Преподобный Максим Исповедник родился в Константинополе около 580 года и вырос в благочестивой христианской семье. В юности он получил разностороннее образование: изучил философию, грамматику, риторику, был начитан в древних авторах и в совершенстве владел Богословской диалектикой.
В 638 году император Ираклий вместе с патриархом Сергием, стремясь уменьшить вероисповедные разногласия, издал указ, так называемый "Экфесис" - "Изложение веры", который окончательно повелевал исповедовать учение об одной воле при двух природах Спасителя. Защищая Православие, преподобный Максим обращался к людям различных званий и сословий, и беседы эти имели успех. "Не только клир и все епископы, но и народ, и все мирские начальники ощущали в себе какое-то неодолимое влечение к нему", - свидетельствует его житие.
В 648 г. вместо "Экфесиса" вышел указ, составленный, по поручению Константина, константинопольским патриархом Павлом - "Типос" - "Образец веры", который запрещал всякие рассуждения равно как об одной воле, так и о двух волях при признании двух природ Господа Иисуса Христа. Тогда преподобный Максим обратился к сменившему папу Феодора Римскому папе Мартину I (649 - 654) с просьбой вынести вопрос о монофелитстве на соборное обсуждение всей Церкви. В октябре 649 года был собран Латеранский Собор, на котором присутствовало 150 западных епископов и 37 представителей Православного Востока, среди которых находился и преподобный Максим Исповедник. Собор осудил монофелитство, а его защитники. Константинопольские патриархи Сергий, Павел и Пирр, были преданы анафеме.
Когда Констанс II получил определение Собора, он приказал схватить и папу Мартина, и преподобного Максима. Этот приказ был выполнен через пять лет, в 654 году. Преподобного Максима обвинили в измене отечеству и заключили в тюрьму. В 656 году он был сослан во Фракию, а затем снова привезен в Константинопольскую тюрьму. Преподобного вместе с двумя его учениками подвергли жесточайшим пыткам: каждому отрезали язык и усекли правую руку. Затем их сослали в Колхиду. Но тут Господь явил неизреченное чудо: все они обрели способность говорить и писать. Преподобный Максим предсказал свою кончину (+ 13 августа 662 года). В греческих прологах 13 августа указывается перенесение его мощей в Константинополь; оно могло быть приурочено к кончине преподобного. Возможно, что установление памяти на 21 января связано с тем, что 13 августа празднуется отдание праздника Преображения Господня. Над могилой преподобного Максима ночами возжигались три чудесно явленных светильника и совершалось множество исцелений. Преподобный Максим Исповедник оставил Церкви большое Богословское наследие.
"Ничто в обожении не есть произведение природы, - писал преподобный Максим в письме к своему другу Фалассию, - ибо природа не может понять Бога. Единственно лишь милость Божья обладает способностью давать обожение существам... Человек (образ Божий) в обожении уподобляется Богу, он радуется изобилию всего, что принадлежит ему по природе, потому что благодать Духа торжествует в нем и потому что Бог действует в нем" (письмо 22).
(Использованы материалы сайта Православие.ру)
Богословское наследие Преподобного Максима привлекает умы и сердца многих современных богословов и сегодня.
Это один из самых глубоких и востребованных сейчас богословов и любимый святой Владыки Артемия. Епископом Артемием была написана диссертация по Богословию Святого Максима, в Грачанице Владыка построил зимний храм в его честь.
Вот что пишет Владыка Артемий в одной из своих работ:
«Основное положение святого Максима Исповедника заключается в том, что тайна обожения человека зиждется в целом на непостижимой умом тайне вочеловечения и воплощения Бога. Эти две тайны в православной теологии неразрывно связаны между собой. Для понимания взаимной соотнесённости этих двух тайн, то есть тайны вочеловечения Бога и обожения человека, необходимо обратиться к центральной теме теологии преподобного Максима – теме соотношения грехопадения человека и воплощения Бога, или, иными словами, к теме необусловленности или обусловленности воплощения Бога Слова. Эта отнюдь не лёгкая проблема разрешается, по святому Максиму, только в свете тайны человеческого обожения, взятого в наиболее полном своём выражении как ипостасное соединение человеческого естества с Божественным в Ипостаси Иисуса Христа, как мы увидим это далее.
Несмотря на то, что святой обычно говорит (как, впрочем, и все святые отцы Церкви) об обусловленности воплощения Бога, соглашаясь, таким образом, что “воплощение было ради спасения природы”,или, как он пишет в другом месте: “Бог становится Человеком, чтобы спасти заблудшего человека”, или снова, в другом сочинении: “Не забудем, что началом и условием Его чудесного Пришествия к нам во плоти было одно только наше спасение”, а также, в ином месте: “ибо единственной причиной рождения Его во плоти было спасение природы”, и т. д., имеется, однако, в его сочинениях немало мест, ясно говорящих о необусловленности воплощения Бога Слова. Так, святой отец говорит, что Божественное воплощение и вочеловечение Бога Слова представляет собой первоначальное решение о человеке и мiре, решение, которое как конечную цель и намерение целокупного творения Бог принял прежде всякого творения. Главнейшие из этих мест святого Максима находятся в его сочинении «Вопросоответы к Фалассию». В нём святой Максим прежде всего отождествляет таинство Христа с Самим Христом, Который есть “неизреченное и непостижимое ипостасное соединение Божества и человечества”, или, как он говорит немного ниже, Христос есть “из обоих создающее сложную ипостась, но никоим образом не уменьшающее их сущностное и природное различие”. В продолжение текста святой отец в одном весьма кратком фрагменте говорит, что эта тайна составной Ипостаси Христовой, то есть Христа как Богочеловека, представляет “великое и сокровенное таинство”, предрешённое прежде всех веков великим Божиим советом: “Это есть Божественный конец, ради которого и возникло всё [тварное бытие]. Это есть Божественная цель, задуманная [Богом] ещё до начала сущих, которую мы определяем таким образом: она есть заранее продуманный [Богом] конец, ради которого существуют все [тварные вещи], но который сам существует не ради какой-нибудь одной из них. Имея в виду этот конец, Бог и привел в бытие сущность [всех] сущих……»
Отрывок из работы Владыки Артемия «Проблема необусловленности или обусловленности воплощения Бога Слова»
Публикуется по книге еп.Артемия «С Христом на жизненном пути», изд.«Святая Русь», 2010 год