзором МАГАТЭ.

     8030 топливных единиц – 2500 килограммов урана путешествовали более месяца под строжайшими мерами безопасностями, проехав практически половину планеты.

     Команда «Новостей» присутствовала на подготовке, упаковке топлива в специальную тару, в транспортные и ISO контейнеры, а затем в грузовики. Ночью и утром, когда опасный груз отправился из Сербии в конвое длиной в километр, журналисты сопровождали грузовики с радиоактивным топливом.

     

     Более 3500 полицейских на 250 автомобилях, разместились на трассе от Винчи до Субботицы и далее до границы с Венгрией, обеспечивая безопасность конвоя. Топливо из Винчи провожали президент Сербии Борис Тадич, вице-премьеры и министры Ивица Дачич и Божидар Джелич.

     - Это крупная операция. Была необходима масштабная логистика и решение всех вопросов, связанных с безопасностью. Освободив Сербию от ядерного топлива мы демонстрируем свою ответственность за весь регион. Таким образом мы отказываемся от значительного риска для безопасности, - заявил тогда Тадич.

     

     По словам Божидара Джелича, с завершением этой работы Сербия вычеркнута из списка потенциальных мишеней ядерного терроризма, а использованное топливо, как в реакторе, так и в бассейне возле него, 26 лет ожидало транспортировки в надежное место.

     

     Конвой длиной около полутора километров отправился из Винчи в три часа утра по объездной через Добановац, избегая части автотрассы, проходящей через город, а затем по новисадской трассе. Полицейские, разместившиеся через каждые десять метров, наблюдали за обстановкой, а вертолеты облетали конвой до Субботицы. По мосту через Бистрицу, тяжело нагруженные словенские грузовики, перевозившие контейнеры, проезжали по одиночке. Автотрасса поэтапно перекрывалась.

     На рассвете грузовики прибыли к предприятию по переработке азота возле Субботицы. Специальные команды за несколько часов перегрузили контейнеры на железнодорожный состав. Поезд с топливом через Келебию прибыл в Венгрию.

     Таким образом транспорт прибыл в словенский порт Копар, где Радойица Пешич, директор общественного предприятия «Ядерные объекты Сербии», отвечающего за всю операцию по транспортировке, передал документы и опасный груз в руки капитана корабля, который будет отвечать за груз до прибытия в русский порт Мурманск. С корабля контейнеры были вновь перегружены на поезд и по рельсам были доставлены в пункт назначения – предприятие «Маяк».

     

     Чтобы топливо было готово к этой дальней дороге, в течение последнего года топливные единицы, похожие на металлические цилиндры, были уложены в специальную упаковку, последнее фазой стала упаковка в специальные контейнеры – чешские «Шкода» и русские «Тук- 19», каждый из которых стоит около полумиллиона евро и весит пять тонн.

     Для упаковки 4000 килограммов ядерных элементов на предприятие»Ядерные объекты Сербии», занимающееся транспортировкой, было доставлено 32 стальных контейнера, они затем были упакованы в специальные ISO контейнеры. Самая опасная часть работы проходило под водой в здании реактора в Винче, где специалисты занимались использованным горючим.

     

     С ног до головы одетые в специальные защитные костюмы, в масках на лице, они перегружали элементы под водой, наблюдая на мониторах за информацией с подводных камер.

     Уровень облучения был повышен, так что время, которое каждый инженер и техник много провести возле бассейна, было строго ограничен. Запрещено было прикасаться к чему-либо и даже прислониться к стенам. Работникам все время напоминали о повышенном уровне радиации.

     

     

     Сербия была первой страной, которая по международному соглашению, предполагающему возврат ядерного топлива в землю происхождения, в 2002 году транспортировала неиспользованное топливо в Россию. Процесс в ходе которого из 35 мест во множестве стран, топливо было возвращено в Россию, начался здесь, а сейчас здесь он и завершается. Это крупнейшая поставка в рамках МАГАТЭ последнее топливо, возвращаемое в Россию, - объяснил Джон Келли из МАГАТЭ, ответственный за транспортировку в балканском регионе.

     В 2002 году самолетом в Россию было отправлено всего несколько килограммов топлива. Использованное топливо из реактора в Винче более двадцати лет провело в бассейне где оно охлаждалось, руководитель проекта Обрад Шотич, объясняет, что вода – наилучший биологический щит.

     

     

     Высокообогащенное топливо представляет собой значительный потенциальный риск и может быть использовано для создания ядерного оружия, - рассказал Джон Келли во время погрузки контейнеров на грузовики. Физик-ядерщик Милан Орлич объясняет, что то, что топливо использованное, не означает, что оно менее опасно. Напротив!

     - Использованное топливо гораздо опаснее, так как из него легко можно сделать грязную атомную бомбу. Оно более радиоактивно, так как излучение от него больше, - объясняет Орлич.

     

     

      «Вечерние Новости» хотя и были ознакомлены со всей операцией по транспортировке топлива, подписали соглашения о сохранении тайны с предприятием «Ядерные объекты Сербии» и МАГАТЭ, согласно которому текст о транспортировке топлива мог быть опубликован только после того как груз прибудет на место назначения. Хотя транспортировка и была обозначена как «служебная тайна», это не помешало источникам из МВД до ее начала раскрыть тайну другим редакциям. А министр Милутин Мрконич, не обращал внимания на сохранение служебной тайны, хотя об этом и были предупреждены все члены Правительства. С трибуны Скупщины он сообщил о времени и трассе по которой будет перевозиться радиоактивный груз. За раскрытие тайны и потенциальную угрозу безопасности граждан Сербии ни он, ни кто либо из МВД ответственности не понесли.

     

     Одним из самых больших самолетов, которые когда либо приземлялись в аэропорту «Никола Тесла» стал самолет Ан124-11 компании «Волга-Днепр», оставивший из Екатеринбурга специальные контейнеры «Тук-19» для упаковки радиоактивных материалов.

     

     

     


     

     


     

     


     

     


     

     


     

     


     

     


     

     


     

     


     

     


     

     


     

     


     

     


     

     


     

     


     

     


     

     


     

     


     

     


     

     Фото - Н.Фифич и Ж.Кежевич


Комментарии (5)