357 лет назад, 8 (по новому стилю – 18-го) января 1654 года, на главной площади древнего Переяславля «собралося великое множество всяких чинов людей, учинили круг пространный».
К собранию гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий и обратился с речью, которую подытожил следующими словами:
«А православный христианский великий государь царь восточный есть с нами единого благочестия греческого закона, единого исповедания, едино есмы тело Церкви православием Великой Росии, главу имуще Иисуса Христа. Той великий государь, царь християнский, зжалившися над нестерпимым озлоблением Православныя Церкви в нашей Малой Росии, шестьлетних наших молений безпрестанных не презривши, теперь милостивое свое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царскою милостию своею прислати изволил, которого если со усердием возлюбим, кроме царския высокия руки, благотишнейшаго пристанища не обрящем. А будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет – волная дорога».
Народ ответил обшим возгласом: «Волим под царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику Христову, поганину достати!»
Так совершился исторический акт воссоединения Великой Руси и Малой Руси. Важнейшая дата нашей общей истории.
Впоследствии Богдан Хмельницкий подбивавшим его изменить православному государю заявил: Видно судьба Бажия, устрояющая дела человеческие всегда к лучшему избрала его соединение с народом единоверным и единоплеменным по доброй и обоюдной воле и согласию непринужденному, которых я разрушать почитаю за грех смертельный, и с тем жить и умереть хочу.»
На протяжении веков эти слова, по сути духовное завещание Богдана, многократно ставились под сомнение и вот уже Александр Пушкин вопрошает
Куда отдвинем строй твердынь?
За Буг, до Ворсклы, до Лимана?
За кем останется Волынь?
За кем наследие Богдана?
Признав мятежные права,
От нас отторгнется ль Литва?
Наш Киев дряхлый, златоглавый,
Сей пращур русских городов,
Сроднит ли с буйною Варшавой
Святыню всех своих гробов?
ОТПАДЕНИЕ ЭЛИТЫ
Украинскую историю, начиная где-то с Люблинской унии 1569 года, можно описать как процесс ментального отпадения элиты от народа. Народ сохраняет православное вероисповедание, тогда как элита создает себе совершенно иную систему приоритетов и ценностей — «уходит на Запад», принимает католичество, полонизируется, в настоящее время — выступает за вестернизацию страны и интеграцию ее в ЕС и НАТО.
«В XVI веке иезуиты разными способами в течение каких-нибудь тридцати лет переделали все русское дворянство. Большая часть его перешла в католичество.
Все дворянство отпало от веры народности: в Руси исчезал деятельный, свободный класс, который мог путем законным и правильным постоять за святыню старины своей» писал Николай Костомаров в своей работе: «О причинах и характере унии в Западной Руси»
Вот и ответ на вопрос почему в отличии от России нынешняя Украина не имеет своих старинных дворянских родов, -- они ополячились, отреклись от русского имени еще в XVII веке. Мы много слышим, о необходимости создать украинца. Но вот вопрос, можно ли создать народ полноценным без полноценной исторической базы, основанной на непрерывной традиции. Ведь его высшее сословие — малороссийское дворянство обменяло свое первородство на чечевичную похлебку и исчезло с исторической арены, известно -- ветвь, не приносящая плода, отсекается.
Страна может полноценно существовать, если все ее сословия имеют общую самоидентификацию.
Сейчас утрачено сакральное понимание власти как формы тяжелейшего и ответственного служения. Лишенная нравственных бытийных опор власть неизменно вырождается в голое насилие.
Когда люди во власть приходят через бизнес, то и власть ими воспринимается как очередной бизнес проект с большими возможностями. Не случайно, до революции купцов не пускали в госслужбу, ведь они могли и службу превратить в базар, начнут торговать чинами и интересами государства. Для этого нужны были люди с иным самосознанием, они назывались дворянами, их с детства учили тому, что власть это бремя ответственности.
Только человек понимающий власть как бремя, может подойти к ней с правильной стороны. В противном случае все азартные попытки оседлать вращающееся колесо политической фортуны будут заканчиваться конвульсиями под этим же колесом.
Ведь задача власти не обслуживать страсти арифметического большинства, а творчески служить Богу и народу в соответствии с заповедями, ограничивая зло – быть рукой удерживающей. И это служение зачастую жертвенное.
Без этого мы оказываемся на родине в плену, и страна превращается в территорию, народ — в население, а государственная власть — в колониальную администрацию.
С распадом СССР все представители не титульной нации в строящейся унитарной Украине автоматически оказались в положении заложников.
Отчего сейчас стал независим простой человек? Может быть, он стал независим от общих святынь, от возможности их беспрепятственно посещать?
