Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/25.1.2011/

Тревожный год



     

      Ровно год назад, 22 января 2010 года, состоялось избрание Святейшего Патриарха Сербского Иринея на Патриарший престол. Патриарх Ириней был избран жребием из трех кандидатов, в числе которых были также Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Черногорский Амфилохий и епископ Бачский Ириней. Конверт с именем нового Патриарха извлек архимандрит Гавриил из монастыря Лепавина в Хорватии. Озвучил имя перед участниками Собора старейший по рукоположению в СПЦ архиерей - епископ Шабачский Лаврентий. Выборы состоялись на заседании Архиерейского Собора в Белграде. Каждый из трех кандидатов для включения в список должен был собрать более 50% от общего числа из 44 голосующих архиереев.

     В связи с годовщиной избрания Патриарха Иринея на Патриарший престол мы попросили известного богослова и филолога диакона Владимира Василика выразить свое мнение об итогах первого года патриаршего служения Предстоятеля Сербской Православной Церкви.

      Прежде всего, хотелось бы сказать несколько слов в память Святейшего Патриарха Павла Сербского. Он был действительно духоносным старцем и воистину народным Патриархом, настоящим молитвенником и подвижником, образом нестяжания, любви к Богу и людям. В его правление Сербской Православной Церкви удалось уврачевать раскол между Сербским Патриархатом и Сербской Зарубежной Церковью. Даже когда он лежал глубоко больной, его авторитет и молитва держали Сербскую Церковь. Он ушел, и мы видим, что происходит. А происходят вещи печальные.

     Достаточно отметить нашумевшую историю с бывшим епископом Рашко-Призренским Артемием. Я бывал в Косово, видел владыку лично, и он произвел на меня очень глубокое впечатление как человек молитвенный и глубоко болеющий за судьбы Сербии и Косово. Мне трудно поверить тем слухам и обвинениям, которые распространяются в его адрес. Его жизнь не вписывается в образ коррупционера и стяжателя. Тем паче, что обвинения в адрес главного обвиняемого по делу о финансовых нарушениях в Рашко-Призренской епархии, отца Симеона греческий суд не подтвердил и экстрадировать его отказался. Мы до сих пор не знаем, что реально произошло, и какие причины подвигли к удалению бывшего владыки Артемия. Думаю, что вся правда явится только на Страшном Суде. Что касается последних событий, связанных с его извержением из сана, то, опять-таки, по поводу сего можно только скорбеть.

     

     Безусловно, бывший еп. Артемий совершил неканонический поступок, самовольно вернувшись на кафедру без решения Собора. С другой стороны, процедура суда над ним была совершена канонически некорректно, без его троекратного вызова, без возможности ему высказаться и оправдаться. Осуждение было произведено весьма скоропалительно.

     Многие объясняют эти события тем, что бывший Рашко-Призренский еп. Артемий твердо и последовательно выступал за сохранение Косово в составе Сербии и для этого прилагал известные усилия. Он противился планам тесных экуменических контактов с римо-католиками и выступал как достаточно консервативный епископ. В силу этого, по мнению сторонников этой версии, он и стал жертвой подобных процессов, в которых, возможно, было две стороны, одна из которых и провоцировала бывшего Рашко-Призренского владыку Артемия на необдуманные поступки. Безусловно, нельзя приветствовать создание церкви параллельной Сербской Патриархии. Надеемся, что у Артемия хватит духовного разума и мужества не пойти на широкомасштабный раскол, который еще более усилит страдания Сербской Православной Церкви, и так испытывающей сильные скорби из-за Македонского раскола. Хотя, к сожалению развитие событий дает мало оснований для подобных надежд.

     Все это связано с тем, что Сербская Церковь в настоящее время не самостоятельна. Она находится под сильным давлением «оранжевого» режима Бориса Тадича, который в свою очередь пребывает под прессом глобалистических сил. А уж им-то не нужна ни целостная Сербия, ни самостоятельная и целостная Сербская Православная Церковь.

     

     Именно в этом контексте и следует понимать поступок Патриарха Иринея, который на празднике Хануки зажег в синагоге иудейский семисвечник. Следует напомнить, что этот поступок подпадает под действие канонов, которые под угрозой низвержения из сана или отлучения от Церкви запрещают христианину молиться с иудеями и зажигать светильники в иудейской синагоге. Вот хотя бы 70 и 71 Апостольские правила: «70. Если кто, епископ, пресвитер, диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то, опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен. (Ср. Ап. 7 и 71; 6 Всел. 11; Антиох. 1; Лаод. 29, 37 и 38). 71. Если который христианин принесет елей в языческое капище, или в иудейскую синогогу, в их праздник, или возжет свечу: да будет отлучен от общения церковного».

     Что касается политической стороны дела, то Патриарх Ириней здесь был явно несамостоятелен. Акция по зажиганию ханукальных свечей прошла в не менее 180 крупных городах мира. В США почти везде в ней принимали участие руководители штатов и мэров городов вне зависимости от их вероисповедания. Напоминаю, что праздник Ханука установлен в память очищения Иудой Маккавеем иерусалимского храма от эллинов в 159 г. до Р.Хр. Соответственно Ханука приобретает семантику не только праздника света, но и памяти победы иудеев над неиудейским миром. Создается впечатление некоего системного интернационального глобального действия, жертвой которого стала, в том числе Сербия и Сербская Православная Церковь.

     В этом же контексте стоит рассматривать и намерение пригласить папы Римского на празднование 1700-летия Миланского эдикта в 2013 году. Никогда до сих пор папа не был на территории Сербии. Это приглашение, в случае если оно осуществится, - акт, который открывает для понтифика еще одну православную землю. Подобный поступок будет выглядеть, мягко говоря, непонятным, учитывая те страшные страдания, которые понесла Сербская Православная Церковь и сербский народ в годы Второй мировой войны от рук католиков, прежде всего католических священнослужителей, многие из которых участвовали в массовых убийствах православных сербов, учитывая факт позорной беатификации архиепископа Алоизия Степинаца, который покрывал сербский геноцид. Отметим и отсутствие покаяния Римских пап за хорватские преступления 1941-44. Ватикан кается перед кем угодно, - евреями, вольнодумными учеными и даже перед сожженными ведьмами, - но только не перед православными христианами, замученными лишь за то, что они только православные, С другой стороны, намерение пригласить Папу приглашение становится понятным, если должным образом оценивать роль Римского папы в глобалистических процессах. В данном контексте личные симпатии или антипатии, экуменические взгляды Патриарха Иринея имеют мало значения. К сожалению, Сербский Патриарх является объектом внешнего политического воздействия - грубого, циничного и беспощадного.

     

      В свое время, в отличие от Болгарии, Сербия избежала соблазна унии благодаря святому Савве Сербскому. И этого соблазна удалось избежать сербам даже на территории Австро-Венгрии в XVIII-XIX веках. Судя по всему, определенные силы пытаются взять исторический реванш и пытаются сделать это руками православных. Перед Сербией и Сербской Православной Церковью сейчас вновь встает тот выбор, который был поставлен в 1389 году перед князем Лазарем:

     

     «Лазарь царь, корона пречестная,

     Ты к какому царствия желаешь,

     К Царствию Небесному стремишься,

     Иль желаешь царствия земного?»

     

     Конечно, жизнь Сербской Православной Церкви и служение Святейшего Патриарха Иринея не сводится к этим печальным явлениям. В последний год происходили и позитивные события - открытия новых храмов, восстановление разрушенных церквей в Косово и Метохии и борьба за сохранение в нем сербского церковного народа, работа по ликвидации македонского раскола и т. д. Тем не менее, нам следует крепко молиться за Патриарха Сербского Иринея и всю Сербскую Православную Церковь, чтобы Господь послал нашим сербским собратьям силы и мужество совершить правильный духовный выбор и противостоять тем соблазнам и давлению, которым они сегодня подвергаются.

     


     
Источник: "Русская народная линия"