КРУГ ИСТОРИИ
В XVII веке после смерти Богдана Хмельницкого Малороссию сотрясали смуты. Соискатели гетманской булавы писали в Москву верноподданнические письма, выгораживая себя и очерняя соперников обличая их в неверности. Все бы ничего, но такие же клятвы и заверения от всех претендентов получал и польский король. Разновектороность, непостоянство стало отличительной чертой гетьманата. Говорилось: «Как волк выкормленный в лес смотрит, так и шляхта в Польшу».
Но народ думал иначе, ведь идея «независимости» простым людям ничего не давала.
«Мы, -- говорил московскому послу любенский войт Котляр, -- рады будем, когда придут к нам воеводы с ратными людьми; а гетмана (Выговского) мы все недолюбливаем; и мы и мещанство и чернь…»
Протопоп Филимонов переписывался с боярином Ртищевым и сообщал ему, почему старшина и народ мыслят по разному: « И я доброхот государев, желаю от сердца, чтоб уж мы знали государя праведного себе за совершенного государя и его полную власть над собой; и многие из духовных и светских того хотят, а не хотят этого гетман, да полковники, да старшины; и это делают они для своего лакомства: они бы рады были одни пановать и тешиться своим самовластием, они уже разлакомились в господстве своем, и не хочется им его потерять.
…Изволь твоя милость вступиться перед его царским величеством, чтобы непременно государь прислал воевод и взял на себя все наши города; в Украине никто не станет противиться. Это будет добро, а мы будем всячески к тому людей приводить». (Николай Костомаров «Наследники Богдана Хмельницкого»)
СУТЬ РУСИ В БОЖЕСТВЕННОЙ ЗАДАЧЕ
В западном мире происходит стремительная девальвация ценностей, кажется, что все относительно и что человек сам мера всех вещей.
Перед человеком периодически возникает вопрос, чему посвятить свою единственную быстротечную жизнь, отдаться бесконечному бытоустройству, стать образцовым бюргером-потребителем? Или мучительно искать истину.
Но можно этому противопоставить Святую Русь?
Понятие Святая Русь не подразумевает, что народ безгрешен. Этим лишь определяется направленность и сила стремления культуры. Вся культура человека есть порождение его веры.
Другие культуры стремятся к иным определениям -- великая Германия, прекрасная Франция и лишь Русь Святая.
Русь это культурный феномен в Божьем саду взращенный Православной Верой.
На протяжении целого тысячелетия в кризисные моменты или вернее в периоды суда, поскольку кризис в переводе с греческого означает суд, народ кается в своих заблуждениях, и вновь обращается к духовным корням. В момент кризиса и «один в поле воин», а два -- это уже войско. Состоится катастрофа или нет, может зависеть от единиц, но готовится многими.
Сейчас много говорят о том, что Русь несет печать Богоподобия, но вот вопрос, сможет ли она оправдать свое призвание?
Ведь смертоносной раздельности противостоит живоначальное единство, неустанно осуществляемое духовным подвигом любви и взаимного понимания.
Русский религиозный мыслитель Иван Ильин едва ли не первым еще в начале 1950-х годах предсказал распад СССР и последующий политический хаос.
Но он оптимистично смотрел в будущее, отмечая: «В жизни целого народа с тысячелетним прошлым этот срок «выпадения» или «провала» не имеет решающего значения: история свидетельствует о том, что на такие испытания и потрясения народы отвечают возвращением к своей духовной субстанции, восстановлением своего духовного акта, новым расцветом своих сил.
Мы верим в это не потому, что желаем этого, но потому, что знаем русскую душу, видим путь, пройденный нашим народом, и, говоря о России, мысленно обращаемся к Божьему замыслу, положенному в основание русской истории, русского национального бытия». Эти слова адресованы нам, потомкам, из грозного 1942 года.
В своих воспоминаниях князь Жевахов отмечал: «И, как бы ни мудрили с народом, какие бы идеи ни прививали, но придет время, когда он, с негодованием, сбросит с себя чуждое ему ярмо и слезами раскаяния загладит свои грехи пред Богом и Царем, вне Которых нет жизни, нет правды...».
Если мы всякий раз будем выбирать этот вектор, то постепенно выстроятся звенья в цепи, которая, послужит преодолению греховного разделения между братскими народами и объединит людей, у которых нет границы в уме и сердце.
Еще при жизни великий князь русский Ярослав дал наставление шестерым сыновьям, сказав им: "Вот я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим; но живите мирно, слушаясь брат брата.»
Не хотели князья русские жить дружно, навлекли на себя иго татарское и лишь через сверхнапряжение всех сил — слезами, потом и кровью смыли грехи свои. «На Куликово поле пошли дружины отдельных княжеств северо-восточной Руси, а вернулся единый русский народ» — говорил по этому поводу историк Лев Гумилев.
Сейчас мы слышим обнадеживающие заявления о налаживании экономических связей с Россией, но уповать на экономические связи недальновидно и суетно, выгода плохой цемент. Политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной.